«Пути совершенствования образовательного процесса с целью развития академической одарённости»
учебно-методический материал на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Пути совершенствования образовательного процесса с целью развития академической одарённости»
Подготовила руководитель ШМО
учителей начальных классов
МБОУ «Лицей» р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Илюшова Татьяна Алексеевна
Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были активны, поможет этим переменам. Перечисленные характеристики – это характеристики одарённых людей, одарённых детей Одарённые дети - это в первую очередь способные к той или иной деятельности. Существует несколько классификаций одарённых детей. Но я сегодня хочу рассказать об академической одарённости в начальных классах.
Академическая одарённость проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам. Академически одаренные дети обладают обычным уровнем интеллекта и одновременно специальными способностями по какому-то одному предмету. Нам, учителям начальных классов, хотелось на более ранней стадии выявить способных детей. Поэтому до поступления в первый класс психологом школы Скупиновой Т.В. проводится тестирование будущих первоклассников. Такое тестирование направлено на раннее выявление и создание условий для обучения и развития одарённых детей. При предварительном диагностировании будущих первоклассников (теперь это ученики 4-х классов) % академической одарённости составил 75 %. Таким образом, учителя будущих первоклассников делают предварительное прогнозирование результатов. Поэтому, чтобы не потерять такой % академически одарённых детей, учителями Миловой И.П.., Илюшовой Т.А., Александриной Т.А. было проведено анкетирование среди родителей, были намечены пути совершенствования образовательного процесса с целью развития академической одарённости.
Учителя начальных классов разработали программу «Школа будущих первоклассников» и на протяжении многих лет работают с детьми дошкольного возраста, одной из основных целей которого является выявление и развитие способностей детей.
На что же в первую очередь мы обращаем внимание в 1 классе?
- развитие познавательной активности
- формирование мотивов, побуждающих к учению
- развитие интереса к предмету
- расширение кругозора
- развитие индивидуальных задатков учащихся
- развитие основных психических функций (внимания, памяти, мышления)
- развитие фонематического слуха и мелкой моторики руки
- развитие творчески активной личности
В лексиконе педагогов есть такое слово – «обучаемость». Они давно заметили такую закономерность: ребёнок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребёнок «всё схватывает на лету», а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Поэтому учителя чаще всего утверждают, что одарённые дети - «это те дети, которые хорошо учатся». Следует помнить, что как бы не был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучать его к усидчивости, приучать трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходима огромная загрузка ребёнка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству. Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всём стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ, срезов знаний, мониторинговых исследований. Они сравнительно легко овладевают учебным материалом, что способствует возникновению уверенности в своих силах.
Многие педагоги и психологи считают, что «нельзя говорить об одарённости к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. А вот к какой именно деятельности, это и есть задача начальной школы. Поэтому начальная школа перешла с 2005-2006 учебного года на развивающую программу «Гармония», которая помогает реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. Благодаря этой программе у наших детей прививаются навыки творческого нестандартного мышления.
На уроках в 1-2 классах учителя применяют разные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие ребёнка, на формирование устойчивого интереса, на развитие творческого мышления.
Наиболее положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность академически одарённым детям максимально проявить свои способности. Это прослеживается при выполнении разноуровневых заданий в контрольных работах, при выполнении домашних заданий, а также во время работы на уроке, как при объяснении новой темы, так и при закреплении пройденного материала. И применение таких разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению отдельных предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.
Развивать способности детей, работать с академически одарёнными детьми, можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают различные кружки, конкурсы, олимпиады.
Начиная со 2 класса, наши дети принимают участие в предметных неделях активности, школьных олимпиадах, тестированиях, викторинах, а также в различных конкурсах. Именно во 2 классе было проведено исследование на выявление неординарных возможностей учащихся, так как в 1-2 классах дети не аттестуются, эту диагностику мы взяли за основу для определения академической одарённости. Результат таков: 70% академически одарённых детей.
В 3-4 классах учащиеся участвуют не только в школьных, но и в региональных, федеральных, международных конкурсах. Многие дети с гордостью демонстрируют своё портфолио, им есть что показать, у них уже есть достижения в различных областях знаний, им есть чем гордиться. Так ученики 3-4 классов участвуют в таких конкурсах, как
- в межмуниципальной интернет-олимпиаде «Юный эрудит»
- в международном конкурсе «Русский медвежонок»
- в международном конкурсе «Кенгуру»
- в международном конкурсе «Природа и человек»
- в международном конкурсе «Юный астроном»
- во всероссийской игре-конкурсе по информатике «Инфознайка»
- в областном конкурсе «Разговор о правильном питании»
Развитию мелкой моторики руки учителя младших классов и учителя ИЗО, технологии, физической культуры уделяют много внимания на каждом уроке. Но особенно хочется отметить своевременное введение такого предмета, как ритмика. Именно на уроках ритмики наши дети много двигаются, а это способствует развитию интеллекта, памяти, внимания.
Человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления оп...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Протокол №7 заседания МО "Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса". 31.05.2016.
Выступление по вопросу "Результаты сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на конец учебного года"....
«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»
Обмен опытом....
«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»
Презентация «Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализацииФГОС ООО»...
Результаты методической деятельности Новиковой И.С. при разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в АНО СОШ «Академическая гимназия»
Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организаци...