Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_po_izo_2kl.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________ /Тугаринова Т.А.__________/ Протокол № 1 от 25 августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ________/Балданова Д.В./ «29» августа 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет : Изобразительное искусство Класс: 2 «А» Количество часов: 34 Количество часов в неделю: 1 Учитель: Анисимова Л.И. Категория: первая Стаж работы: 38 лет
2016-2017 г. | «Утверждено» Директор школы: _________ _______ /Тугаринов А.С / Приказ № 37 от «29»08.2015г. |
Оглавление
- Пояснительная записка................................................................................................3 стр.
- Учебно-тематическое планирование с указанием основных
видов учебной деятельности обучающихся..............................................................11 стр.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса......................14 стр.
- Лист дополнений и изменений к рабочей программе...............................................16 стр
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского ; М. – Просвещение, 2011г.; Учебного плана МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района РБ, утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 28.08.2015г.№36; Федерального перечня учебников, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 (с изменениями и дополнениями); Положения о рабочих программах МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011г № 71.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» адресована 2 классу МБОУ «Булыкская СОШ».
При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» «Изобразительное искусство» И.Е.Коротеева, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концепция (основная идея) программы:
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной образовательной программы начального общего образования, под редакцией.И.Е Коротеева «Изобразительное искусство», 1-4 классы М.: «Просвещение», 2011 год.
При реализации данной программы «Изобразительное искусство» используется УМК «Школа России»: Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. – М.: Просвещение, 2011..
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе, отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты:
У второклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
ИКТ- компетентность:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируется представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремёсел России. Формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Нормы оценки знаний , умений, навыков по изобразительному искусству
Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Во 2 классе в первом полугодии безотметочное обучение
Содержание программы
Искусство и ты (34 ч)
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол. час. | В т.ч. конт-измерит. процедуры | В т.ч. практ. работы | Основные виды деятельности | Дата |
Чем и как работают художники? (8 часов) | ||||||
1 | «Цветочная поляна. Три основных цвета» | 1 | 1 | Смешивать цветные краски с чёрной и белой. Различать ос новные и составные, холодные и тёплые цвета. Выполнять рисунок с натуры. Наблюдать красоту природы; Овладевать умениями сгибания, разреза ния и склеивания бумаги. Экспериментировать, исследо вать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. Изображать крупные цветы. Изображать природные стихии крупными кистями: гроза, буря, изверже ние вулкана. Изображать живо тных родного края по впечат лению и по памяти. Создавать склеиванием простые объём ные формы - конус, цилиндр, гармошка. Изображать ночной праздничный город с помощью неожиданных материа лов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. | 7.09 | |
2 | «Радуга на грозовом небе» | 1 | 1 | 14.09 | ||
3 | «Осенний лес» Выразительные возможности др.материалов | 1 | 1 | 21.09 | ||
4 | Осенний листопад. Коврик аппликаций | 1 | 1 | 28.09 | ||
5 | Графика зимнего леса. Выразит. возможности графических материалов | 1 | 1 | 5.10 | ||
6 | Звери в лесу. Выразительные возможности материалов для работы в объеме | 1 | 1 | 10.10 | ||
7 | Звери в лесу. Выразительные возможности материалов для работы в объеме | 1 | 17.10 | |||
8 | Игровая площадка для вылепленных зверей | 1 | 1 | 24.10 | ||
Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||
9 | Изображение и реальность. Наши друзья: птицы | 1 | 1 | Фантазировать, видеть красоту в природе; Наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Изображать реальных и сказочных животных. Изображать паутинки с росой и веточки деревьев, сне жинки. Моделировать и конструировать подводный мир, макеты фантастических зданий; Работать в группе, паре. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на пер вый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. | 7.11 | |
10 | Сказочная птица. Изображение и фантазия | 1 | 1 | 14.11 | ||
11 | Узоры паутины. Украшение и реальность | 1 | 1 | 21.11 | ||
12 | Обитатели подводного мира | 1 | 1 | 28.11 | ||
13 | Кружевные узоры. Украшения и реальность | 1 | 1 | 5.12 | ||
14 | Подводный мир. Постройка и реальность | 1 | 1 | 12.12 | ||
15 | Постройка и фантазия | 1 | 1 | 19.12 | ||
О чем говорит искусство ( 9 часов) | ||||||
16 | Четвероногий герой | 1 | 1 | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоция ми. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление , восторг и т. д.).Изображать доброго и злого воина, весёлых и угрожающих животных. Создавать образы с ярко выраженным характером : Баба Яга, Богатырь, Царевна-лебедь. Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа. Передавать в рисунках пространственные отноше ния. Изготавливать эскизы украшений по мотивам народных промыслов. | 9.01 | |
17 | Сказочный мужской образ | 1 | 1 | 16.01 | ||
18 | Женский образ русских сказок | 1 | 1 | 23.01 | ||
19 | С чего начинатся Родина | 1 | 1 | 30.01 | ||
20 | Человек и его украшения | 1 | 1 | 6.02 | ||
21 | Морозные узоры. Украшение и реальность | 1 | 1 | 13.02 | ||
22 | Морской бой Салтана и пиратов | 1 | 1 | 20.02 | ||
23 | Замок Снежной Королевы | 1 | 1 | 6.03 | ||
Как говорит искусство (10 часов) | ||||||
24 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | 1 | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобра зительного искусства. Переда вать в тематических рисунках пространственные отношения. Наблюдать и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Сотруд ничать с товарищами в проце ссе совместной работы (под руководством учителя), выпол нять свою часть работы в соот ветствии с общим замыслом. | 13.03 | |
25 | Тихие и звонкие цвета | 1 | 1 | 20.03 | ||
26 | Цвет как средство выражения | 1 | 1 | 3.04 | ||
27 | Что такое ритм линий? | 1 | 1 | 10.04 | ||
28 | Характер линий | 1 | 1 | 17.04 | ||
29 | Ритм пятен | 1 | 1 | 24.04 | ||
30 | Ритм цвета, пятен | 1 | 1 | 8.05 | ||
31 | Пропорции выражают характер | 1 | 1 | 13.05 | ||
32 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразит-ти | 1 | 1 | 15.05 | ||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразит-ти | 1 | 22.05 | |||
34 | Обобщ. урок года | 1 | 1 | 29.05 | ||
Всего: | 34 | 31 |
Материально-техническое
и информационно-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса состоит из демонстрационных экземпляров: Федеральный Закон «Об образовании», Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, примерной программы по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского.
Техническое средство обучения: ноутбук.
Учебно-методическая литература:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Для учителя: | ||||
1 | А.А.Плешаков | Школа России. Концепция и программы для начальной школы. В 2ч, Ч.2 | 2013 | Москва «Просвещение» |
2 | Л.В.Шампарова | Изобразительное искусство. 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского | 2013 | Москва «Просвещение» |
3 | Неменская Л.А. | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений | 2013 | Москва «Просвещение» |
4 | Неменский Б.М. | Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя | 2013 | Москва «Просвещение» |
5 | Коротеева Е.И. | Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы | 2013 | Москва «Просвещение» |
Для учащихся: | ||||
6 | Неменская Л.А. | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений | 2013 | Москва «Просвещение» |
Учебно-лабораторное оборудование:
1. Таблицы по цветоведению.
2.Материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Тушь
- Ручки с перьями
- Бумага А3, А4
- Бумага цветная
- Фломастеры
- Восковые мелки
- Емкости для воды
- Пластилин/глина
- Клей
- Ножницы
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса с учетом ФГОС к учебнику под редакцией Б. М. Неменского
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС "Начальная школа 21 века"
Данная программа рассчитана на 4 года обучения и составлена на основе ФГОС. Состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебного предмета и материально-техническое обеспечение....
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по ФГОС. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (УМК «Школа 2100)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по ФГОС. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (УМК «Школа 2100)...
Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4 классы. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.
Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству 1-4 классы Л. Г. Савенковой "Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы". Москва. "Вентана-Граф"...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса ФГОС "Школа 2100"
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (ФГОС "Школа России")
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...