Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселовская средняя общеобразовательная школа № 2
347781 Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, ул. Почтовая, 87
тел. 8(863-58) 6-17-68
Опыт работы
учителя начальных классов
Верещагиной Анны Викторовны
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
В течение последних 2 лет использую в своей работе технологию проблемно - диалогического обучения. Начиная с 2012г, в рамках реализации ФГОС принимаю активное участие по изучению и внедрению данной технологии в своей практике. Учебные комплекты Н.Ф.Виноградовой переработаны по требованиям стандартов второго поколения и теперь на личном опыте я убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.
Мною были проведены открытые уроки:
- урок окружающего мира в 1классе «Все профессии важны»,
- урок русского языка «Письмо строчной и заглавной букв К, К».
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровье сберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм;
- отсутствие внимания учителя к ребёнку;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- как тема урока;
- как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучив приёмы создания проблемной ситуации и примеры, я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме. Например, урок русского языка «Письмо строчной и заглавной букв К, К»:
Учитель - Как квакает лягушка? (ква – ква)
- Как квохчет курица? (куд – кудах)
- Как мы зовём кошку? (кис – кис)
- Как кричит ворона? (кар – кар)
- Как поёт петух? (ку – ка – ре – ку)
- Как кукует кукушка? (ку – ку)
Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.
- Какие звуки вы чаще всего слышали в ответах? (Твёрдый и мягкий звук /к/.)
- Какой буквой обозначаются твёрдый и мягкий звуки /к/?
- Может вы поможете мне сформулировать тему сегодняшнего урока письма? (Ответы детей).
Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом - это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.
Сходство названных методов в том, что они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте.
Если на уроках русского языка, математики, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературного чтения зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения. Каждый ученик может остаться при своём мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование.
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска. Например, Даю детям задание:
-разделите буквы, записанные на доске, на группы
А в Е г К р С т у Э
Задание можно выполнить 2 способами:
- разделить на гласные и согласные,
- на заглавные и строчные.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ собственного опыта работы по данной технологии позволяет сделать следующие выводы.
Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в:
-повышении интереса обучающихся к изучению предметов;
- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения;
- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;
- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
- развитии речи, логического мышления;
- достижении высокого уровня обученности.
Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
-способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.
Приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала.
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: «Умножение на двузначное число».
Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения
(каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная
56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая
Как проверить , какой из двух способов верный?
Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176
Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – 4 + 3 = 8
2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:
9 – 4 + 3 = 2
Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?
Какое действие выполняли первым? А вторым?
Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.
Приём 3. Подводящий к теме диалог.
Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)
Медвежья разъезд
Вьюга объявление
Веселье подъезд
Ружьё подъём
Муравьи разъяснил
Что заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?
Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Окружающий мир 2 класс.
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)
Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»
1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика 2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.
2 + 2 + 2 + 2 = 8
Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.
Тема урока: Знакомство с умножением.
2.Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс.
Учитель даёт невыполнимое задание
Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен)
Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).
Приём 6. «Задание на ошибку».
Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»
В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.
А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)
Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.
На доске изображение прямоугольника.
Найдите его площадь.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см
Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.
Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.
Ключевые понятия проблемно-диалогической технологии. Ее теоретическое обоснование, сущность, структура технологии. Рассматриваются результаты применении технологии проблемного диалога....
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Загадка: «Надо ли учителю боятьсяновых стандартов?»Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют,меньше класса не дадут!»...
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Для реализации новых стандартов образования учителю необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и включать ученика в активный поиск новых знаний. Наиболее эффективна для ф...
Мастер-класс: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».
Данный мастер-класс " Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС" предназначен для учителей начальных классов. В работе содержатся примерные задания для создания проблемных ...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Технология проблемного диалога – это ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос:КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний....
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Выступление на МО...
"Технология проблемного обучения - как средство реализации ФГОС НОО"
В статье приведены примеров с уроков по технологии проблемного обучения...