Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией
материал (3 класс) на тему
Способ проверки метапредметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 92.66 КБ |
Презентация к выступлению | 105.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1 Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией . (как способ проверки метапредметных результатов)
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Слайд 2
Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; может добавляться и окружающий мир.
С помощью этих работ оценивается
Слайд 3,4 В области чтения
1)техника и навыки чтения
- скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.
2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
3)читательский отклик на прочитанное.
Слайд5,6,7 В области системы языка
1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
- целостность системы понятий (4 кл.);
- фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
- разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
- разбор предложения по частям речи;
- синтаксический разбор предложения;
2)умение строить свободные высказывания:
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
- предложения
- связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения
3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)
Слайд8 В области математики
1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
3)умение рассуждать и обосновывать свои действия
Слайд9 В области окружающего мира
1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
- объекты живой и неживой природы;
- классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
- распознавание отдельных географических объектов
2)сформированность первичных предметных способов учебных действий
- навыков измерения и оценки;
- навыков работы с картой;
- навыков систематизации
3) сформированность первичных методологических представлений
- этапы исследования и их описание;
- различение фактов и суждений;
- постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
- фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.
1. Основные результаты измерений в динамике
Динамика достижения метапредметных результатов не является удовлетворительной. В 2014 г. произошло значительное снижение уровня базовой подготовки обучающихся начальной школы. Значительная часть учащихся не владеет опорной системой действий необходимых для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Результаты комплексных работ по Пречистенской СОШ.
1класс 2012г | 2класс 2013 | 3класс 2014 | |
Базовый | 60.4% | 61.3% | 57.3% |
Ниже базового | 14.8% | 18.7% | 37.2% |
Повышенный | 24.8% | 20% | 5,95%; |
| ||
Результаты комплексных работ по Ярославской области |
1 класс 2012г | 2 класс 2013г | 3 класс 2014г | |
Базовый | 50,87% | 72,7% | 36,5% |
Ниже базового | 25% | 23.8% | 57,6% |
Повышенный | 24,21% | 3,5% | 5,95% |
Большинство обучающихся справились с заданиями, в которых необходимо осуществлять:
- поиск, сравнение знаково-символической информации, представленной в явном виде (задания №№ 1, 2);
- решение простых учебно-практических задач на основе учебной модели (задания №№ 6«б, 9, 11, 14);
- поиск конкретной информации, расположенной в тексте компактно или рассредоточено, заданной в явном виде (задания №№ 7, 12, 18«а», 20);
- сопоставление простой информации, заданной в разных формах предъявления – рисунке, тексте, диаграмме (задание № 15);
- целостное понимание текста и средств художественной выразительности, поиск образных эквивалентных понятий (задание № 19);
- личностную рефлексию и определение уровня собственных учебных достижений по шкале успешности (задание № 25)
Пректная задача
В области низких значений (до 60%) расположены средние результаты сформированности познавательных УУД. Обучающиеся затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установлении причинно-следственных связей, логических закономерностей, не умеют переносить сформированные алгоритмы действий в новые ситуации и изменившиеся условия.
В формировании регулятивных УУД выявлены затруднения в умении планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации В формировании коммуникативных УУД положительная динамика наблюдается в умении и желании школьников работать в группе: распределять роли, избегать конфликтов, сотрудничать в достижении общей цели
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Подобные задания следует чаще использовать в процессе занятий при изучении новой темы, в промежуточном и итоговом контроле, чтобы обучающиеся не только осваивали алгоритмы действий, но и осознанно использовали их в решении познавательных и творческих задач. Учитель должен определять содержание и формы деятельности, в которую будут включаться обучающиеся, с учетом того, какие компетенции (или их компоненты) будут формироваться на уроке.
2.В результате исследования выявлен недостаточный уровень сформированности метапредметных компетенций у обучающихся 3-классов, причем наметилась тенденция к снижению доли обучающихся, достигающих базового уровня метапредметных результатов.
В заданиях базового уровня сложности практически все обучающиеся справились с работой со схемами и условными обозначениями, смогли сориентироваться в тексте и найти конкретную информацию. В то же время большинство не смогли перекодировать информацию в другую форму предъявления, работать с формальными элементами текста (такими как сноска), найти и сопоставить информацию из разных источников или в условиях множественности выбора.
3.Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, направленные на применение алгоритмов учебных действий в практикоориентированных заданиях при работе с учебными моделями. Формирование метапредметных компетенций на уроках невозможно без создания образовательной среды, предполагающей собственную активность обучающихся при решении задач творческого, поискового характера.
4.Ожидаемо, (в т.ч. и в силу возрастных особенностей) обучающиеся 3-х классов показывают недостаточный уровень сформированности регулятивных УУД. Они затрудняются в постановке цели и планировании своих действий при решении учебных задач, надеясь на помощь учителя в корректировке способов их действий, нахождении и исправлении ошибок.
Развитие произвольной сферы обучающихся начальной школы требует длительной и систематической работы не только на уроках и во внеурочной деятельности, но и вне школы. Здесь особенно необходимо взаимодействие и взаимопонимание учителей и родителей для выработки единых подходов по достижению необходимых образовательных результатов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комплексные итоговые работы (как способ проверки метапредметных результатов ) Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
Что оценивается с помощью этих работ В области чтения 1)техника и навыки чтения скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста; общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы); сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией , включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.); 3)читательский отклик на прочитанное.
В области системы языка 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика , морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи) целостность системы понятий (4 кл .); фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи; разбор слова по составу (начиная с 3-го кл .); разбор предложения по частям речи; синтаксический разбор предложения;
2)умение строить свободные высказывания: словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса); предложения связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл .), собственной задачи (3-й кл ., дополнительное задание и 4-й кл ., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения
3) сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания) ; 4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)
В области математики 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными) 2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию; 3)умение рассуждать и обосновывать свои действия
В области окружающего мира 1) сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики); объекты живой и неживой природы; классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений; распознавание отдельных географических объектов
2) сформированность первичных предметных способов учебных действий навыков измерения и оценки; навыков работа с картой; навыков систематизации 3) сформированность первичных методологических представлений этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.
1. Основные результаты измерений в динамике Динамика достижения метапредметных результатов не является удовлетворительной. В 2014 г. произошло значительное снижение уровня базовой подготовки обучающихся начальной школы. Значительная часть учащихся не владеет опорной системой действий необходимых для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач .
Результаты комплексных работ по Пречистенской СОШ. 1класс 2012г 2класс 2013 3класс 2014 Базовый 60.4% 61.3% 57.3% Ниже базового 14.8% 18.7% 37.2% Повышен ный 24.8% 20% 5,95%;
Результаты комплексных работ по Ярославской области 1 класс 2012г 2 класс 2013г 3 класс 2014г Базовый 50,87 % 72,7% 36,5% Ниже базового 25% 23.8% 57,6% Повышен ный 24,21% 3,5% 5,95%
Базовый уровень
Пректная задача В области низких значений (до 60%) расположены средние результаты сформированности познавательных УУД. Обучающиеся затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установлении причинно-следственных связей, логических закономерностей, не умеют переносить сформированные алгоритмы действий в новые ситуации и изменившиеся условия. В формировании регулятивных УУД выявлены затруднения в умении планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации В формировании коммуникативных УУД положительная динамика наблюдается в умении и желании школьников работать в группе: распределять роли, избегать конфликтов, сотрудничать в достижении общей цели
Выводы На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Подобные задания следует чаще использовать в процессе занятий при изучении новой темы, в промежуточном и итоговом контроле, чтобы обучающиеся не только осваивали алгоритмы действий, но и осознанно использовали их в решении познавательных и творческих задач. Учитель должен определять содержание и формы деятельности, в которую будут включаться обучающиеся, с учетом того, какие компетенции (или их компоненты) будут формироваться на уроке.
2.В результате исследования выявлен недостаточный уровень сформированности метапредметных компетенций у обучающихся 3-классов, причем наметилась тенденция к снижению доли обучающихся, достигающих базового уровня метапредметных результатов. В заданиях базового уровня сложности практически все обучающиеся справились с работой со схемами и условными обозначениями, смогли сориентироваться в тексте и найти конкретную информацию. В то же время большинство не смогли перекодировать информацию в другую форму предъявления, работать с формальными элементами текста (такими как сноска), найти и сопоставить информацию из разных источников или в условиях множественности выбора.
3.Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, направленные на применение алгоритмов учебных действий в практикоориентированных заданиях при работе с учебными моделями. Формирование метапредметных компетенций на уроках невозможно без создания образовательной среды, предполагающей собственную активность обучающихся при решении задач творческого, поискового характера. 4.Ожидаемо, (в т.ч. и в силу возрастных особенностей) обучающиеся 3-х классов показывают недостаточный уровень сформированности регулятивных УУД. Они затрудняются в постановке цели и планировании своих действий при решении учебных задач, надеясь на помощь учителя в корректировке способов их действий, нахождении и исправлении ошибок. Развитие произвольной сферы обучающихся начальной школы требует длительной и систематической работы не только на уроках и во внеурочной деятельности, но и вне школы. Здесь особенно необходимо взаимодействие и взаимопонимание учителей и родителей для выработки единых подходов по достижению необходимых образовательных результатов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе
В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...
Анализ итоговой комплексной контрольной работы на межпредметной основе автора О. Логиновой за 1 класс
Анализ контрольной работы трудоемкий процесс, тем болле, если нужно просчитать успешность в процентах. Файл, созданный в программе Exel, позволяет быстро получить результаты успешности по классу, отде...
Презентация к семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе"
Презентация составлена к городскому семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе". Данная презентация мож...
Комплексная проверочная работа на межпредметной основе
Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окру...
Комплексная итоговая работа на межпредметной основе по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Математика» для обучающихся 4 класса
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:✔ системы знаний и представлений о природе, обществ...
Комплексная работа на межпредметной основе в 1 классе
Для учителей начальных классов...
Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».
Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...