Буклет "Технология РКМЧП"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
3. Стадия рефлексии
«Синквейн»
Правила написания синквейна:
1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет¸ о котором идет речь.
2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать
____________________
2017 год
г. Тогучин
МКОУ Тогучинского района
«Тогучинская средняя школа № 5»
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Конфуций
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд
Подготовила учитель начальных классов: Полякова Екатерина Викторовна
- Критика – изучение или обсуждение
чего – либо с целью поиска недостатков.
С.И. Ожегов
- «Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю».
Г.К. Селевко
- «Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата».
Д.Халперн
Особенности:
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим.
- Умение мыслить критически(объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте)
- Партнёрские отношения между педагогом и обучаемым. Позиция учителя – координатор, консультант – помощник.
Базовая учебная модель:
«Вызов» (этап актуализации имеющихся знаний)
«Осмысление» (этап взаимодействия на основе содержания текста)
«Рефлексия» (этап размышления, оценки)
Учебные стратегии и приёмы в технологии РКМЧП:
1. Стадия вызова: Кластер - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Загадка – тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.
«Толстые и тонкие» вопросы.
«Тонкие» вопросы – вопросы общего характера (Где? Когда? Что? Может ли? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли?)
«Толстые» вопросы – эвристические вопросы, более глубокие (Почему? Зачем? В чём различие? Предположите, что будет если…? )
2. Стадия осмысления
Стратегия «Зигзаг»
Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов. Все ученики делятся на несколько рабочих групп. Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, затем обсуждают). Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала.
Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам
Таблица «толстых и тонких» вопросов.
«Чтение с остановками».
Подготовительная работа:
1. Выбирается текст для чтения.
2. Текст заранее делится на смысловые части.
3. Продумываются вопросы и задания к тексту.
Тщательное чтение.
Кластер.
«Инсерт» (Условные значки) (Система маркировки текста для эффективного чтения и размышления)
«V» - информация мне известна;
«+» узнал, что-то новое;
«--» - противоречит тому, что знаю; не согласен;
«?» - хочу узнать подробнее.
Стратегия ЗХУ – «Знаю – Хочу знать - Узнал »
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Ромашка Блума.
Стратегия «Пирамида критика»
1. О чём произведение? (Одно слово).
2. Какой у произведения характер? (Два слова).
3. Место и время действия. (Три слова).
4. Главные события. (Четыре слова).
5. Главные герои, какие они? (Пять слов).
6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Шесть слов)
7. О чём произведение? (Дополните первую строку семью словами)
8. Ваша реклама/ антиреклама/рекомендации книге. (Восемь слов).
Стратегия РАФТ
Р – ролью.
То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией.
Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать?
Т – тема.
О чём будет ваш текст? Какова его основная идея?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....
Урок английского языка в 3 классе с использованием элементов РКМЧП по теме: «Части тела»
Применение технологии РКМЧП...
Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП
Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....
- Мне нравится (1)