Адаптация 1-х классов
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Rayhon72@mail.ru

Здесь размещены материалы по адаптации 1-х классов. Входная диагностика, анализ по входной диагностике, протокол, справка по адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение стартового уровня первоклассников

Назначение диагностических методик:

– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

– выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Фронтальное изучение детей осуществляется на
второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.

Представленные здесь методики позволяют установить:

– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);

– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

1. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)


4-й уровень:
 задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

2. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

http://nsc.1september.ru/2007/16/9.gif


Инструкция: 

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

4-й уровень:
классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

3-й уровень:

допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень
: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.

3. «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик)

Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Организация работы. Подготовить для каждого ребенка лист белой бумаги размером 12 ґ 16 см, шаблон из тонкого картона (прямоугольник 6 ґ 4 см), простой карандаш.

Работа состоит из двух частей: 

1) основная; 2) самоконтроль и в случае необходимости – выполнение заново.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Ребята, представьте, что надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы научимся размечать такие флажки на бумаге. Перед вами лист бумаги. Нужно сделать так, чтобы из него получилось как можно больше флажков. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы это будете делать. Начинайте работу».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: прямоугольники размещены на листе рационально – обводятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу; на листе 5 заданий выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнено верно;

2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: задание не выполнено.

4. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Организация работы.

Диктант выполняется на листке в клетку.

Работа состоит из двух частей: 

1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Несмотря на то что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:



Проверим написанное, «прочитаем» кружки:



Все правильно».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум. (Дети записывают.) Теперь под этим словом запишите слово ухо. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.)

Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.

Оценка задания

4-й уровень: правильно выполнены схемы всех семи слов;

3-й уровень: правильно выполнены 5–6 схем:

2-й уровень: правильно выполнены 2–4 схемы:

1-й уровень:
правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.

5. «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.

Организация работы. 

Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из 5 частей. 

Инструкция:

1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;

2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведите линией шесть квадратов;

5) закрасьте пятый круг.

Оценка задания:

4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;

2-й уровень:
1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: ни одно задание не выполнено.

6. «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.

Инструкция. Оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.

Оценка внешней характеристики устной речи

4-й уровень: в норме 5 показателей:

1) говорит охотно;

2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;

3) речь в основном грамматически правильна;

4) артикуляция достаточно чистая;

5) громкость нормативная;

3-й уровень: в норме 4 показателя;

2-й уровень: в норме 2–3 показателя;

1-й уровень: в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

4-й уровень: говорит связными предложениями;

может дать развернутую характеристику объекта или явления;

3-й уровень: речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение;

характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

2-й уровень: предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова;

ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

1-й уровень: речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом. (См. таблицу.)

№ п/п 
Фамилия, имя
Результаты выполнения диагностических заданий (в уровнях)
Заключение


В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:

1-я группа – высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4-й уровень с единичными показателями 3-го;

2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3-й уровень с единичными показателями 4-го;

3-я группа – средний уровень готовности к обучению – доминируют 3–2-й уровни с единичными показателями или 4-го или 1-го уровней;

4-я группа
– низкий уровень готовности к обучению – доминируют 2–1-й уровни.

Полученный в ходе изучения ребенка материал можно обобщить в любой удобной для вас форме. За основу можно взять предлагаемую нами таблицу «Результаты фронтальной диагностики стартового уровня первоклассников».

Советуем повторить диагностические задания, чуть изменив их, через месяц, затем в конце первой четверти и в конце декабря. Сравнение полученных результатов покажет динамику продвижения учеников в обучении и развитии. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка созданы вполне комфортные условия.



Предварительный просмотр:

Справка

по итогам планового контроля

«Адаптация первоклассников к школе»

В соответствии с планом ВШК в I полугодии 2016-2017 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.

Цель контроля:

диагностика состояния адаптации учащихся 1-х классов;

выявление уровня школьной готовности первоклассников;

знакомство с новыми классными коллективами.

Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями;

В ходе контроля выяснено следующее:

Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов были использованы физкультминутки на уроках, игровые паузы, динамические паузы.

В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.

Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".

На уроках учителя Сунгатуллиной Г.С. в 1 В классе эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяет воспитанию. Форма общения на уроке представляет собой учебный полилог. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в высоком темпе. Проводятся физминутки в занимательной форме. В классе 29 учащихся. 17 мальчиков, 12 девочек.  Все дети читают или по слогам , или целыми словами.

В 1А классе 26 учащихся 15 мальчиков, 11 девочек.  Галимзянова Г.М. формировала у учащихся предпосылки   учебной деятельности: учила детей воспринимать инструкцию, планировать свою деятельность, умение выполнять задание до конца, в течение определенного времени. Большое внимание учитель уделял  формированию умения ориентироваться  в книге, формировал  пространственные  представления. На уроке использовались игровые  моменты с целью активизации учащихся, повышения мотивации к учению, ролевые игры. С целью развития познавательных процессов учителем использовались задания на развитие мышления, внимания, памяти. С целью развития коммуникативных умений Ляйля Азгамовна применяла  работу в парах. Учитель постоянно обеспечивал смену видов деятельности. Ляйля Азгамовна  большое внимание уделял формированию учебно-организационных умений: подготовка рабочего места, расположение учебных принадлежностей на парте, ориентировка на странице учебника,требования учителя выполняют все учащиеся. Уроки проходят в высоком темпе. Рекомендации:не забывать  применять различные физминутки двигательного характера.

В 1 Б классе 27 учащихся 12 девочек, 15 мальчиков. Учитель Мубаракзянова Э.Ф., . формировала у учащихся предпосылки   учебной деятельности: учила детей воспринимать инструкцию, планировать свою деятельность, умение выполнять задание до конца, в течение определенного времени. Формирование навыков письма  строилось на основе анализа написание буквы с учетом высоты, ширины элементов. Работа над качеством письма осуществлялась через   самоконтроль, на основе сравнения написанной буквы, слога, Осуществляется дифференцированный подход. Учитель работает над развитием познавательных процессов через задания на обобщение, выделение лишнего, через проблемные вопросы. Дети очень активны, учителю трудно привлечь внимание учащихся. некоторые дети отвлекаются, разговаривают во время объяснения учителя. Учащимся сделаны замечания, однако вскоре опять отвлекаются. Все дети читающие по слогам или же целыми словами.

 Рекомендации: следить за осанкой и  посадкой  при чтении, письме, положением тетради, ручки,  активизировать внимание учащихся на уроке

Вывод: В основном учителя строили учебный процесс с учетом психологических особенностей первоклассников. Приобщение детей к учебной деятельности шло через использование дидактической игры, ее  элементов, использование загадок,   наглядность, презентации. Изучение нового учебного материала строилось с опорой на знания детей. Учителя использовали задания, направленные на развитие познавательных способностей   речи учащихся, формировали предпосылки учебной деятельности,  работали над формированием  регулятивных, коммуникативных УУД.

В основном во всех классах отмечается хорошая дисциплина на уроках, немного шумно было только в 1 Б классе. Благоприятный психологический климат. Учащиеся постепенно осваивают роль ученика, учатся выполнять правила для учащихся. Педагоги в адаптационный период   работали с учащимися   на основе рекомендаций методического письма «Об организации обучения в адаптационный период»  и норм СанПиН. Длительность уроков  в 35 минут,  ступенчатый режим учебных занятий, пятидневная  учебная неделя, отсутствие домашних заданий  способствовали адаптации учащихся.

Педагоги умело используют инновационные средства обучения такие, как:

Практическая подготовка учителей и профессиональная компетентность в вопросах использования инновационных средств обучения - на достаточном уровне.

Учителя строят учебно-воспитательный процесс как личностно – ориентированный, применяют современные образовательные технологии:

- технология проблемного обучения.

 Вместе с тем   педагогам необходимо:

-  соблюдать гигиенические требования к уроку: соблюдать рамки урока, следить за посадкой, правильным положением тетради, ручки при письме.

- при подготовке урока продумывать различные виды деятельности с применением различного раздаточного материала, использовать возможности УМК (задания в рабочих тетрадях);        

- применять групповые формы работы; работу в парах;

-осуществлять дифференцированный подход, обратную связь;

-чаще применять ИКТ.

Дата____________                                        Замдиректора по УВР Ганиева Р.И.___________



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ №_______

ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

консилиума МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

Место проведения: МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

Дата  проведения: 11.11.2016г.

Присутствовали:

1.Фазылов Н.Р. – директор школы,

2.Ганиева Р.И.  – заместитель директора по УВР,

3. Козлова Г.В. – психолог

4. Классные руководители 1 классов.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Анализ результатов психологической диагностики адаптации учащихся 1-х

    классов к новым учебным условиям.

2. Рекомендации педагогам по работе с детьми в период адаптации.

ХОД СОВЕЩАНИЯ:

     По первому вопросу выступили учителя 1 А,Б,В,Г  классов. Они сообщили, что в младшем блоке проблем с неуспеваемостью учащихся  практически нет, но есть проблемы с поведением в 1 А классе у Гайнетдинова Амира, Калимуллина Райнура, Зиганшина Данияра, Юсупова Ринальда, Шлыкова Ярослава, Хурматуллина Раяна, в 1 Б классе Гарифзянова Даниэля, Гарипова Шамиля, калашова адама, Одилова Кобилжона, в 1В классе Галиахметова Амира, Яруллина Марата, в 1 Г классе Давлетьярова Саяра.

     Завуч Ганиева Р.И. провела анализ стартовой диагностики, которая проводилась  в первую неделю октября при помощи методик:

  1.  «Рисование бус» И.И.Аргинская
  2.   «Раскрашивание фигур» Н.Я.Чутко
  3.   «Разметка» Н.К.Индик, Н.А.Цирулик
  4.   «Диктант» Н.В.Нечаева
  5.   «Математический диктант» И.И.Аргинская
  6.   «Развитие устной речи»  Н.В.Нечаева

Цель: обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

Задачи: владение основными компонентами деятельности;
                 интеллектуальную готовность;

               развитие устной речи;

               фонетический слух, графические навыки, представление о счёте, также ознакомила со справкой по итогам планового контроля «Адаптация первоклассников к школе». Методы контроля были следующие: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов, собеседование с учителями и родителями.

 По второму вопросу выступила психолог школы  Она рассказала, что в сентябре -октябре 2016 года были посещены уроки и внеклассные мероприятия, где проводились наблюдения классов. Были даны методические рекомендации по успешной адаптации учащихся первых классов, говорила о необходимости  индивидуальной работы с детьми с трудностями адаптации, как психолога, так и учителей.  Учителям необходимо строить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуального развития ребенка.

РЕШЕНИЕ:

1. Научить ребёнка с трудностями в адаптации, элементарным навыкам взаимодействия со взрослыми и детьми, анализировать, сравнивать, обобщать

2. Научить дезадаптированных учащихся 1 –ых классов элементарным способам самоконтроля.

3. В 1-х классах необходимо строить отношения с детьми с опорой на эмоциональный контроль и контакт.

4. Продолжить работу по успешной адаптации 1-ых классов и рассмотреть итоги адаптации с анализом всего учебно-воспитательного процесса (согласно внедрения ФГОС)  на малом педагогическом совете в апреле 2017 г.

Замдиректора по УВР                                    Ганиева Р.И.



Предварительный просмотр:

Справка

по входной диагностике учащихся 1-х классов

Цель: контроль знаний, умений, навыков учащихся на начало 1 четверти.

Методы контроля: диагностические работы по методу И.И.Аргинской, Н.Я.Чутко, Н.К.Индика, Н.В.Нечаевой

Участники контроля: уч-ся 1 классов, учителя начальных классов, зам. директора

Срок: 1-2 неделя октября 2016 года. 

По результатам диагностики выявлено следующее:

- в 1 А классе, учитель Галимзянова Г.М., приняло участие 26 из 26 учащихся)

На начало обучения  85% учащихся имеют высокий и хороший уровень школьной готовности , 15% - средний уровень готовности,  с низким уровнем школьной готовности учащихся нет.

- в 1 Б  классе, учитель Мубаракзянова  Э.Ф. приняло участие 26  из 26 учащихся)

 На начало обучения 85% учащихся имеют высокий и хороший уровень школьной готовности, 15 – средний уровень, с низким уровнем школьной готовности учащихся нет.

- в 1 В классе, учитель Сунгатуллина Г.С. приняло участие 29 из 29  учащихся)

На начало обучения 86% учащихся класса имеют высокий и хороший уровень школьной готовности, учащихся со средним уровнем 14 % , с низким уровнем школьной готовности учащихся выявлено не было.

- в 1 Г классе, учитель Ганиева Р.И. (приняло участие 28 из 30 учащихся)

На начало обучения 86% учащихся класса имеют высокий и хороший уровень школьной готовности, учащихся со средним уровнем 14%, учащихся с низким уровнем школьной готовности  нет.

Уровень школьной готовности первоклассников, октябрь 2016 г.

Стартовая диагностика 1 класс    октябрь 2016 уч.год

Класс

Укучы саны

Катнашты

Контроль эш

высокий хороший средний

высокий хороший

Билгеләр

хороший

1/выс

2/хор.

3/сред

4/низк

 

26

26

4

18

4

0

100,00

84,62

27

27

8

14

4

0

100,00

85,19

29

29

6

19

4

0

100,00

86,21

30

28

6

18

4

0

100,00

85,71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомуми

112

110

24

69

16

0

100,00

85,45

Анализ уровня выполнения заданий позволил сделать следующие выводы:

При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 1 ,4  (на умение воспринять задание на слух, уровень развития фонетического анализа слов)

Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2, 3  и 5 (умение классифицировать наглядный материал,  на развитие зрительного анализа, на выявление представлений о геометрических фигурах и счёте.

Выводы и рекомендации: 

-учителям начальных классов обратить внимание на учащихся с низким уровнем подготовленности, осуществлять по отношению к данным учащимся дифференцированный подход.

Дата _________                     Замдиректора по УВР                     Ганиева Р.И._________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИЯ 1 А КЛАСС

АДАПТАЦИЯ 1 А КЛАСС...

Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов....

программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса

данная программа написана с учётом современных требований....

Адаптация учащихся 1а класса

В презентации показаны особенности адаптационного периода учащихся 1а класса....

Адаптация учащихся 1 класса

Как проходит адаптация у учащихся 1 класса (из опыта работы)...

Проблемы адаптации учащихся начальных классов при переходе в 5 класс

Проблемы адаптации младших школьников при переходе в 5 класс и пути их решения...