Школа-родители: учимся общению.
методическая разработка на тему

Лекция. Цель: познакомить слушателей сматериалом, который поможет понять, какую роль играет общение педагога с родителями в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл школа- родители: учимся общению.28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Школа        - родители: учимся общению.

Цель: познакомить слушателей с материалом, который поможет понять, какую роль играет общение педагога с родителями в воспитании детей

Задачи: 1.Познакомить с факторами, которые определяют проблемы взаимодействия семьи и школы.

  1.  Рассказать о направлениях работы учителя при взаимодействии с родителями.
  2.  Показать роль ребёнка в звене «педагог-родитель».
  3.  Познакомить с проблемами, которые мешают учителю наладить сотрудничество с семьёй; способами решения данных проблем.

Форма: лекция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

памятки (приложение 1) , (приложение 2) для раздачи слушателям.

Предварительная подготовка: изучение научной и методической

литературы, составление презентации по данной теме.

(слайд 1)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на …... Представляю вашему вниманию лекцию (слайд 2) «Школа - родители:        учимся общению», (слайд 3 ). Актуальность проблемы

взаимодействия семьи и школы не вызывает сомнения, она обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, что определяется (слайд 4 ) следующими факторами:

  •  резким социально-экономическим расслоением общества;
  •  ростом скрытой и явной безработицы;
  •  миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  •  материальные возможности многодетных семей резко снизились,
  •  около 70 % из них относятся к малообеспеченным.
  •  увеличилось число неполных семей.
  •  наблюдается тенденция роста беспризорности,
  •  снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на общение с детьми.

(слайд 5 ) И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.

(слайд 6 ) Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

(слайд 7 ) Главными задачами: педагогов в этом направлении являются:

  1.  способствование единению, сплочению семьи;
  2.  установлению взаимоотношений родителей и детей;
  3.  созданию комфортных условий для ребенка в семье;
  4.  всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет. (слайд 8 )

Отношения «учитель — родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Представления друг о друге у учителя и родителей складываются со слов ребенка, что нередко приобретает искаженный характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам. Противоречия между учителем и родителями учащихся, препятствующие установлению необходимых контактов между ними, вызываются как объективными, так и субъективными причинами.

(слайд 9) Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

  •  чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей;
  •  активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  •  уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  •  повышение авторитета родителей в глазах детей;
  •  тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся;
  •  терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой

адрес.

Для современной школы важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. В связи с этим возникают следующие (слайд 10) вопросы:

  1. Как привлечь родителей в школу?
  2.  Какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания?
  3.  Как сделать, чтобы им было в школе интересно?

В связи с этим перед педагогами стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

(слайд 11) Семья - это воспитательный коллектив, который обладает рядом специфических особенностей:

  •  это сравнительно стабильный коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по её достижению, но и кровнородственными связями. Родительская любовь - своеобразный

катализатор, ускоряющий развитие личности;

  •  это разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим;

-семья призвана обеспечить разумную организацию жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт привычек, деятельности, отношений.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому (слайд 12) главными задачами педагогов являются следующие:

  •  обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
  •  оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы.

Современные условия выдвигают все новые и новые, более сложные задачи воспитательной работы. Воспитание детей является серьёзной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы поскольку их никто никогда этому не учил. И учителя в работе с родителями используют самые разнообразные методы и формы работы, в процессе реализации которых у многих возникают вопросы, недопонимания: на ком лежит, в первую очередь, ответственность за воспитание ребёнка: на семье или школе? При ответе на этот вопрос начинаются взаимные упрёки. Именно заблуждения мешают учителю наладить данное сотрудничество. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся педагогические заблуждения в общении с родителями.

(слайд 13) Заблуждение первое. Учитель должен научить родителей воспитывать их детей.

Учитель считает, что родители и педагог - не партнёры, доминировать должен именно он, считает, что родители должны выполнять все его указания. При частом общении с родителями учитель поучает их, пытается навязывать свою линию воспитания, акцентирует недостатки их ребёнка. Он не пытается выяснить мнение родителей об их ребёнке, заведомо уверенный, что оно не верно. Основной метод работы педагога как с родителями, так и с учеником - назидание. Если же родители отказываются от роли зомби, то на них обрушиваются упрёки и даже угрозы, учитель может проявлять предвзятость в отношении к их ребёнку или же настраивать против них коллектив родителей и, прежде всего, родительский комитет. Цель - сделать родителей послушными.

(слайд 14) Заблуждение второе. Родители не способны самостоятельно воспитывать ребёнка. Педагог должен всю ответственность за воспитание своих учеников взять на себя.

Такой сценарий может развиваться, если родители отстраняются от воспитания, не посещают школу или даже идут на конфликт с учителем, предъявляют претензии. В первом случае родители считают, что их задача - материально обеспечить ребёнка, а воспитанием должны заниматься школа и общество. Цель - отстранить родителей, уйти от взаимодействия. Ролевая позиция учителя - всемогущий, родителей - «лишние элементы», создающие помехи учителю, дилетанты, которые ничего в воспитании не смыслят.

(слайд 15) Заблуждение третье. При выборе педагогических воздействий на ребёнка педагог не обязан учитывать мнение родителей.

Общение педагога с родителями в таком сценарии происходит при дефиците информации. К примеру, педагог может не учитывать ошибочные представления, неверные установки родителей.

Например, они негативные характеристики своего ребёнка воспринимают как удар по собственному авторитету, а учитель постоянно заостряет их внимание на «негативе». Или же педагог выносит приговор ученику: «Он не успевает по всем предметам, с ним невозможно что-либо сделать» - и таким образом способствует отстранению родителей от воспитания ребёнка: «Если уж учитель говорит, что с моим сыном ничего не поделать. То нечего и стараться».

(слайд 16) Заблуждение четвёртое. Родители должны поддерживать педагога.

Следующий тип сюжета - псевдосотрудничество - можно охарактеризовать как неадекватное понимание педагогических задач. Педагог и родители, действуя совместно, оказывают отрицательное воспитательное влияние на ребёнка. Цель - привлечь родителей на свою сторону. Ролевые позиции педагога и родителей - «лошади, несущиеся в одной упряжке в пропасть».

(слайд 17) Заблуждение пятое. Педагог должен противодействовать

негативному влиянию родителей.

Здесь имеет место несоответствие воспитательных целей родителей и учителя. Например, педагог большое внимание уделяет трудовому воспитанию. У всех в классе есть трудовые поручения. Однако некоторые родители считают, что основная обязанность детей - учиться, и не нужно перегружать их домашними обязанностями. Таким образом, родители противодействуют учителю: снижается ответственность учащихся за выполнение поручений, формируется пренебрежительное отношение к физическому труду. Цель учителя - реализовать свою линию воспитания, несмотря на противодействие родителей. Ролевые позиции педагога и родителей - «лебедь, рак, и щука».

(слайд 18) Заблуждение шестое. В деле воспитания и образования на первом месте должно стоять образование. Воспитанность - обязательное качество образованного человека.

Общение с родителями сводится к информированию о пробелах в знаниях детей и о нарушениях дисциплины. При этом учитель не замечает, что родители хотят, чтобы отметили положительные качества их ребёнка - отзывчивость, доброту, нежность.

 (слайд 19) Секрет первый. Скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к ребенку. И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

(слайд 20) Секрет второй. Выбирайте для бесед с родителями удобное для этого место. Это должен быть небольшой, но уютный кабинет, в котором все располагает к спокойному доверительному разговору.

(слайд 21) Секрет третий. Начните разговор с вопросов о делах в семье, поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Всё это можно сказать при следующей встрече. (слайд 22) Секрет четвертый. Начинайте и заканчивайте разговор с родителями похвалой ‘ребенка. Умейте увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Поток только негативной информации о ребенке

естественно вызовет у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

(слайд 23) Секрет пятый. Терпеливо выслушайте родителей. Особое внимание обратите на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывайте рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помните, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

(слайд 24) Секрет шестой. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

(слайд 25) Секрет седьмой. На индивидуальные беседы с родителями

можно приглашать «узких» специалистов:        психолога, логопеда,

медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».

(слайд 26) Секрет восьмой. Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные личностные или учебные проблемы. Такие микрогрупповые собрания могут иметь неожиданный эффект. Родители поймут, что они не одиноки в своей проблеме. У родителей появляется возможность поделиться своим опытом (даже негативным). Это позволяет им не «переживать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

(слайд 27) Секрет девятый. Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

(слайд 28) Секрет десятый. Если вы решили посетить, семью ученика, заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних одежда) и будет поставлена в неловкое положение. Тогда психологический микроклимат для общения будет неблагоприятным, откровенный, душевный разговор не получится.

Не ходите в семью только с жалобами на ребенка.

Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

(слайд 29)

-Закончить своё выступление мне хотелось бы следующими словами: и родители нужны школе и школа сегодня нужна семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи должны быть общие цели. Иначе жизнь ребенка становится беднее. А чтобы ваша работа в направлении привлечения родителей в школу была не так сложна, я хочу раздать вам памятки, которые несомненно помогут вам в этом (Приложение 2).

Используемая литература:

Интернет - источники:

  1.  http://www.roditeli.ua/view/index
  2.  http://bd.fom.ru/report/cat/edu edu/schjpar/of053422
  3.  http://festival.lseptember.ru/articles/505352/
  4.  http://www.detskiysad.ru/ped/ped032.html

книга, меньше трёх авторов:

  1.  Н.А. Алышова, Н.А. Белибихина. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы. - Волгоград: Учитель, 2008 - 191 с.
  2.  Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2008 - 352 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)

Статья из журнала:

  1.  Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи // Директор школы. - 2002. -№6.

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Секрет 1. Скажите родителям, что вы просите их о встрече

(обратите внимание не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к ребенку.

Секрет 2. Выбирайте для бесед с родителями удобное для этого место.

Секрет 3. Начните разговор с вопросов о делах в семье, поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы

Секрет 4. Начинайте и заканчивайте разговор с родителями похвалой ребенка. Умейте увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика.

Секрет 5. Терпеливо выслушайте родителей. Особое внимание обратите на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям.

Секрет 6. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

Секрет 7. На индивидуальные беседы с родителями можно приглашать «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации.

 Секрет 8. Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные личностные или учебные проблемы. Родители поймут, что они не одиноки в своей проблеме.

Секрет 9. Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

Секрет 10. Если вы решили посетить, семью ученика, заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»

  • Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
  • Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
  • Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
  • Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
  •  Информация об успехах детей;
  • Уровень заинтересованности учителей в успехах детей;
  • Позитивный климат в школе и усилия всей школы развивать работу с

родителями;

  • Уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребёнка.

Школа существует для детей и родителей, а не наоборот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа родителей (развивающие занятия для детей 5,5 – 7 лет)

Пособие является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В основу разработок легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения...

"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"

Проект плана работы с родителями  Реализация совместной деятельности школы и семьи по  духовно- нравственному  воспитанию детей...

Учимся общению со своим ребёнком

Один из вариантов работы с родителями,  имеющими  детей с нарушенным слухом.   Совместно с учителем дефектологом. Артёмовой Лилианой Леонидовной подготовлен материал, помогающий родител...

Учимся общению

Презентация к уроку по литературному чтению "Учимся общению" предназначена для 1 класса по УМК "Перспектива"....

Программа по внеурочной деятельности "Учимся общению"

  Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию – школь...

Занятие "Учимся общению"

Занятие в группе продленного дня "Учимся общению" с целью расширить представления детей о необходимости дружеских отношений в коллективе....

Классный час на тему: "УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ "

Классный час на тему: "УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ "...