«Формирование гражданского самосознания средствами духовно – нравственных ценностей».
учебно-методический материал на тему

Сергеева Елена Игоревна

В данной статье рассказывается о духовно- нравственных ценностях, о гражданском самосознании младших школьников и его формировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» города Курска

Выступление

по теме: «Формирование гражданского самосознания средствами духовно – нравственных ценностей».

                                           Выполнила: учитель начальных                        

                                           классов

                                                     Сергеева Е.И.

2016 - 2017 учебный год

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, т. е. компетентностный подход.

Сегодня воспитание Гражданина - это заказ времени, общества. Гражданское образование не связано с отдельно взятой учебной дисциплиной, а должно представлять  системную, целенаправленную  деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.  Гражданственность  выступает как деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта. Велика роль школы в вопросе формирования  гражданского образования подрастающего поколения. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель Гражданина, имеющего опыт демократических отношений, которые приобретаются в ходе школьной жизни. В школе ребёнок не учится жить, а  живет, осваивая принципы демократического поведения. И от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, которая станет неотъемлемой частью   жизни ребенка, зависит и поведение в будущем. Быть Гражданином, значит быть духовно-нравственной личностью.

Воспитание именно духовно-нравственное я могу сравнить с маленьким зеленым листочком, который находится где-то рядом с сердцем. ( А может, это и есть сердце?) А чтобы оно бесперебойно работало, нужны благоприятные условия: доброта, тепло, питание, солнце, любовь. Всё это и формирует человека с детства, закладывая «правильные, верные кирпичики», из которых и складывается воспитанный человек.

Мы, взрослые, в ответе за молодых, это у нас они учатся неискренности, подхалимству, несправедливости. Видя это изо дня в день, ребёнок воспринимает как само собой разумеющееся, и трудно потом убедить  его в том, что так нельзя, это плохо. Ведь видит он и слышит совсем другое. В ходе работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек-это Гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным, ибо это серость и скука. Настолько многогранно и многолико это понятие, нет чётких границ и определений и  где та грань, за которой воспитание уже и невоспитание…

Выделяют  две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Надзор государства за соблюдением Конституции способен консолидировать общество на основе содержащихся в ней ценностей и приоритетов. Эти ценности имеют характер соглашения граждан с властью на предмет соблюдения определенных правил поведения. Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) его в них не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Система образования, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С.  Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» .

Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях

открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм, искажения в ценностных ориентациях российского общества.

Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно - ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  • доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
  • забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри  него.

Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп.

Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными организациями.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.    Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

        Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию..

       Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:

1. ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

  • Любовь к России;
  • Любовь к своему народу;
  • Любовь к своей малой родине;
  • Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

  • Свобода личная и национальная;
  • Доверие на всех уровнях общества;
  • Справедливость;
  • Милосердие;
  • Доброта;
  • Честь и честность;
  • Достоинство.

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:

  • Правовое государство;
  • Гражданское общество;
  • Долг;
  • Закон;
  • Правопорядок;
  • Межэтнический мир.

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

  • Вере в Бога;
  • Религиозных организациях;
  • Святости и благочестии

5. СЕМЬЯ

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;
  • Здоровье и благополучие;
  • Почитание родителей;
  • Забота о старших и младших;
  • Продолжение рода;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

  • Познание и истина;
  • Креативность и инновационность;
  • Целеустремленность и настойчивость;
  • Трудолюбие;
  • Бережливость

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО

Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • Жизнь;
  • Родная земля;
  • Красота;
  • Гармония

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

  • Планета Земля;
  • Мир во всем мире;
  • Многообразие культур и народов;
  • Прогресс человечества;
  • Международное сотрудничество

Система ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Такая система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

1. Урочная деятельность; 
2. Внеурочная деятельность (культурные практики); 
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 
4. Семейное воспитание; 
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими  родителями. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников.

        В своём классе я использую различные формы и методы работы, направленные на формирование гражданского самосознания:

- анализ произведений на уроках литературного чтения;

-беседы;

- экскурсии;

- заочные путешествия;

- художественные выставки;

- театральные постановки;

- участия в творческой деятельности;

- проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование  

  представлений о нормах морально-нравственного поведения;

- беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и

  обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков,

  поведения разных людей;

-обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

    -посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании  

     помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах,

     природе;

    -беседы о семье, о родителях и прародителях;

- проведение открытых семейных праздников, выполнение творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Духовное - нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.

Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения....