Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_2_klass.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модифицированная рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Песочнодубровская СОШ»;
- с возможностями УМК образовательной системы «Школа России»
Цели и задачи курса
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством;
- формирование духовных начал личности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
Одной из главных целей преподавания искусства становится развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к
культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии:
- «Мир изобразительных (пластических) искусств»;
- «Художественный язык изобразительного искусства»;
- «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
- индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и
чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства
и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения
педагогических задач развития.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предметного курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Содержание учебного предмета
Чем и как работают художники. (9ч)
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. (7ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство.(9ч)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство.(9ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | практические работы | |||
1 | Чем и как работают художники. | 9 | 9 | |
2 | Реальность и фантазия. | 7 | 1 | 6 |
3 | О чем говорит искусство. | 9 | 9 | |
4 | Как говорит искусство | 9 | 1 | 9 |
Итого | 34 | 2 | 32 |
№ | Тема раздела, | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Вид контроля, измерители | Дата | |||
Предметные | Универсальные учебные действия (познавательные – П, коммуникативные - К, регулятивные – Р, личностные – Л) | |||||||
Чем и как работают художники. (9ч) | ||||||||
1 | Смешивание красок. Цветочная поляна. | Наблюдение цветовых сочетаний в природе. Смешивание красок сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладение первичными живописными навыками. Изображение на основе смешивания трех основных цветов разнообразных цветов по памяти и впечатлению. | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях | Л: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать | текущий выставка рисунков | 7.09 | ||
2 | Гуашь.
| Сравнение темных и светлые оттенки цвета и тона. Развитие навыков работы гуашью. | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. | Л: проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин; анализировать выполнение работы. П: различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы. Р: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку. К: уметь слушать собеседника, , излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | текущий выставка рисунков | 14 | ||
3 | Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени. | Расширение знаний о художественных материалах. Понимание красоты и выразительности пастели, мелков, акварели. Овладение первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе- дальше). | Яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Л: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. П: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. Р: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 21 | ||
4 | Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка | Расширение знаний о художественных материалах. Понимание красоты и выразительности пастели, мелков, акварели. Овладение первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе- дальше). | Яркость восковых мелков, выразительные возможности наждачной бумаги, особенности работы с этими материалами. Правила безопасности на занятиях | Л: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. П: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя;. К: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 28.09 | ||
5 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев | Овладение техникой и способами аппликации. Понимание и использование особенностей изображения на плоскости с помощью пятна. | Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях | Л: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. П: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка аппликаций | 5.10 | ||
6 | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица | Понимание выразительных возможностей линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. | Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен для создания художественного образа. | Л: проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. П: определять характер предложенных линий, способы создания линий;; участвовать в обсуждении репродукций картин; дорисовывать линии и пятна. Р: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 12 | ||
7 | Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес | Осваивание приемов работы графическими материалами. Наблюдение за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. | Выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен для создания художественного образа. Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть), тонирования бумаги. | Л: проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. П: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи; приводить примеры в качестве доказательства своей мысли; изображать, используя графические материалы, волшебный лес. Р: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий конкурс рисунков | 19 | ||
8 | Выразительность материалов для работы | Овладение приёмами работы с с целым куском пластилина (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) Создание объемного изображения животного с передачей характера. | Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор. Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре | Л: обсуждать и анализировать выполненные работы. П: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя;. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, | текущий выставка работ | 26.10 | ||
9 | Для художника любой материал может стать выразительным. Родное село | Овладение приёмами создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. | Красота различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искусства коллаж. Отличие коллажа и аппликации. Художественные материалы | Л: обсуждать и анализировать работы П: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Р: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников., Договариваться и приходить | Текущий коллективная работа | 9.11 | ||
Реальность и фантазия (7ч) | ||||||||
10 | Изображение и реальность. Павлин. | Рассматривание, изучение и анализ строения реальных животных. Изображение животных, выделяя пропорции частей тела. | Реальность, анималистика. Строение птиц. Пропорции частей тела птиц. Характер выбранной птицы Правила безопасности на занятиях | Л: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 16 | |||
11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | Размышление о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывание выразительных фантастических образов животных. | Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы акварелью. | Л: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. П- участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Р: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, К: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, | текущий выставка рисунков | 23 | ||
12 | Украшение Паутинка. Узор | Наблюдение украшений в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Развивать навыки работы тушью, пером, мелом. Беседа, рассматривание иллюстраций с изображениями паутины в природе, обсуждение работ. | Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий. | Л: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения. П: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; приводить доказательства своих суждений. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 30.11 | ||
13 | Украшение Украшаем кокошник | Осваивание приемов создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работ графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. | Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | Л: проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы. П: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Р: принимать и сохранять учебную К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка работ | 7.12 | ||
14 | Постройка Подводный мир. | Осваивание навыков работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструирование из бумаги формы подводного мира. Участие в создании коллективной работы. | Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе | Л: обсуждать и анализировать выполненные работы. П: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятельного решения учебной задачи. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | текущий коллективная работа | 14 | ||
15 | Виртуальная экскурсия Постройка | Сравнение, сопоставление природных форм с архитектурными постройками. | Природные формы и архитектурные постройки. | Л: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. П: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы,. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | текущий фронтальный опрос | 21 | ||
16 | Наш проект «Сказочный город» | Осваивание приемов работы с бумагой. Придумывание разнообразных конструкции. Участие в создании коллективной работы. Обсуждение творческих работ на итоговой выставке, оценивание деятельности | Приемы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города | текущий коллективная работа | 28.12 | |||
О чем говорит искусство. (9ч) | ||||||||
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | Наблюдение природы в различных состояниях. Развитие колористических навыков работы гуашью. Изображение разного по характеру моря. | Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения Природа в различных состояниях. Живописные материалы при изображении контрастных состояний природы. | Л: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы. П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; К: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли | текущий выставка рисунков | 18.01 | ||
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | Наблюдение и рассматривание животных в различных состояниях. Вхождение в образ изображаемого животного. Изображение животного с ярко выраженным характером и настроением. | Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре. Животные в различных состояниях. Животное с ярко выраженным характером и настроением. | Л: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях,; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 25.01 | ||
19 20 | Образ человека и его характер (женский | Портретное изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: участвовать в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализируя репродукции картин и иллюстрации. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 1.02 8.02 | ||
21 | Образ человека и его характер в объеме (мужской образ)
| Характеристика доброго и злого сказочных героев. Изображение эмоционального состояния человека. Создание образов из целого куска пластилина. Осваивание приемов работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Передача пластики движений. | Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Эмоциональная Обсуждение мужских качеств характера | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности объемного изображения мужского образа, рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками | Текущий конкурс работ | 15 | ||
22 | Выражение характера человека через украшение | Приемы работы с цветной бумагой | Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания | Текущий Выставка работ | 22.02 | ||
23 | Выражение характера человека через конструкцию и декор. | Беседа о роли украшений в жизни человека. Сравнение и анализ украшений, имеющие разный характер. Осваивание приемов работы с гуашью. Создание декоративных композиций заданной формы. | Украшения, имеющие разный характер. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. Возможности цвета, тона, | Л: обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать художественную деятельность | текущий выставка рисунков | 1.03 | ||
24– 25 | Дома для сказочных героев | Участие в создании коллективного панно. Умение видеть художественный образ в архитектуре. Приобретение опыта творческой работы. Обсуждение творческих работ на итоговой выставке, оценивание собственной художественной деятельности и деятельности одноклассников. | Художественный образ в архитектуре. Восприятие архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Опыт творческой работы. Техники и приемы работы с разными изобразительными материалами | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы и приемы работы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;. К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. | текущий выставка работ | 15.03 22.03 | ||
Как говорит искусство (9ч) | ||||||||
26 | Теплые | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. Умение составлять тёплые и холодные цвета. Осваивание колористических навыков работы гуашью. | Средства художественной выразительности. Цветовой круг, теплые и холодные цвета. Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов. Борьба и взаимовлияние цвета в природе. Колористические навыки работы гуашью | Л: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. П: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 5.04 | ||
27 | Виртуальная экскурсия Тихие | Изображение борьбы тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Осваивание различных приемов работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна | Л: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы. П: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 12 | ||
28 | Пятно как средство выражения. Силуэт | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. Умение видеть линии в окружающей действительности. Развитие навыков работы пастелью, восковыми мелками. Изображение силуэтных композиций | Средства художественной выразительности. Силуэт. Навыки работы с гуашью | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей;, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий выставка рисунков | 29 | ||
29 | Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри. | Умение видеть линии в окружающей действительности. Наблюдение, рассматривание весенних веток различных деревьев. Осознание, как определенным материалом можно создавать художественный образ. | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. К: уметь слушать и вступать | Текущий Выставка работ | 26.04 | ||
30 | Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. Понимание, что такое ритм. Развитие навыков творческой работы в различных техниках. | Выразительные возможности линий. Навыки работы | Л: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать работы. П: применять имеющиеся знания в ходе беседы и в ходе творческой работы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, | текущий выставка работ | 3.05 | ||
31 | Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. Понимание, что такое ритм. Развитие навыков творческой работы простым карандашом или черной гелевой ручкой (ветви деревьев) с определенным характером и настроением | Линии в окружающей действительности. Весенние ветви различных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. | Л: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. П: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Р: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | текущий конкурс рисунков | 10 | ||
32 33 | Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности Весна идет | Понимание, что такое пропорции. Создание выразительных образов животных или птиц с помощью изменения пропорций. Навыки работы с разными материалами | Ритм линий, пятен, цвет. | Л: владеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы. П: использовать полученные знания в ходе творческой работы, выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые дополнения и коррективы по ходу работы; адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. К: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли | текущий коллективная работа | 17 24 | ||
34 | В музее | Анализ работ на выставке, беседа о своих впечатлениях от работ товарищей. Понимание и умение называть задачи, которые решались в каждой четверти. | Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа | Л: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. П: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи, опираясь на полученные знания, Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников | текущий конкурс работ | 31.05 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Учебно-методический комплект
1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
2. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал: http://www.gramota.ru
3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа России» : http://www.school.ru
4. Я иду на урок (начальная школа, материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Наглядные пособия:
- Репродукции картин великих художников
- Раздаточный и наглядный материал (муляжи фруктов, овощей, грибов)
- Тематические таблицы:
- Русское народное декоративно-прикладное искусство
- Аппликация
- Моделирование
- Лепка из пластилина орнамента, овощей, фруктов, грибов
- Наброски кистью птиц
- Последовательность рисования чучела птицы
- Узор в круге
- Примеры национальных орнаментов
- Тематические папки «Мир в картинках»
- Овощи
- Водный транспорт
- Насекомые
- Рептилии и амфибии
- Цветы
- Полхов –Майдан
- Музыкальные инструменты
- Инструменты домашнего мастера
- Городецкая роспись
- Посуда
- Каргополь
- Спортивный инвентарь
- Бытовая техника
- Народное творчество
- Космос
- Высоко в горах
- Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор.
- Принтер
4. Учебно-практическое оборудование:
1. Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС
В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....
Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс
Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования;- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитан...