Рефлексия на уроках в начальной школе
статья на тему
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования содержится характеристика регулятивных, личностных, познавательных, а также коммуникативных универсальных учебных действий:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl_pyatakova_refleksiya.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе
(Текст выступления М.В.Пятаковой, учителя начальных классов МАОУ «ООШ №13» г.Соликамска Пермского края на ШМО начальных классов)
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования содержится характеристика регулятивных, личностных, познавательных, а также коммуникативных универсальных учебных действий:
личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности;
познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия включают в себя такие умения, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, постановка и формулирование проблемы. К общеучебным УУД также относятся рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности и прочее.
Что же такое рефлексия? Согласно словарю иностранных слов рефлексия определяется как самопознание, размышление о своём внутреннем состоянии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В толковом словаре русского языка данное понятие трактуется как самоанализ.
Итак, рефлексия - это размышления человека, направленные на анализ (самоанализ) – собственного состояния, своих поступков и прошедших событий.
А в современной педагогике под рефлексией понимается самоанализ деятельности и её результатов.
На уроке обязательным условием создания развивающей среды является этап рефлексии, так как он помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, а также скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности
1) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
2) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
3 физическую (успел – не успел);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия может быть проведена не только в конце урока (занятия), как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути. Цель рефлексивного момента заключается в том, чтобы не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а в выстраивании смысловой цепочки, сравнении своих способов и методов с другими.
По количеству задействованных участников рефлексию разделяют на:
индивидуальную – формирование реальной самооценки (беседа с обучающимся по результатам самооценки) и групповую – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
В методической литературе выделяют три этапа обучения рефлексии:
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов;
2 этап – анализ работы своих одноклассников;
3 этап – анализ работы группы.
Рефлексия в педагогическом процессе выполняет диагностическую, коммуникативную, мотивационную, организаторскую и коррекционную функции.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Рефлексия деятельности
1. «Лесенка успеха»
2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
3. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. По получившейся цветовой гамме учитель и обучающиеся делают вывод о результатах деятельности конкретного урока.
4 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на задание, которое им было интересно выполнять. А «грустное личико» поместить в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. (Как вариант данного приема рефлексии, можно использовать только один жетон по усмотрению учеников).
Рефлексия содержания учебного материала
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый ребенок может оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность на уроке, увлекательность и полезность изученного материала. Для проведения такого рода рефлексии школьникам предлагается закончить предложение типа «Сегодня я узнал…, Я понял, что … , Мне было интересно…, было трудно…, я выполнял задания …, На уроке я научился… и другие.
Прием «Плюс – минус - интересно» (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета). Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами обучающихся, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого школьника).
Данное упражнение можно выполнять как письменно, так и устно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, запомнившиеся с урока, вопросы к учителю.
Интересен также приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Данный прием можно использовать как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах (два прилагательных);
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола);
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который отражает суть изучаемой темы.
Итак, проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексивный момент на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника.
Источники
http://festival.1september.ru/articles/626313/
http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия на уроках в начальной школы.
Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Рефлексия на уроках в начальной школе "Гномики"
Один из приёмов рефлексии на уроках в начальной школе "Гномики" вызывает интерес и радостное настроение у детей....
Рефлексия на уроке в начальной школе
Типы рефлексии и приемы рефлексии на уроке в начальной школе...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...