контрольно-оценочная деятельность
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система контроля и оценки ставит важную социальную задачу : развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. выделение образца учебные действия освоение способа действия Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через его предварительный образ. Действие оценки помогает ребенку определить, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел способом действия.
Организация контроля и оценки Первоначально основная роль в организации контроля принадлежит учителю . Постепенно дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия. В этих случаях у школьников формируется самоконтроль за процессом усвоения. Так как контроль тесно связан с оценкой , то на первых порах ее дает в основном учитель , но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки также переходит к ним.
Виды контроля (по В.В. Репкину) Контроль – внимание Направлен на исполнение действия, обеспечивая его соответствие ориентировочной основе («плану»). Рефлексивный контроль Направлен на ориентировочную основу («план») действия и состоит в проверке ее соответствия фактическим условиям задачи. Более позднее образование, чем контроль – внимание.
Показатели сформированности у учащихся действий контроля : (по А.К. Марковой ) 1) умение перед началом деятельности воспроизвести способ, определить субъективные трудности; 2) умение изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; 3) умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля; 4) умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением; 5) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Типы уроков (системно-деятельностный подход) постановка учебной задачи контроль и оценка и выработка способа действия конкретизация и освоение обобщенного способа действия
Постановка учебной задачи и выработка обобщенного способа действий создание предметного противоречия минимализация учителем собственной оценки действий учащихся выведение обобщенного способа действий, который фиксируется в тетрадь «открытий»; работа по оценочному листу: Критерии оценки Оценка Ученик Учитель 1. Внимательно работал на уроке 2. Могу объяснить, что означают знаки 3. Правильно записал способ в тетрадь открытий 4. Могу воспользоваться способом самостоятельно
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий выделение схемы обобщенного способа действий; специальные задания на выполнение самоконтроля, самооценки: * разноуровневые задания
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Сила контроля» 1) Выпал первый снек. Скоро ударит морос . Замерз пруд. На нем крепкий лет. Спит в берлоге медветь . Задание : найди и исправь ошибки. 2)Ночью был сильный мороз. Выпал первый снек. Дубки, избушки и дорошки стали белые. С берес посыпался иней. Ребята надевают шапки, шупки и варежки и бегут играть в снешки . Задание: в тексте допущено 6 ошибок. Найди их и исправь. 3) Еще вчера шел дожть . Было сыро, на улицах всюду грясь и лужи. Ночью подул реский холодный ветер. Пушистый мяхкий снек засыпал землю. Ропко идут по дорошкам ребята. Задание: в тексте допущено 5 ошибок. Найди их и исправь.
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Оцениваю себя до и после» введение знаковой системы «Линеечки» (Г.А. Цукерман) + - ? Л Т С легко трудно средне Л П С легко помощь сомневаюсь К Б Г красота буквы гласные буквы
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Ловушки»: 1) определи первое неполное делимое 3005 : 74 1982 : 809 2000 : 8 54 : 321 2) Реши задачу. Берегись ловушки! Пешеходы вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 850 м. Скорость каждого пешехода 85 м в мин. Через сколько минут расстояние между ними будет равно 510 м?
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Узнай кто прав и объясни»: 1) Маша и Коля выполняли задание: Начерти прямоугольник, имеющий длину 8 см и ширину 5 см. Отрежь от него прямоугольник длиной 5 см и шириной 3 см. Вычисли периметр полученной фигуры. У них получились разные результаты. Маша: Р = 20 см Коля: Р = 26 см Проверив работы ребят, учитель сказал, что оба решили задачу правильно. Могло ли так получиться? Если «да», то объясни, как каждый рассуждал. 2) Учащиеся 4 класса выполняли округление чисел до десятков. Вот, что у них получилось: Петя Таня Катя 644 ≈ 640 644 ≈ 640 644 ≈ 640 523 ≈ 520 523 ≈ 520 523 ≈ 500 55 ≈ 60 55 ≈ 50 55 ≈ 60 Кто из ребят прав? Как это определить? Охарактеризуй ошибки других ребят.
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Узнай кто прав и объясни»: Запиши глаголы в два столбика: 1) глаголы 1-го спряжения, 2) глаголы 2-го спряжения Спать, смотреть, играть, стелить, бить, верить. Посмотри, как определил спряжение глаголов Петя Захаров. Глаголы 1-го спряжения: спать (суффикс -а-), играть (суффикс -а-), стелить (исключение). Глаголы 2-го спряжения: верить (суффикс -и), бить (суффикс -и-), смотреть (исключение). Если ты видишь ошибки, которые сделал Петя, постарайся объяснить, почему он их сделал. О чем Петя забыл? А вот, как Маша Иванова выполнила эту работу. Ты со всем соглашаешься? Глаголы 1-го спряжения: стелить (исключение), играть (суффикс -а-), бить (ударное личное окончание: бьешь). Глаголы 2-го спряжения: смотреть (исключение), спать (ударное личное окончание: спишь), верить (суффикс - и-_ ) Ты со всем соглашаешься? Почему?
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * прием «Составь свой диктант»:
Конкретизация и освоение обобщенного способа действий * работа по оценочному листу (индивидуально, в паре, в группе) Например, оценочный лист по теме «Решение уравнений» № п / п Критерии оценивания урок урок Провер . работа до пос-ле учи-тель до после учитель до пос-ле учи-тель 1 Определение знака действия 2 Характеристика компонентов уравнений 3 Характеристика неизвестной величины 4 Запись программы для вычисления 5 Вычисление 6 Ответ уравнения 7 Проверка
Контроль и оценка Формы контроля диагностические Итоговая Портфолио работы комплексная работа * прием «Разноцветные поправки» * прием «Классификация ошибок»
Контроль и оценка
«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки , то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда ». Д.Б. Эльконин anka 0907@ yandex . ru Конюхова Анна Александровна bik.svetlana67@mail.ru Быкадорова Светлана Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Контрольно-оценочная деятельность по математике в 3 классе
В метериале размещены варианты контрольных работ, карточки с заданиями, тесты на различные темы за курс 3 класса....
Доклад деятельности апробационной площадки "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности"
Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....