"Приёмы формирования универсальных учебных действий: работа с текстом учебника"
презентация к уроку на тему

Хусаинова Гульнара Саяровна

Доклад на тему "Приёмы формирования универсальных учебных действий: работа с текстом учебника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад37.7 КБ
Файл Презентация91.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на городском методобъединении

на тему

«Приёмы формирования универсальных учебных действий: работа с текстом учебника»

Учитель: Хусаинова Г. С.

МБОУ «Гимназия №5»

12.01.16 г.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Учебная деятельность, сформированная на достаточном уровне, обеспечивает возможность развития психических и личностных особенностей учащихся, как существенного результата образования в начальной школе.

В настоящее время перед школой остро встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, включая умение учиться. Особое значение учебной деятельности в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.

Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия, которые формируются в деятельности.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико -методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно   -  деятельностный  и  культурно-исторический  подходы       (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (см. пособие: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.) содержит:

1. описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

2.связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

3.характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

 4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; 5.описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

  6. Описание ценностных ориентиров.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе учебной деятельности в единстве.

  Познавательные УУД

                           

                            Формируемое умение

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

 

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

 

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Безусловно, перед учителем возникает проблема: как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте. Вероятно, это должны быть инновационные средства.

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

Классы

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

1 класс-

необходимый

уровень

1.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3.Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

1.Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

2.Сравнивать и группировать предметы.

3.Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

4.Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

2 класс –

необходимый уровень

(для 1 класса-повышенный уровень)

1.Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

2.Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.

3.Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

1.Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.

2.Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.

3.Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

4.Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

5.Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Составлять простой план небольшого текста-повествования

3-4 классы –необходимый уровень

 (для 2 класса – это повышенный уровень)

1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

1.Сравнивать и группировать факты и явления. 
2.Относить объекты к известным понятиям.
3.Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
4.Определять причины явлений, событий.
5. Делать выводы на основе обобщения знаний.
6.Решать задачи по аналогии. 
7.Строить аналогичные закономерности.
8.Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме


Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ


Повышенный уровень 3–4 класса 

(для 5–6 класса – это необходимый уровень)


1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
2.Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
3.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)


1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

2.Выявлять причины и следствия простых явлений.
3.Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
4. Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
5.Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта


1.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. 
2.Составлять сложный план текста.
3.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Приемы формирования познавательных УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Название приёма

Содержание деятельности

Виды формируемых УУД

1.

Ситуационная задача (изобретательская, исследовательская)

Самостоятельное выполнение системы заданий к тексту (проблемного, личностно- ориентированного содержания).

Анализ, оценка, синтез, контроль, прогнозирование, целеполагание, смысловое чтение

2.

 Райтинг (от англ. «правильно»)

Выставление учеником отметки за свою работу, а через дробь – отметки учителя.

Оценка, контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

3.

Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым (опорным) листам.

Оценка, контроль, построение способов и условий действия речевого высказывания, рефлексия.

4.

 Опрос по цепочке

Опрос по цепочке Монологический ответ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога несколько раз до окончания ответа.

 Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, построение речевого высказывания.

5.

 Кластер

 Составление учеником (группой) собственного опорного конспекта (схемы, модели) по новому материалу.

Структурирование знаний, знаковое моделирование, рефлексия способов и условий действий, коррекция.

6.

 Повторяем с контролем

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Построение речевого высказывания, контроль, структурирование знаний, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, постановка и формулирование проблемы.

7.

Лови ошибку

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

 Оценка, контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

                                                                                                                                   Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;
  • мнемотурнир ;
  • «пластилин» .

Работа с текстом учебника

  Одним из главных направлений работы учителя, нацеленных на развитие познавательных УУД, является работа с текстом учебника. М. Скаткин считал, что функция учебной книги: «Информационная, трансинформационная, систематизирующая; закрепление и самоконтроль; самообразование; координирующая, воспитательная и развивающая». Различные формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным способом оформлять и применять свои знания.

 Задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий

- найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;

- разбей текст учебника на части и озаглавь их;

- придумай название к тексту по изучаемой теме;

- составь суждение по тексту;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;

- расскажи, по опорным словам, (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;

- найти формулировку понятия;

- составь словарь;

- составь кроссворд;

-составь тест; ·            

-  выбрать высказывание наиболее полно передающее смысл текста.

Применение игровых приемов:

  1. Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы, II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у учащихся к чтению текста учебника.

2. Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

3. Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

4.Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».

Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

5.Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

6.Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

7. Художники.

Иллюстрация прочитанного, комиксы.

8. Игра «Восстанови текст». Первый вариант -каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомится с содержанием и пытается догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы.

Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально.

Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

  •  произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
  •  уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  •  уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  •  уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  •  уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  •  уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  •  уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  •  уметь устанавливать аналогии;
  •  владеть общим приемом решения учебных задач;
  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  •  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  •  уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

 

Заключение.

 Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания учителями значимости этого компонента начального общего образования, их профессионализма в данной области, взаимодействия с психологической службой сопровождения. Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем следует точно определить для себя какого именно?). Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. В заключение необходимо заметить, что, осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов уже накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Опыт есть, но он еще не обобщен и не отрефлексирован. Осуществление рефлексии требует профессиональной помощи психологов, методистов и других специалистов в области сопровождения образовательного процесса. В процессе подготовки к реализации новых образовательных стандартов учитель начальных классов на основе предложенных психологических методик может провести диагностические процедуры после консультаций со специалистом. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий : работа с текстом учебника» Учитель: Хусаинова Г. С. МБОУ «Гимназия №5» 12. 01.16 г.

Слайд 2

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Слайд 3

Особое значение учебной деятельности в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.

Слайд 4

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых характеристик.

Слайд 5

У ниверсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 6

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Слайд 7

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование

Слайд 8

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации , классификации объектов ;

Слайд 9

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД Логические - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД Действия постановки и решения проблем : - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 11

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 1 класс 1.Отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 3.Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Слайд 12

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 1 класс 1.Делать выводы в результате совместной работы всего класса. 2.Сравнивать и группировать предметы. 3.Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. 4.Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности

Слайд 13

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 2 класс 1.Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. 2.Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. 3.Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Слайд 14

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 2 класс 1.Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. 2.Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. 3.Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. 4.Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Слайд 15

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 3-4 класс 1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Слайд 16

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения 3-4 класс 1.Сравнивать и группировать факты и явления. 2.Относить объекты к известным понятиям. 3 .Определять причины явлений, событий. 4 . Делать выводы на основе обобщения знаний. 5.Решать задачи по аналогии. 6.Строить аналогичные закономерности.

Слайд 17

Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); « на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; « цепочки»; хитроумные решения;

Слайд 18

Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; мнемотурнир ; «пластилин» .

Слайд 19

Применение игровых приемов: Вопрос-ответ. Шпаргалка. Дотошный ученик. Художники . Очевидное-невероятное. Игра «Восстанови текст».

Слайд 20

Результаты формирования познавательных УУД использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентирование на разнообразие способов решения задач; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Слайд 21

Результаты формирования познавательных УУД умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; у мение устанавливать аналогии;

Слайд 22

Результаты формирования познавательных УУД владение общим приемом решения учебных задач; осуществление расширенного поиска информации; создание и преобразование модели и схемы для решения задач; умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Слайд 23

Заключение Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания учителями значимости этого компонента начального общего образования, их профессионализма в данной области, взаимодействия с психологической службой сопровождения. Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсо...