Работа с детьми с повышенной мотивацией
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Работа с детьми с повышенной мотивацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с повышенной мотивацией | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Выступление на методическом объединении
учителей – предметников
учителя начальных классов Луканина Ю.К.
Работа по формированию, углублению и развитию способностей учащихся в рамках работы с детьми с повышенной мотивацией
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Все учителя переживают, когда ученик не старается, не хочет прилагать усилия для учебы. Он может даже сказать: "Давай, учи меня; а лично мне все равно". Очень часто сталкиваемся мы с таким отношением "немотивированных" учащихся.
Важно понять три важных обстоятельства:
1) мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
2) то, чему учат, можно выучить,
3) преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.
Конечно, нам неподвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт, - все это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому мы должны научиться использовать эти факторы для мотивации и постоянно варьировать ими на уроке. Эти факторы помогут мобилизовать учащихся и повысить их желание учиться.
В росте мотивации учащихся большую роль в этом играет ощущение успеха. Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения цели. Когда мы нажимаем на дверную ручку и дверь открывается, нас не охватывает воодушевление, потому что мы заранее знали, что именно так и произойдет. Но если дверь заело и нам удается ее открыть, лишь приложив силу и сноровку, тогда мы действительно чувствуем, что добились успеха.
То же самое можно сказать и об учебе. Если задание простое и не требует серьезных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учебу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старание и не будучи уверенными в благополучном результате, тогда мы рады успеху и стремимся к новым свершениям. Чем чаще ваши ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки. И наоборот, чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку их прогноз неутешителен - "у меня опять не получится". И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики "немотивированны".
Отсюда следует, что мы должны понизить "учебную планку" для менее успевающих учеников. Это не значит, что им позволено "обходиться минимальным"; мы просто создаем им условия для преодоления учебной планки, чтобы они могли готовиться к завоеванию новых высот. На практике это значит, что все учащиеся должны испытывать чувство преодоления, радоваться успеху.
Практическая деятельность должна содержат следующие направления:
- работа по плану индивидуального обучения;
- включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
- внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
Можно выделить следующие направления деятельности учителя по отношению к учащимся имеющими повышенную мотивацию в учебе.
Диагностика одаренности.
Классно-урочная деятельность.
Внеурочная деятельность
Первоочередной задачей в организации обучения детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. Используется широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Это и урок – экскурсия (Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.), урок – игра (К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным), урок – сказка (Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.), интегрированный урок (На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области) и т.д.
Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:
диалогические формы обучения
проблемные ситуации
метод проектов
метод проектов
информационно-коммуникационные технологии
наглядный
совместное оценивание
сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы
создание ситуации успеха на уроке
Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы интеллектуальные игры, олимпиады, предметные кружки, конкурсы, традиции, викторины.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе. Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности. Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать интересы учащихся, их желание. Большинство детей в настоящее время изнежены и избалованы, поэтому не желают лишнего перетруждаться по школьным предметам. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.
Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях будет действовать продуктивно, если для ребят будут предложены задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.
Юные талантливые ребята энергичны и одержимы.
Главная задача конкурсов – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Кроме этого конкурсы ориентированы на воспитание в ученике активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры. Конкурсы подразделяются по сферам деятельности
Конкурсы | ||||||||||||||||||||||
Спортивные | Интеллектуальные | Творческие | Эстетические | |||||||||||||||||||
Зов джунглей | К вест | Игры ,эстафеты | спартакиады | «Русский медвежонок» | «Гринвич» | «Лукоморье» | «Колосок» | «кенгуру» | « Минута на победу» | « Три минуты славы» | « Я русский бы выучил…» | Рисунков | Прикладного искусства | Школьная галерея |
Завершая разговор по актуальной в образовании теме, хочется заметить, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаем таких учеников, которых не совсем удовлетворяет работа со школьным учебником, им по силам большая работа, чем рамки урока. Включая в программу одаренных учащихся и учащихся с повышенной мотивацией в учебе, мы создаем благоприятные условия для овладения ими важных умений и навыков (желание читать специальную литературу, искать ответы на свои вопросы из различных областей знаний). Таких учащихся отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "
Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....
Работа с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией Классно – урочная деятельность
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос...
План работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению
Материал содержит пояснительную записку и план работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению...
Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению
На этапе выявления детей с повышенной мотивацией к учёбе проводится диагностика. Первая диагностика проводится ещё до поступления в первый класс....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....