Актуальные вопросы образования в начальной школе
статья на тему

Дворецкая Светлана Валерьевна

Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса. Именно от высококвалифицированной работы учителя зависит в определяющей степени качество обучения учащихся I-IV классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы образования в начальной школе

Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса. Именно от высококвалифицированной работы учителя зависит в определяющей степени качество обучения учащихся I-IV классов.

Считаю, что одной из важных актуальных проблем в начальной школе является нежелание детей овладевать навыками чтения, хотя именно этот навык – залог успешного обучения. Чтобы развить у детей интерес к чтению, я подбираю тексты соответственно возрасту ребенка, создаю ситуацию успеха, поддерживаю в ребенке веру в то, что всё получится. Ежедневно в течение одной минуты на уроках литературного чтения дети читают тексты, сами пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в тетрадь. В конце недели идет сравнение результатов. Это способствует увеличению скорости чтения. Родителям учащихся советую не заставлять ребенка долгое время сидеть за книгой, нельзя злиться, если что-то было прочитано неправильно, так как дети младшего школьного возраста быстро устают. Желательно, чтобы ребенок читал вслух чаще, ведь важна не продолжительность чтения, а частота упражнений. Хороший результат даёт чтение перед сном и неторопливое чтение вполголоса вместе со взрослыми. При этом ребенок обращает внимание на интонационную чёткость, паузы и логические ударения. Такое чтение тоже способствует увеличению скорости чтения.

Учеников 1-2 классов нельзя торопить при чтении.  Торопливое чтение, как правило, неосознанное. В 1 классе дети учатся читать по красочно иллюстрированным книгам из серии «Для маленьких».

Очень хорошо, если в семье есть домашняя библиотека и практикуется членами семьи чтение вслух. Чтобы избежать переутомления младшего школьника, продолжительность такого чтения должна составлять 20 минут. Всегда нужно разговаривать с ребёнком о прочитанных книгах. При формировании читательского интереса нужно позаботиться о том, чтобы дети читали разно-жанровую литературу. Желательно иметь в семье словари, атласы, энциклопедии, научно-познавательную литературу, художественные издания по школьной программе.  

Во время классных часов мы с детьми посещаем школьную и детскую городскую библиотеки, такие экскурсии детям очень полезны, ученики моего класса являются активными читателями. Главное, нужно приучать ребенка читать вдумчиво, вникать при этом в смысл каждого слова.

Главной задачей учителя начальных классов является формирование мотивации  к чтению. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения. Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительного настроя, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Одной из важнейших задач уроков литературного чтения в процессе обучения младших школьников является формирование мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся. Исходя их данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.

  • Создание игровых ситуаций
  • Технология продуктивного чтения
  • «Диалог с автором»
  • Метод проектов
  • Технология развития критического мышления
  • Приём Синквейн

Применение данных технологий позволяет сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщаются к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотек, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения и проекты по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности, творческой активности и любви к чтению.

За годы работы мною достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

- используется система упражнений по совершенствованию навыка чтения;

-  наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению;

- наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.

«Чтение – вот лучшее учение». Смысл этой пословицы очень глубок. От уменья детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи на протяжении всех школьных лет.

Список литературы.

  1. Граник Г.Г. «Как учить работать с книгой» – М.2007г.
  2. Левин В.А. «Когда маленький школьник становится большим читателем» - М.1994г.
  3. Соболева О.В. « Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст» -  М.2012г.

Источники.

http://rus.1september.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность уроков риторики в начальной школе

Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умело...

Презентация "Актуальность метода проектов в начальной школе"

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное о...

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования.

Темы для выступления на конференции. Новые подходы к оценке качества образовани обучающихся: в контексте современного урока....

Актуальность проблемы двуязычия в начальной школе

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи...

Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы

Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...