Мотивы к учению
статья на тему

В этой статье идёт рассуждение о том, как внутренние и внешние мотивы  в учении  влияют на процесс обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_ilinoy_lidii_nikolaevny.docx12.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Доклад на педсовете  Ильиной Лидии Николаевны  

                                                            МКОУ  Кирсановская   СОШ

                                                             Мотивация к учению

Мы ,учителя,  не всегда задумываемся , какими  мотивами руководствуются  наши ученики при решении  встающих перед ними  проблем.

А ведь  учебная деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости от  того, каков его мотив. Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти её решение.

А мотивы могут быть различными:

Научиться решать задачи.

Не огорчать учителя.

Порадовать родителя хорошей оценкой.

Цель остаётся той же  самой: решить задачу, но смысл  деятельности  изменяется  вместе  с изменением   мотива.

Мотивы оказывают  влияние  на характер  учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе.

В психологическом  словаре мотив  трактуется  как   « материальный или  идеальный предмет, достижение  которого   выступает   смыслом деятельности…»

В структуре учебной  мотивации уже  традиционно  выделяют  внутренние  ( познавательные) мотивы и внешние (социальные).

Учебная деятельность развивается  по-  разному в зависимости  от    доминирования внутренней или внешней мотивации.

Конечно, для  развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание именно  внутренней  мотивации учебной деятельности.

Мотивы подразделяются на две  большие  группы.

Внутренние связаны с содержанием самой  учебной деятельности и процессом  её выполнения.

К ним относятся  познавательные   интересы  детей, потребность  в овладении новыми  умениями,  навыками и знаниями.

Внешние  связаны с потребностями  ребёнка в общении, с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием  ученика  занять   определённое место  в системе доступных   ему общественных отношений.

Если, например, ребёнок  учится, чтобы избежать  плохой отметки, наказания, то он  учится  с постоянным напряжением, учение лишено радости и удовлетворения.

Развивать у ребёнка внутренние   мотивы в большей  степени должны родители.

Ученику будет значительно легче  учиться, если активность будет  побуждаться    такими мотивами, как  интерес к знаниям, чем стремлением избежать  наказания и родительских упрёков.

Интерес, по мнению психологов, является мотором жизнедеятельности.

С его помощью дети  утоляют   своё любопытство, свою неуёмную энергию.

В основном детям интересна интеллектуальная  познавательная деятельность.  Им  интересно учиться, познавать окружающий мир. Мы, учителя, должны вместе  с ними  искать  ответы на вопросы    «Почему?» и радоваться тому,  что они  их задают.

Не отмахивайтесь от их вопросов, не говорите, что некогда или ответьте  на все вопросы позже. Может наступить такой день, когда вопросов больше не будет.

И страшно      то, что наш ученик  начнёт удовлетворять свой  интерес и любопытство  в подворотне  или у совершенно  чужих людей.

Поэтому мы должны  быть прежде всего  сами  интересны  для своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Мотивы к учению младших школьников.

Памятка родителям о мотивах к учению младших школьников....

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников

В статье описаны  направления и формы работы учителя начальных классов, которые положительно зарекомендовали себя в развитии широких познавательных интересов и мотивов учебной деятельности ...

Авторская разработка родительского собрания «Учебные интересы и мотивы учения младших школьников»

Конспект и презентация(скачать здесь) для проведения родительского собрания во 2 классе. К материалу прилагаются анкета для родителей, анкета для учеников и памятка для родителей....

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...