Совершенствование способов и приемов устных и письменных вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.
методическая разработка на тему
Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования составляют понятия числа и четырех арифметический действий.
Одна из важнейших задач обучения математике младших школьников — формирование вычислительных навыков, основой которых является осознанное использование вычислительных приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_sposobov_i_priemov.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование способов и приемов устных и письменных вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.
«Математику уже затем следует учить,
что она ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов
Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования составляют понятия числа и четырех арифметический действий.
Одна из важнейших задач обучения математике младших школьников — формирование вычислительных навыков, основой которых является осознанное использование вычислительных приемов.
Навык - это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.
Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено «универсальными учебным действиям».
«Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Авторы федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения рассматривают универсальные учебные умения как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Формированию универсальных учебных действий:
- личностные, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся,
-регулятивные, обеспечивающих учащимся организацию их учебной деятельности - это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция,
-познавательные универсальные действия - это общеучебных, логических, постановки и решения проблем,
-коммуникативные.
Способы вычисления — это определенные навыки, предполагающие владение каким-либо способом, например: способность умножать и делить многозначные числа на однзоначные; складывать и вычитать.
Вычислительные навыки формируются в начальной школе самыми разными способами, которые ориентированы на запоминание. Но необходимо формировать и мышление.
В своем опыте работы я убеди лась,что каждый ребенок в конечном результате выбирает свой наиболее удобный для него способ вычислительных навыков.
В традиционной системе обучения используется подход, при котором способы и приемы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективные способы. Ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания.
Полноценный вычислительный навык характеризуется
- правильностью
- осознанностью
- рациональностью
- обобщенностью
- автоматизмом
- прочностью
Три вида вычислений:
- письменное
- устное
-письменное с промежуточными устными вычислениями
Навыки письменных вычислениях:
· отчетливо писать математические символы (цифры, знаки препинания, знаки арифметических действий);
· цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий;
· безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел.
При устных вычислениях надо помнить данные числа и законы действий над ними.
Существует два вида устного счёта:
- учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом;
- числа воспринимаются только на слух.
Система вычислительных навыков слагается из следующих этапов работы:
-подготовительная работа к изучению нового случая вычислений (создание теоретической основы)
- первичное закрепление
-применение в разных условиях
-выяснение пробелов в знаниях учащихся и
-работа над ошибками
-последующая отработка и автоматизация.
Избежать быстрой утомляемости и снижения внимания при изучении письменных вычислений поможет:
- Чередование различных видов деятельности,
- Отказ от однообразных тренировочных упражнений,
- Обучение приёмам действия контроля.
В условиях развивающего обучения система заданий, направленная на усвоение вычислительных умений и навыков, должна формировать обобщенные способы действий, побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению нескольких способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности.
Методика формирования вычислительных навыков.
1. Приемы, теоретической основой которых является конкретный смысл арифметических действий.
К ним относятся: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10 для случаев вида а±2, а±3, а±4, а±0; прием нахождения табличных результатов умножения, прием нахождения табличных результатов деления (только на начальной стадии) и деления с остатком, приемы умножения единицы и нуля.
2. Приемы, теоретической основой которых служат свойства арифметических действий.
К этой группе относится большинство вычислительных приемов. Это приемы сложения и вычитания для случаев вида: 53±20, 47 ± 3, 30-6, 9+3, 12-3, 35 ± 7, 40 ± 23, 57±32, 64±18, аналогичные приемы для случаев сложения и вычитания чисел, больших, чем 100, приемы умножения и деления для случаев вида 12 х 5, 5 х 12, 81:3, 18 х 40, 180:20, аналогичные приемы умножения или деления для чисел, больших ста.
3. Приемы, теоретической основой которых являются связи между компонентами и результатами арифметических действий.
К ним относятся приемы для случаев вида: 9 – 7, 24 : 3, 80 : 20, 54 : 18, 9: 3, 0:6.
4. Приемы, теоретической основой которых является изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из компонентов.
Это приемы округления при выполнении сложения и вычитания чисел (45+19, 612- 298) и приемы умножения и деления на 5, 25, 50.
5. Приемы, теоретической основой которых являются вопросы нумерации чисел.
Это приемы для случаев вида: а±1, 10+7, 7+10, 17- 10,17 – 7, 67х10, 1200:100, аналогичные приемы для больших чисел.
6. Приемы, теоретическая основа которых — правила.
К ним относятся приемы для двух случаев ах1 и ах0.
Для повышения вычислительной культуры учащихся необходимо:
- сформировать вычислительные навыки в 1-4 классах;
- научить учащихся в системе применять способы, приемы рациональных вычислений;
- постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и внеурочной деятельности по предмету;
- создать систему работы по совершенствованию вычислительных навыков;
- использовать простые и доступные приемы устного счета в начале данной работы;
- постепенно усложнять устный счет;
- использовать интересные формы карточек, игр, соревнований;
- привлекать учащихся к работе по повышению вычислительной культуры.
Сделать учебную работу насколько
возможно интересной для ребенка и не
превратить эту работу в забаву - это
одна из труднейших и важнейших
задач дидактики.
К.Л.Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики
1). Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев обр...
Использование дидактических игр с целью совершенствования вычислительных навыков и умений на уроках математики
Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.Выч...
Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе
Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе...
"Совершенствование устных вычислительных навыков младших школьников"
Материалы для проведения круглого стола на заседаниях ММО, ШМО по теме: "Совершенствование устных вычислительных навыков младших школьников"...
Тема: Математика и природа. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) по Зеленым аксиомам
Математика и природа. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) по Зеленым аксиомам...
Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах миллиона
Конспект урока на тему "Закрепление устных и письменных вычислительных навыковв пределах миллиона "...
Математика и природа. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000. Решение задач и уравнений.)
Данный урок, проведенный в необычной форме, способствует не только активному закреплению вычислительных навыков, умения решать задачи, уравнения, геометрический материал, но и воспитанию экологической...