Самообразование обязательно для каждого педагога.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Родина Наталья Михайловна

Самообразование обязательно для каждого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

повышения уровня профессионального мастерства педагогов


^ Пояснительная записка

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Условием успешной социализации обучающихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.

В условиях введения ФГОС одной из важных профессиональных задач современного учителя является проектирование и осуществление профессионального самообразования, подразумевающее собой инициативность, творчество и корпоративную культуру учителя.

Цель: совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.

Задачи:

- обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными

педагогическими кадрами;

- создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры педагогов;

- подготовка педагогов к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;

-совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения;

- создание системы стимулирования деятельности работников школы;

- развитие коллектива единомышленников.

^ Этапы реализации программы

1. Организационный этап (2011-2012 г.). Создание и введение в деятельность школы программы повышения уровня профессионального мастерства педагогов школы.

2. Основной этап (2013-2015 гг.). Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения уровня профессионального мастерства педагогов школы.

3. ^ Обобщающий этап (2016 г.). Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения уровня профессионального мастерства педагогов школы. Определение перспектив дальнейшего развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.

^ Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы, организация, координация, контроль.

^ Функции заместителя директора по УВР:

- определение приоритетных направлений работы;

- корректировка составляющих элементов программы;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;

- организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, форумов, декад, тематических педсоветов;

- поиск и внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом;

- осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы.

^ Функции методического совета:

- подготовка методических рекомендаций для работы по программе;

- определение критериев эффективности реализации программы;

- разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.

^ Функции методических объединений:

- обобщение передового педагогического опыта учителей;

- диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их преодолению;

- организация системы работы с молодыми специалистами.

^ Функциональные обязанности учителей:

- обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через саморефлексию;

- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы.

^ Содержание программы

Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников:

- обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера педагогическим работникам;

- аттестация педагогических кадров на квалификационные категории, представление и награждение лучших работников образования государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия;

- прохождение повышения квалификации педагогическим работником не менее чем один раз в пять лет.

^ Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников школы:

- составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров;

- организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения;

- расширение образовательного пространства и создание за счет этого необходимых условий для включения педагогов школы в образовательное пространство района, республики;

- интенсификация подготовки специалистов с высшей, первой категориями.

^ Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

- организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала;

-теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования;

- развитие системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями ОУ;

- совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов: обязательные курсы повышения квалификации, организация наставничества, участие в школе молодого учителя;

- развитие конкурсного движения педагогов.

^ Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования:

- интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов;

- практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям;

- содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов;

- совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом;

- распространение передового педагогического опыта и инновационной практики;

- освоение современных педагогических и воспитательных технологий;

- овладение основами научного анализа собственного педагогического труда учителями, классными руководителями, администрацией.

Становление учителя в личностном и профессиональном плане связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций.

^ Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в научно-методической работе:

- формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;

- освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

- продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействие с учениками;

- системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.


Функции (профессиональные действия)

педагога


Результаты

труда

педагога


Профессионально важные качества

педагога


Индивидуально-личностные

характеристики педагога


Образовательная


достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования


компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса


компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность


Воспитательная


успешная социализация личности обучающихся


умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности


толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям


Развивающая


формирование конкурентоспособной личности


субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности обучающихся


способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию


^ Модель педагога школы – творческая профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников, способная к личностному творческому росту.

В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

- профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

- собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

- способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

- профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;

- педагогическое мышление и рефлексия;

- педагогическое целеполагание;

- психолого-педагогическая культура.

^ Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.

Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:

- социальный оптимизм;

- позитивная «Я – концепция»;

- мотивация к педагогической деятельности;

- ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

- адекватная самооценка;

- социальная толерантность;

- эмоциональная устойчивость.

^ Материально-техническое обеспечение реализации программы:

- материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда;

- поддержка и материальное обеспечение конкурсного движения среди учителей;

- поддержка и материальное обеспечение участия школы в различных конкурсах, фестивалях и т. д.;

- приобретение информационной техники и обеспечение ею образовательного и воспитательного процессов;

- оснащение материальной базы учебных кабинетов;

- пополнение школьной медиатеки.

^ Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья работников школы (наличие комнаты отдыха, рациональной педагогической нагрузки и расписания и т. д.);

- содействие в ежегодной диспансеризации педагогических работников;

- иммунизация педагогического коллектива (прививки, витаминизирование и т. д.);

-организация и проведение психологических консультаций, тренингов и других мероприятий, направленных на релаксацию и сохранение профессионального долголетия;

- открытие на базе школы спортивных секций для педагогического коллектива;


^ Ожидаемые результаты реализации Программы:


  • повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;

  • положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;

  • успешная деятельность молодых педагогов;

  • создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.


Оценка эффективности программы

Эффективность Программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям: 


  • количество повысивших квалификацию педагогов;

  • качество преподавания и воспитания;

  • качество обученности и успеваемости обучающихся;

  • уровень и качество проводимых школой семинаров, круглых столов, конференций; 

  • количество педагогов школы, принимавших участие в различных конкурсах педагогического мастерства;

  • количество педагогов школы, пожелавших представить и обобщить свой опыт работы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это каждый должен знать обязательно на "5" ПДД

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Рассчитано на учеников 2–4-х классов. Данное мероприятие было разработано с целью привлечения внимания учащихся к изучению правил дорожного движ...

Статья. Самообразование и инновационная деятельность педагога.

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения, воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти. Жи...

Самообразование как основа успешности педагога.

Что такое самообразование?Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры,...

«Формирование универсальных учебных действий» - обязательная составляющая стандарта педагога.

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»К.Д. Ушинский...

эссе "Мир познания открыт для каждого педагога"

На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я....

План самообразования « Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»

        Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоян...