рабочая программма по технологии 2 класс ОС "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программма составлена в соответствии ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tehnologiya_2_klass.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой
формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Песочнодубровская СОШ»;
- с возможностями УМК образовательной системы «Школа России»
Цель курса «Технология»- общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
В связи с этим задачами курса являются:
- развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение, творческое мышление;
- формировать целостную картину мира материальной духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, миру профессий, потребности познавать культурных традиции своего региона, России и других государств;
- формировать картину материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека.
- формировать мотивацию успеха и достижений.
Общая характеристика учебного курса
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает следующие взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
- с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- с математикой – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
- с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем;
- с родным языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
- с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащегося.
С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок фантазирования, урок-выставка.
Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы.
Для контроля за освоением программного материала используются самостоятельные, практические работы. Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практических работ, творческих отчетов.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на предмет «Технология» во 2 классе отводится 34 часа в год по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты освоения учебного предмета
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду
людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем
(в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические
приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя
необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего
мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и
осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых
практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и
декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно
анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные
промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы', выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чер- тежам, эскизам, схемам, рисункам.
Содержание учебного предмета
Художественная мастерская-9ч.
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом? Что такое симметрия? Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии?
Чертежная мастерская-7ч.
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки
Конструкторская мастерская-9ч
Какой секрет у подвижных игрушек?. Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Что заставляет вращаться пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов?. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Что интересного в работе архитектора?
Рукодельная мастерская-9ч.
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки и как они используются? Что такое натуральные ткани? Как ткань превращается в изделие? Чудеса из пластилина.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение | ||
Самостоятельные работы | Практическая работа | Заочная экскурсия | |||
1 | Художественная мастерская. | 9 | 2 | 8 | |
2 | Чертёжная мастерская | 7 | 2 | 4 | 1 |
3 | Конструкторская мастерская | 9 | 6 | 2 | 1 |
4 | Рукодельная мастерская | 9 | 5 | 3 | 1 |
Итого | 34 | 15 | 16 | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема | Основное содержание темы, термины и понятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты обучения | Вид контроля, измерители | Дата | |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) (личностные - Л, регулятивные – Р, познавательные - П, коммуникативные - К) | ||||||
Художественная мастерская 7 часов. | |||||||
1 | Что ты уже знаешь? | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и клеем | Беседа о том, что изучают и делают на уроках технологии. Рассматривание учебника и рабочей тетради. Знакомство с условными обозначениями, структурой учебника. Беседа о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Беседа о правилах разметки деталей по шаблону. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Познакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью к нему, повторят знания, полученные в 1 классе; правила работы с шаблонами. Научатся украшать папку достижений аппликацией из геометрических фигур | Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие выполняемых изделий Р: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых принадлежностей и материалов. П: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами и шаблонами; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разнообразии способов украшения изделий. К: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Текущий Выставка работ | 2.09 |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере. | Обсуждение цветной палитры изображений. Обсуждение того, как с помощью одного цвета различается изображение предметов. | Пробные тренировочные упражнения по составлению орнамента. Создание орнамента из различных семян Обсуждение и оценка результатов выполненной работы | Узнают о том, как тон помогает художникам подчеркнуть выразительность изображений. Для чего художники используют знания о форме деталей, цвете? | Л: понимают значимость профессиональной деятельности художника. Р: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; К: умеют составлять рассказ о профессиях художник. |
Текущий Выставка работ | 8 |
3 | Какова роль цвета в композиции? | Познакомить учащихся со средствами художественной выразительности, цветом, цветовым кругом, цветосочетаниями. | Рассматривание цветового круга и предложенные цветовые сочетания. Выполнить упражнения на подбор и зрительное восприятие контрастных цветов бумаги и в композиции. Создание собственной композиции Анализ изделия по заданному алгоритму. Последовательность работы над изделием. Обсуждение результатов выполненной работы | Узнают суть понятий «керамика» и «глазурь». Закрепят знания о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, о рациональных приемах разметки бумаги с помощью шаблонов, приемах наматывания. Научатся составлять композицию на основе шаблонов, | Л: понимают значимость профессиональной деятельности гончара и мастера-корзинщика, сориентированы на уважительное отношение к их труду Р: умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о посуде, ее видах, материалах, К: умеют составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике о способах изготовления посуды из глины, профессиях гончара и мастера-корзинщика. | Текущий Выставка работ. | 15 |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | Демонстрация натюрмортов. Обсуждение сюжетов натюрмортов: что изображено, как расположены детали, есть ли центральный предмет, каков подбор цветов композиций | О возможном использовании в композиции листьев, шишек, ягод. Анализ композиции. Самостоятельное планирование собственной деятельности. Составление рассказа о правилах поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений) Изготовление композиции из листьев, ягод, шишек. Обсуждение результатов выполненной работы | Познакомить с понятием «центр композиции», тип композиции, центральная, вертикальная, горизонтальная. Научить составлять композицию с использованием природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану, | Л: сориентированы на любовь и бережное отношение к природе Р: умеют организовывать свое рабочее место, самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: умеют строить понятное монологическое высказывание, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме (о соотношении размеров деталей в композиции); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, анализируют план работы над композицией, выделяя основные этапы и приемы ее изготовления.
| Текущий Выставка работ. | 22 |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | Обсуждение того, как цвет влияет на восприятие изображения; как влияет рельефность и тень на восприятие изображения в композициях из цветной и белой бумаги. | Рассуждение о том , что помогает воспринимать и узнавать белое изображение на белом фоне. Анализ лексического значения слова «светотень»- свет и тень, переход света в тень, тени в свет. Тренировочные упражнение на изгибание листа бумаги и наблюдение за освещённой и теневой сторонами. Обсуждение двух вариантов плана выбор правильного. Соотнесение плана с рисунками. | Научить учащихся получать объёмные формы вытягиванием, складыванием, скручиванием, надрезанием деталей. Зрительное восприятие плоского листа бумаги изогнутого, скрученного. Наличие и отсутствие светотени на них. | Л: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты. Р: умеют определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить П: умеют осознанно и произвольно высказываться в устной форме К: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания. | Текущий Выставка работ | 29 .09 |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | Обсуждение форм предметов после их складывания пополам. Наблюдение форм предметов, несимметричных по форме, после их складывания пополам. | Знакомство с понятием «симметрия», линией симметрии и её графическим изображением. Определение симметричности формы объёмного предмета на глаз; Изготовление симметричного изображения колобок и ёлочки. Из деталей собираем аппликацию. | Научить учащихся определять симметричность формы плоского предмета или рисунка на изделии складыванием его изображения; определять симметричность формы объёмного предмета на глаз; | Л: понимают значимость правильной организации рабочего места; Р: умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, анализируют форму и вид изделия,. К: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, | Текущий Коллективная работа | 6.10 |
7 | Проект «Можно ли сгибать картон? Как?» | Сравнение толстого и тонкого картона. Проблемный вопрос: как согнуть картон, чтобы он не ломался? | Знакомство с приёмом «биговка». Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Выбор сюжета композиции. «Африканская саванна», «Зоопарк» или «Цирк». Распределение изделий, подбор шаблонов. | Научить складывать картон и получать объёмные формы из тонкого картона с применением биговки; размечать детали по шаблону, изображён ному половину детали: конструировать объёмные изображения из тонкого картона; | Л: сориентированы на уважительное отношение к творчеству товарищей. Р: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу; умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; наблюдать и выделять в процессе рассматривания объектов особенности картона. К: умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. |
Текущий Коллективная работа | 13 |
8 | Как плоское превратить в объемное? | Беседа о многообразии животного мира. Внимание обращается на формы ртов и клювов разных животных. Обсуждаются причины такого разнообразия (особенности жизни и питания животных). | Знакомство с приёмами изготовления объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Составление плана работы и сравнение его с предложенным в учебнике. Выбор удачного плана. | Учить учащихся применять освоенные способы и приёмы в своей практической работе. Самостоятельно изготавливать детали по шаблону, аккуратно наклеивать детали на основу; | Л: сориентированы на уважительное отношение к творчеству товарищей. Р: умеют составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда. П: умеют самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), осуществляют поиск информации из разных источников. К: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Текущий Выставка работ | 20.10 |
9 | Как согнуть картон по кривой линии? | Беседа о древних животных, о динозаврах, о сказочных драконах. | Знакомство с приёмом криволинейного сгибания тонкого картона. Тренировочное упражнение на получение криволинейного сгиба. Сравнение приёмов получения прямолинейного и криволинейного сгибов. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Учить подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор; самостоятельно изготавливать детали по шаблону, аккуратно наклеивать детали на основу; | Л: сориентированы на уважительное отношение к творчеству товарищей. Р: умеют самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать, корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда. П: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществляют поиск информации из разных источников, умеют наблюдать и выделять главное. К: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Текущий Выставка работ. | 10.11 |
Чертёжная мастерская (7 часов) | |||||||
10 | Что такое технологические операции и способы? | Обсуждение последовательности их изготовления В ходе обсуждения выделяются общие глаголы: размечал, рисовал, отрезал, вырезал; сгибал, складывал; соединял, склеивал, слеплял; украшал, выполнял отделку. | Знакомство с понятием «технологическая(-ие) операция(-и)», «технологическая карта». Выполнение пробного упражнения на скрепление полосок в начале и в конце складывания, на проглаживание сгибов, взаимоперпендикулярное укладывание полосок. Критерии оценивания работ: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Ответы на вопросы учебника. | Учить ориентироваться в технологической карте и работать по ней. Совершенствовать умения. | Л: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству. Р: умеют составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда. П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; К: умеют оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы слушать и понимать высказывания собеседников, | Текущий Выставка работ. | 17 |
11 | Что такое линейка и что она умеет? | Главное назначение линейки- проведение прямых линий, замер разных длин. | Знакомство с линейкой как чертёжным инструментом. Рассуждение о том, что можно делать (использовать как закладку, отрывать бумагу, прижав линейку к листу, использовать как шаблон и пр.) что нельзя сделать без линейки? Упражнение в построении отрезков заданной длины. | Учить пользоваться линейкой; проводить линии, соединять точки прямой линией, измерять отрезки. | Л: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства Р: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции К: участвуют в обсуждении использования выразительных средств в создаваемой картине; | Текущий Выставка работ. | 24.11 |
12 | Что такое чертёж и как его прочитать? | Обсуждение и рассуждения по материалам учебника | Знакомство с понятием «чертёж», линиями чертежа (основная, толстая - контуры, надрезы; тонкая - выносная. Размерная; штрих и два пунктира - сгиб); Самостоятельная работа по технологической карте. Выбор сюжета открытки. Выполнить разметку. Коллективное обсуждение результатов работы | Учить читать чертёж, соотносить детали и их чертежи, узнавать и называть изучаемые линии чертежа; размечать детали по их чертежам. | Л: проявлять самостоятельность, активность, инициативность. Р: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; К: умеют участвовать в коллективном обсуждении | Текущий Выставка работ. | 1.12 |
13 | Как из готовить несколько одина ковых прямоугольников? | Обсуждение и рассуждения по материалам учебника, | Знакомство с народными традициями плетения, с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел, ремёслами родного края. Плетение из полос бумаги | Учить выполнять плетение из бумажных полос. | Л: проявлять самостоятельность, активность, инициативность. Р: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, К: участвуют в коллективных обсуждениях; | Текущий Выставка работ. | 8 |
14 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | Знакомство с угольника ми, сравнение чертёжных инструментов по назначению, конструкции, нанесению шкалы. | Знакомство с чертёжным инструментом угольником, его назначением, с двумя основными конструкциями угольников. Освоение возможностей конструкции угольников - контроль прямых углов. | Учить учащихся находить на угольнике нулевую отметку; Размечать прямоугольник с помощью угольника. | Л: проявлять самостоятельность, активность, инициативность. Р: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, К: умеют строить понятные речевые высказывания, | Текущий Практическая работа | 15 |
15 | Можно ли без шаблона разметить круг? | История возникновения елочных игрушек. Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд | Знакомство с циркулем как чертёжным инструментом, с функциональным назначением циркуля, его конструкцией, с понятием «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Научиться рисовать узор в кругу. Раскрасить свой узор | Учить называть части циркуля (головка, ножка, игра, грифель); задавать нужный радиус с помощью линейки, строить окружность по заданному радиусу; контролировать размер радиуса с помощью циркуля и линейки. | Л: проявлять самостоятельность, активность, инициативность. Р: умеют составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, К: умеют оформлять свою мысль в устной форме. | Текущий Выставка работ. | 22 |
16 | Проект «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» | Углубление понимания сути проектной формы работы. Проект - творческая работа. | Знакомство с чертежом круглой детали с приёмами деления круга на части (складыванием на глаз) . Выполнение проекта. Самостоятельное изготовление изделий с опорой на рисунки и технологическую карту. | Учить изготавливать детали конусообразной формы из кругов. | Л: проявлять самостоятельность, активность, инициативность. Р: умеют применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану , адекватно оценивать результаты своего труда. П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; К: умеют оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о конструкции, | Текущий Выставка работ. | 29.12 |
Конструкторская мастерская (9часов) | |||||||
17 | Какой секрет у подвижных игрушек? | Подведение к выводу о том, что детали в разных конструкциях соединяются неподвижно или подвижно. Оно может быть на винте или заклёпке (ножницы), на оси (колёса машины). | Знакомство с понятиями «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило», с назначением шила. Самостоятельно выбрать сюжет игрушки и выполнить разметку детали. | Учить учащихся приёмам безопасной работы шилом и правилами его хранения; изготавливать шарнир- соединение деталей по принципу качения детали. | Л: подводить учащихся к пониманию необходимости уважительного отношения к людям труда и результатам их труда, Р: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: умеют участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания | Текущий Выставка работ. | 12.01 |
18 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | Сравнение разборных и неразборных конструкций предметов, знакомых ученикам, подведение к выводу о том, что разные конструкции разбираются или не разбираются. | Знакомство с понятиями «разборная и неразборная конструкции». Закрепление концов проволоки скручиванием на стержень шариковой ручки, на карандаш, руками. Выбор лучшего способа. | Учить изготавливать шарнир - соединение деталей по принципу вращения (соединение на проволоке). | Л: понимание необходимости уважительного отношения к людям труда Р: умеют анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; К: умеют оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога», слушать и понимать высказывания собеседников, |
Текущий Выставка работ. | 19 |
19 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | Введение нового знания о подвижном механизме по типу марионетки: демонстрация образцов с лицевой стороны с демонстрацией движения деталей лап ( или рук) и ног. | Знакомство с понятиями подвижных механизмом по принципу марионетки. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы Заслушивание коротких рассказов о своей поделке Анализ образца изделия. | Учить учащихся изготавливать подвижный механизм по принципу марионетки. | Л: эстетически воспринимают выполненные изделия, понимают значение красоты в жизни людей, проявляют интерес к предмету Р: умеют вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. К: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; | Текущий Выставка работ. | 26.01 |
20 | Что заставляет вращаться пропеллер? | Сравнение технических конструкций нахождение сходства и различий Обсуждение назначения пропеллера. | Знакомство с использованием пропеллера в технических устройствах, машинах, назначением пропеллера (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жернова мельницы). Чтение чертежа, изготовление полос, сборка по схеме в технологической карте. Выбор сюжета игрушки, самостоятельно выполнять разметку деталей. | Учить изготавливать макет пропеллера из бумаги. | Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, представление о себе как гражданине России; Р: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, организовывать свое творческое пространство; К: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Текущий Выставка работ. | 2.02 |
21 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | Сравнение конструктивных особенностей летательных аппаратов с крыльями и летательных аппаратов, наполненных воздухом. Обсуждение сходства и различий | Беседа об истории освоения неба человеком, об основных конструктивных частях самолёта. Знакомство с масштабной сеткой, разметкой деталей по сетке. Самостоятельная работа по изготовлению макета самолёта. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Учить учащихся изготавливать шаблоны деталей по масштабной сетке; изготавливать щелевой замок в картонных конструкциях. | Л:, стремление создавать своими руками красивые вещи, сориентированы на проявление интереса к истории культуры своего народа Р: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; К: умеют обмениваться мнениями, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Текущий Выставка работ. | 9 |
22 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | Сравнение вооружений разных эпох в таблице по горизонтали и по вертикали. Подведение к выводу о том, что военная техника, как и любая другая, изменяется, совершенствуется. | Знакомство с историей Вооруженных сил России, с профессиями женщин в современной российской армии. Составление плана изготовления изделий. Соотнесение плана с технологической картой. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Учить изготавливать объёмную вставку для открытки. | Л: сориентированы на проявление интереса к истории культуры своего народа Р: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и технологической карте, П: умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи. К: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; | Текущий Выставка работ. | 16.02 |
23 | Как машины помогают человеку? | Обсуждение сфер использования транспортных средств, конструктивных особенностей групп транспорта, который едет по земле, ходит по воде, летает по небу. Подведение к выводу о том, что назначение транспорта определяет его конструктивные особенности. | Знакомство Познакомить учащихся с понятиями «макет», «развёртка». Расширить представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо), спецмашинах, их назначении. Определение деталей автомобиля на развёртке (крыша, капот, крышка багажника, боковые стороны). Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Учить учащихся изготавливать макет машин на основе готовых развёрток; наклеивать крупные детали на картон. | Л: эстетически воспринимают выполненные изделия, понимают значение красоты, проявляют интерес к предмету Р: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике П: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты К: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; | Текущий Выставка работ. | 2.03 |
24 | Поздравляем женщин и девочек. | Беседа о том, как передаётся различная информация (звуковая, визуальная) Об истории появления открыток, их назначении, конструкциях. | Знакомство с некоторыми способами передачи информации, с историей происхождения открытки. Изготовление объёмной детали на прорезь Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. | Учить конструировать объёмную деталь на прорезях для декоративной вставки. | Л: имеют художественно-эстетический вкус, сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда Р: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; К: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, | Текущий Выставка работ. | 9 |
25 | Что интересного в работе архитектора? Проект. «Макет села» | Выявление разницы между деятельностью архитектора и строителя. Что такое проектирование здания и что такое строительство здания? | Знакомство с профессиональной деятельностью архитектора, представление об архитектуре, об использовании архитектором средств художественной выразительности. Знакомство с отдельными образцами зодчества. Изготовление макетов зданий | Учить применять ранее приобретённые знания и умения для выполнения макета города, улицы. | Л: способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Р: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность с опорой на план, П: умеют находить способы решения проблем творческого и поискового характера, решать творческие задачи самостоятельно, К: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; | Текущий Коллективная работа | 16 |
Рукодельная мастерская (9часов) | |||||||
26 | Какие бывают ткани? | Обсуждение, Исследование и рассуждения по материалам учебника, | Знакомство с ткачеством и вязанием. Объяснить, что такое трикотаж и нетканые материалы? Какое у них строение? Где они используются? Исследование технологических способов обработки ватных дисков (надрезание, отрезание, получение половинки диска складыванием или отрезанием). | Учить исследовать и различать ткани, трикотаж, нетканые материалы по их строению и свойствам; размечать детали из нетканых материалов на глаз и по шаблонам, точечно соединять детали клеем, пришивать бусину. | Л: имеют художественно-эстетический вкус; поощрять и разъяснять необходимость уважительного отношения к труду мастеров. Р: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; осуществляют поиск необходимой информации \ К: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимают позицию партнера по диалогу, | Текущий Презентация композиций. | 23.03 |
27 | Какие бывают нитки? Как они используются? | Обсуждение, исследования и рассуждения по материалам учебника с.114-115. | Знакомство с видами ниток (шёлковые, мулине, швейные, пряжа), их использованием, происхождением шерстяных ниток - пряжи. Изготовление пряжи -прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление кольца для помпона с помощью циркуля: Коллективное обсуждение результатов выполненной работы. | Учить различать швейные нитки, мулине, пряжу. | Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, эмоционально воспринимают выполненные изделия Р: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; П: умеют описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; осуществляют поиск информации из разных источников. К: умеют сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала. | Текущий Выставка работ. | 6.04 |
28 29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | Осваивать соединение картона с тканью путём склеивания. Важно для выполнения использовать мучной клейстер. | Знакомство с видами натуральных тканей (хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные), их происхождением, основными свойствами, способами соединения деталей из ткани. Изготовление и оклеивание коробки тканью (клейстер наносим на ткань 2 раза с интервалом для его впитывания в ткань, сушится по прессом). Коллективное обсуждение результатов выполненной работы | Учить определять поперечное и продольное направление ткани по кромке и возможности тянуться; определить лицевую и изнаночную стороны ткани по яркости рисунка; | Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, эмоционально воспринимают выполненные изделия. Р: знают основы организации своего творческого пространств; контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы по ранее составленному плану; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, К: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное сотрудничество, использовать образную речь при описании изделия. | Текущий Выставка работ. | 13 20 |
30 31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | Освоить строчки косого стежка и её вариант «крестик» как производное от основной строчки. | Знакомство с вышивками разных народов, со строчкой косого стежка и её основными вариантами («крестик», «ёлочка», «стебельчатая строчка», «двойной крест»), с канвой как с тканью для вышивания крестиком. Изготовление изделия с вышивкой крестиком - выполнять строчку косого стежка, «крестик»; выполнять вышивку крестиком на канве по счёту с опорой на рисунок на клеточной бумаге. | Учить различать мотивы вышивок, технику их выполнения (крестом, гладью); безузелковому способу закрепления нитки на ткани для вышивания; | Л: имеют художественно-эстетический вкус, сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда Р: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради. К: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Текущий Выставка работ. | 27.04 4.05 |
32 33 | Как ткань превращается в изделие Лекало. | Знакомится с технологической последовательностью изготовления изделия из ткани, сравнивают технологию с другими известными знакомятся с лекалом. | Знакомство с понятием «лекало», с особенностями резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу; с технологическими операциями изготовления изделий из ткани, их особенностями в сравнении с технологическими операциями изготовления изделий из бумаги, картона. Составление плана изготовления изделия. Обсуждение каждого этапа. | Учить определять и называть технологическую последовательность изготовления швейного изделия, сравнивать её с другими известными технологическими последовательностями; | Л: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты в жизни людей, Р: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; П: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи, К: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании изделия. | Текущий Выставка работ. | 11 18 |
34 | Итоговый тест по курсу 2 класса | Подведение итогов за год. | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки достижений. Выполнение тестовых заданий | выполнять тестовые задания. оценивать свои достижения и достижения других учащихся; | Л - Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки П: осуществляют поиск необходимой информации Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. К: излагают свое мнение | Промежуточная аттестация (тест) | 25.05 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень литературы
- Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2013 – 95 стр.: ил.- (Школа России)
- Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал: http://www.gramota.ru
3. Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru; http://www.smolpk.ru
4. Я иду на урок (начальная школа, материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
Наглядные пособия:
- Раздаточный и наглядный материал (муляжи фруктов, овощей, грибов)
- Тематические таблицы:
- Русское народное декоративно-прикладное искусство
- Аппликация
- Игрушки на конусе
- Игрушки на подвеске
- Игрушки на основе цилиндра
- Закладки
- Моделирование
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор
4. Принтер
Учебно-практическое оборудование: Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по технологии УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по технологии УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по "Технологии" УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией д...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировани с учётом УУД...
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой, Т....
Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)
ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...
Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 2 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)
Технология(34 часа в год – 1 час в неделю)Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева «Технология», учебник для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с основой образовательной программой начального...