Портрет креативного педагога
презентация к уроку на тему
«Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_kreativnogo_pedagoga.docx | 26.77 КБ |
portret_kreativnogo_pedagoga.pptx | 219.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет креативного педагога.
Креативность – творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях. Исследования многих ученых показывают, что люди с высоким интеллектом имеют низкую креативность, однако самые яркие креативные испытуемые имеют достаточно невысокий IQ.
Вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности. Креативность – это способность удивлять и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Общим для всех имеющихся определений креативности является то, что креативность определяется как способность к творчеству.
В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креативные личности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научит творчеству, воспитать креативную личность, сформировать опыт творческой деятельности. Ответ на него может быть, скорее отрицательным. Креативную личность нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь не может быть ничем иным, как созданием условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.
Давайте начнем с того какие факторы препятствуют развитию креативности. Они делятся на две категории: ситуативные и личностные.
Ситуативные | Личностные |
- лимит времени - состояние стресса - повышенная тревожность - желание быстро найти решение - слишком сильная или слабая мотивация - неуверенность в своих силах - страх - повышенная цензура | - неуверенность в себе - слишком сильная уверенность - эмоциональная подавленность - избегание рискованного поведения - доминирование мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху - высокая тревожность - как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты. |
Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждения, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали произведения искусства. Что заставляло этих людей противопоставлять себя остальному миру, толкало их вперед, в неизведанное. Конечно ответом на этот вопрос служит слово – креативность.
Так какими же качествами личность обладают креативные люди? А это те качества, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения, их можно только воспитать самому в себе.
Качества личности:
- инициативность, уверенность, свобода мышления и суждений;
- беглость (легкость, продуктивность – количество идей, возникающих за единицу времени);
- гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
- любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
- точность (стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели);
- иррелевантность (логическая независимость суждений).
Сегодня перед нами встает вопрос, а надо ли быть креативным педагогу. Мы постараемся определить, должен ли современный педагог обладать данным признаком, так ли он ему необходим?
По моему, это бесспорно, педагог должен быть креативным, но для чего?
- чтобы быть современным;
- чтобы быть увлекательным;
- чтобы быть интересным;
- чтобы быть успешным.
Педагогическая креативность развивается (я бы сказала, воспитывается) на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще В.О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Если определять критерии креативности педагога, то в целом их можно выделить 9, среди них такие, как гибкость, беглость, метафоричность, восприимчивость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность названия и удовлетворенность.
Итак, педагог может воспитать в себе креативную личность. Какие же способность будут способствовать плодотворному воспитанию данного качества.
Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности:
- скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);
- способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую;
- способность генерированию идей, которые отличаются от общепринятых (поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности);
- способность удивляться;
- открытость и интерес ко всему новому;
- способность принимать решение в ситуации неопределенности;
- не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией;
- способность к гибкому образному мышлению;
- гибкость словестного мышления, яркий образный язык;
- выборочность в познании нового;
- поисково-преобразующий стиль мышления;
- творческая фантазия, развитое воображение;
- проблемное видение ситуации;
- способность глубоко погружаться в любимую деятельность;
- стремление к изобретениям, творчеству;
- интерес к загадкам, парадоксам, импровизации;
- способность самостоятельно принимать решения;
Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:
- желание повышать профессиональную компетентность;
- способность быстро находить и овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор;
- умение целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью;
- чувство удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое недовольство уровнем достижений;
Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической деятельности:
- стойкая потребность в систематическом обогащении опыта;
- способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при решении ключевых учебных и воспитательных проблем;
- умение разрабатывать гибкую стратегию творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей программы;
- способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы;
- чувство ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.
«Быть креативным, это значит – копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуативные Личностные - лимит времени - состояние стресса - повышенная тревожность - желание быстро найти решение - слишком сильная или слабая мотивация - неуверенность в своих силах - страх - повышенная цензура - неуверенность в себе - слишком сильная уверенность - эмоциональная подавленность - избегание рискованного поведения - доминирование мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху - высокая тревожность - как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты. Факторы препятствующие развитию креативности.
инициативность беглость гибкость любознательность точность незначимость
Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности: - скорость мышления; - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; - способность генерированию идей, которые отличаются от общепринятых; - способность удивляться; - открытость и интерес ко всему новому; - способность принимать решение в ситуации неопределенности; - не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией;
- способность к гибкому образному мышлению; - гибкость словестного мышления, яркий образный язык; - выборочность в познании нового; - поисково-преобразующий стиль мышления; - творческая фантазия, развитое воображение; - проблемное видение ситуации; - способность глубоко погружаться в любимую деятельность; - стремление к изобретениям, творчеству; - интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; - способность самостоятельно принимать решения;
Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность: - желание повышать профессиональную компетентность; - способность быстро находить и овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор; - умение целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью; - чувство удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое недовольство уровнем достижений;
Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической деятельности: - стойкая потребность в систематическом обогащении опыта; - способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при решении ключевых учебных и воспитательных проблем; - умение разрабатывать гибкую стратегию творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей программы; - способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы; - чувство ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опис досвіду роботи "«Розвиток креативного мислення учнів через впровадження педагогічних інновацій в системі початкової освіти»
Провідні ідеї: творча свобода школяра, уміння приймати нову точку зору, здатність відійти від шаблону. Реалізую ці ідеї методами: словесними, наочними, практичними, проблемно – пошук...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В своём педагогическом проекте я исследую социально-педагогические условия развития креативности через использование различных методов и приемов обучения, направленных на развитие ...
"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...
Эссе «Портрет современного педагога»
Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благос...
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...
Эссе «Портрет современного педагога»
Эссе«Портрет современного педагога»...
Эссе на тему: «Портрет современного педагога»
Размышления на том, каким должен быть современный учитель....