ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД И ФИКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
статья на тему

Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания  программы мониторинга уровня сформированности УУД. Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД И ФИКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

САВИНОВА Н.В.

учитель начальных классов

Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания  программы мониторинга уровня сформированности УУД.  Программа   составлена   на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.        
Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Предмет мониторинга – метапредметные УУД  на разных этапах своего формирования.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД– отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга:

- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
        Исследованию подлежат 4 вида УУД:

- личностные (самопознание и самоопределение (самооценка), смыслообразование (мотивация), нравственно-этическая ориентация (личный моральный выбор). Отслеживает психолог.

-регулятивные (организация своей деятельности: ставить и формулировать цель, определять план действий, оценивать себя и других)

-познавательные (общеучебные навыки - добывать, обрабатывать и представлять информацию; анализ, синтез, обобщение материала; логическое мышление и т.д.)

-коммуникативные (развитие речи, умение участвовать в  диалоге на уроке ив жизненных ситуациях)

Области применения данных мониторинга:данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.

Методы сбора информации:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседа.

Мониторинг сформированностиметапредметных учебных умений предполагает применение типовых задач, которые предложены авторами (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов) в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

В основу типовых задач авторами издания «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» положены следующие критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:         
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Согласно этим критериям в каждой типовой задаче прописан возраст, на который рассчитана предлагаемая методика.

 Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год и  позволяет отследить уровнисформированностиосновныхметапредметных УУД, сформулированных для начальной школы.

     Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных диагностических заданий предметного или межпредметногохарактера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированностиметапредметных УУД  является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Поэтому,  в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.).        
В мониторинге со  2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий, которые диагностируются с 1 по 4 класс.        
Сформированность  таких УУД  как контроль, оценивание,  планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса, хотя в 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание: учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.        
После исследования в таблицах, которые разработаны на каждого ученика, проставляется уровень (повышенный, базовый, низкий). Затем на основе технологических карт (Программа УУД),  формулируются рекомендации, которые являются ориентиром для дальнейших действий педагога по формированию УУД для каждого ребенка.        

Учет уровня сформированности  УУД ведется и учителем, и психологом.
На основе этих таблиц педагог составляет сводную таблицу по результатам изучения УУД, где в %  подсчитывает уровни сформированности УУД (повышенный, базовый, низкий).        
В результате из года в год четко прослеживается динамика их развития.

Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения. Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.

    Индивидуальные результаты вносятся в Портфель достижений  ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда  с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.

 Результаты по классу доводятся до сведения педагогов, работающих в данном классе, что  дает возможность учителю - предметнику грамотно спланировать работу по развитию  метапредметных УУД.  

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных учебных умений включает в себя:

Программу мониторинга уровня сформированности УУД

Типовые задачи

Технологические карты

Критерии оценивания

Лист наблюдений за формированием УУД

Сводную таблицу по результатам изучения УУД

Динамику по результатам изучения УУД.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной

деятельности станет открытием мира души ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Данный документ содержит программу формированиея УУД.Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам  начального обще...

Программа мониторинга уровня сформированности ууд в начальной школе

Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе...

Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе.

Программа содержит технологическую карту формирования УУД в начальной школе, а так же диагностические методики....

Программа мониторинга уровня сформированности УУД

Методики для проведения мониторинга  УУД...

Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе

Данный материал содержит основные аспекты программы  мониторинга уровня сформированности  УУД в начальной школе....