Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.
статья по теме
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности. Цель организации внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Носова З.И.
МБОУ СОШ №88 с УИОП
учитель начальных классов
Внеурочная деятельность – путь к развитию
обучающихся начальных классов.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочнойдеятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №88 с УИОП в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- проектная деятельность
- учебно-познавательная
Формы внеурочной деятельности, используемые в начальной школе: экскурсии, кружки, секции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к природному миру
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- построение рассуждений, обобщений;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Актуальность программы курса «Школа правильного питания» (спортивно-оздоровительного направления)заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Занятия предполагают непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждение интереса и желания соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в курсе «Школа правильного питания» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
По программе курса «Логика, память, мышление» (общеинтеллектуальное направление) на протяжении учебного года учащиеся занимаются в активной игровой форме. Увлекательные задания и упражнения тесно пересекаются с материалами основных учебных предметов. Занятия направлены на повышение эффективности учебной деятельности и снижение утомляемости младших школьников за счет развития качеств, необходимых для успешной учебы в школе: памяти, внимания, мышления, воображения, логики, риторики, навыков чтения и умения правильно излагать свои мысли. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Программа курса «Я познаю мир» (общеинтеллектуальное направление) позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
В рамках внеурочной деятельности учащимся предоставляется возможность развить в себе качества, позволяющие решать образовательные задачи, научиться самостоятельно добывать знания, наметить траекторию личностного роста и многое другое.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе; между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Литература:
- Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., Просвещение, 2011.
- Сборник рабочих программ «Перспектива», М., Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"
Опыт работы по внеурочной деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...
Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА
Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...
Педагогический проект «Читаем вместе» как средство формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и...
Методическая разработка «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»
В статье раскрывается понятие Метода учебного проекта. Цельюработы является: создание условий для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность...
"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.
Данная технология обеспечивает широкие возможности учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...