Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики
методическая разработка (3 класс) на тему

Шевченко Елена Валентиновна

Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся на кроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики.

  Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из важнейших задач, поставленных перед педагогом.

  Исходя из того, что среди всех мотивов учебной деятельности,  самым действенным является познавательный  интерес  возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

  Для привития вкуса к процессу познания, важны и форма подачи нового материала и способ организации учебной работы. Ведь один из важнейших факторов развития интереса к учению, - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

  Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

  Готовясь к урокам, на которых обучающиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие.

  Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, различные приемы проведения устного счета, использование элементов  игры. Одним из путей активизации деятельности  обучающихся также считаю установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью.

  Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе математике начальных классов. Присутствие в вычислительных выражениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, умению подметить закономерности, выявить сходство и различие в решаемых примерах.

  Для того, чтобы дети умели последовательно излагать свои мысли, переходя  от одного суждения к другому, с первых шагов обучения учу их рассуждать.

  Так, вместо решения примеров  5+2, 2+1, 5+3 и т.д. – предлагаю такое задание : «Миша и бабушка пошли на рынок. Они должны купить 3 кг картофеля, 2 кг моркови, 1 кг свеклы, 3 кг помидоров. Какие овощи может нести Миша, если ему разрешено поднимать груз не более 6 кг?».

  При выполнении задания, обучающиеся производят вычислительные операции, но полученные результаты они должны соотносить с условиями задания. Именно это соотношение и является основой их рассуждения.

  Вместо того, чтобы записывать примеры на состав числа 7, использую такое задание: « Коля и  Вова поделили между собой 7 яблок. Коля сказал, что у него столько же яблок, сколько у Вовы. Верно ли, сказал Коля?».

  Концентрическое расположение материала в курсе математики начальных классов, позволяет использовать приведенные задания и тем самым, вести работу, как по формированию вычислительных навыков, так и по развитию учащихся.

  Приведу виды дополнительной работы с уже решенной задачей, с точки зрения активизации познавательной деятельности обучающихся:

  1. Изменение условия задачи. Например: 1)«Для рабочих построили 9 домов, по 4 квартиры в каждом доме. Сколько квартир построили для рабочих?».

Предлагаю изменить данные в условиях задачи так, чтобы число в ответе стало в 2 раза больше;

2) «У Лены 5 тетрадей в клетку, а в линейку на 2 тетради больше. Сколько тетрадей в линейку у Лены?»

После решения данной задачи обучающимся предлагаю задания:

- изменить в условиях задачи отношение «на 2 больше», на отношение «в 2  раза больше»;

-изменить в условии задачи так, чтобы она решалась вычитанием.

После выполнения каждого задания, условия и решения данной задачи, и задачи полученной после изменения условия сравниваются.

  1. Постановка нового вопроса к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.
  2. Сравнение содержания данной задачи ее решение с содержанием и решением другой задачи.

Сравнивая задачи и их решение, побуждаю детей высказывать предложения, развиваю интуицию, активизирую их познавательную деятельность.

 В каждый урок включаю задания, которые мы с детьми называем «лакомство для ума», так называемые «орешки», которые дети пытаются «раскусить» на уроках математики. Это и задачи, ребусы, кроссворды, головоломки. Эти задания способствуют развитию у детей мышления, памяти, воображения, внимания, умения выделять частные и общие признаки предметов, умения сравнивать предметы. И эти задания вызывают у детей огромный интерес и желание работать.

  Вот примеры таких заданий:

  Задания на смекалку:

  1. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?
  2. Стоит 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустые. Как расставить их так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан. /сначала стоят 3 полных стакана, а потом 3пустых/
  3. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов и каких?
  4. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?

   Задания на развитие внимания:

  1. Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
  2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок?

   

   Задания на развитие логики:

  1. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
  2. Таня слепила из пластика столько же игрушек, сколько и Наташа. Закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?

   

           Геометрические задания:

  1. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.

   

       

          Задачи шутки:

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
  2. Сколько ушей у трех мышей?

         Магические квадраты:

  1. Подбери числа так, чтобы квадрат стал магическим.

8

7

6

5

                                                                                                                                                                                          2) Доказать, что квадрат магический.          

3) Составь    подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц.

4) Самостоятельно составьте магический квадрат, чтобы сумма была равна 13, 18 и т.д.

 

  Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности, позволяет лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким и интересным? Позволяет решить эту проблему, умелое сочетание в процессе обучения игры. Создание нестандартных ситуаций на уроке математики способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости.

  Наиболее часто, применяю в работе урок-анализ, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков, имеет ряд особенностей, но все  это позволяет  создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что облегчает процесс усвоения знаний.

  Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через использование дидактических игр

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность межд...

Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики

Игровые технологии,  как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...

Развитие познавательной активности школьников на уроках математики

методика повышения познавательной активности ребенка...