Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.
презентация к уроку на тему

Алексеева Евгения Олеговна
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Свою работу по сохранению здоровья учащихся я начала с изучения индивидуальных медицинских карт. Данные представлены в диаграмме.
 
Эти данные привели меня к решению так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы ориентируясь на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы, в максимальной степени учесть способности, возможности и темпы развития ученика, а также влияние на него окружающей среды. Это помогает решить Образовательная система «Школа 2100», которая даёт возможность разноуровнего обучения (принцип минимакса), создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zdorovesberegayushchiy_podhod_na_urokah.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надёжный индикатор качества здоровья нации в целом.

Имея опыт работы мы неоднократно сталкиваемся с одной и той же проблемой – это ослабленное здоровье учащихся. Ослабленные  дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Работая с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы, программными требованиями и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, мы пришли к выводу, что для решения задач поставленных Государством перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.

Таким образом, основными целями начальной школы можно считать сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Этого можно достичь только через правильную организацию образовательного процесса с учётом всех норм и правил, включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Я изучила группы факторов, влияющих на здоровье и успешностьобучения школьников. Они представлены в таблице.

Некоторые группы факторов, влияющих на здоровье школьников.

  • Экология
  • Традиции здорового образа жизни в семье
  • Качественная своевременная медицинская помощь.

  • Здоровьесохраняющий подход к обучению
  • Физкультурно – оздоровительные

мероприятия

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Свою работу по сохранению здоровья учащихся я начала с изучения индивидуальных медицинских карт. Данные представлены в диаграмме.

Эти данные привели меня к решению так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы ориентируясь на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы, в максимальной степени учесть способности, возможности и темпы развития ученика, а также влияние на него окружающей среды. Это помогает решить Образовательная система «Школа 2100», которая даёт возможность разноуровнего обучения (принцип минимакса), создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.

В основу отношений «учитель - ученик» была положена педагогика сотрудничества: уважение к личности учащихся, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, на всё, что оказывает благоприятное воздействие на учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.

Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то именно от урока, в большей степени зависит, будет ли обучение направлено на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости.  Поэтому при построении уроков я, прежде всего, учитываю требования СанПиН к расписанию уроков, а так же гигиенические критерии рациональной организации урока.

Гигиенические критерии

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

Не менее 60%  и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Число видов учебной деятельности

(опрос, письмо, чтение, слушание..)

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

 Не более 10 минут

11-15 минут

Более 15 минут

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позднее 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15 - 20 минут

5.

Число видов преподавания

(словесный, наглядный, аудиовизуальный)

Не менее 3

2

1

6.

Чередование  видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

-

7.

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

1

8.

Место и длительность ТСО

В соответствии  с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель контролирует посадку.

Поза не всегда соответствует виду работы. Учитель  иногда контролирует посадку.

Частые несоответствия позы и  вида  работы. Учитель  не контролирует посадку.

10.

Физминутки

2 разминки, состоящие из трёх упражнений по 3-5 повторений

1 физминутка недостаточной продолжительности

-

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций.

Преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления (по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее 35-37 минут

Менее чем через 30 минут

1.

Плотность урока

Не менее 60%  и не более 75-80%

85-90%

более 90%

Для обеспечения положительного эмоционального настроя в начале и в конце урока я использую установки детей на успех: «Я справлюсь», «У меня всё получится», тем самым  помогаю освоить им способы самооздоровления. Для создания мотивации успешности на каждом этапе урока учителя начальной школы используют такие приёмы как: «Похвала», «Авансирование», «Эврика», «Без тебя бы мы пропали».

Технология оценивания учебной деятельности помогает нам определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, развивает учеников умение самостоятельно оценивать результат своего труда, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Применяя эту технологию на уроках,  мы мотивируем учеников на успех, минимизирую страх перед школьным контролем, оцениванием – таким образом, сберегая психологическое здоровье детей.

Психологом нашей школы было проведено диагностическое исследование  уровня тревожности учащихся, данные представлены в сравнительной диаграмме.

Исходя из представленной диаграммы, можно увидеть, что данные приёмы в совокупности с правильной организацией учебного процесса благотворно влияют на учащихся, так как высокий уровень тревожности снизился на 5%, а повышенный уровень стал меньше на 18%. Дети обрели уверенность в себе, они испытывают внутреннее удовлетворение, что в свою очередь приводит  и к повышению успешности детей в учебной деятельности. Результат -  100% успеваемость класса. Сравнительные данные приведены в диаграмме.

Уровень качества обученности увеличился по математике на 15%, по русскому языку - на 11% и чтению – на 7 %. У детей повысился уровень работоспособности и познавательной активности.

Так же на уроках мы используем технологию проблемного обучения, мы мотивируем учащихся на совместное «открытие» новых знаний, приучаем школьников к мыслительной деятельности, рассуждению, поиску новых способов решения поставленной проблемы, обеспечивая условия для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное обучение влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.

Отрицательное влияние на здоровье учащихся оказывает преподавание и обучение в режиме «готового знания». При таком обучении постепенно  снижается интерес к учебному труду, уровень самостоятельной активности и провоцируется «уход в болезнь».

 

Учитывая, то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то я использую разные формы организации детей на уроке: работа в группах, парах, в парах сменного состава, фронтальный опрос с использованием предметов (мяча, светофора), хлопанье в ладоши, индивидуальный опрос, деятельность с элементами соревнования.

Большое значение на уроке имеют физминутки общего воздействия или для снятия локального утомления.

Что же касается заданий на дом, то их объём должен соответствовать нормативам, а максимальная отработка тренировочных заданий проводится на уроке. Уроки задаются на дом только для одной из трёх целей: выравнивание, если учащийся отстал от класса, дифференциация - задания особой сложности для учеников с ярко выраженными предметными способностями, самостоятельная организация деятельности. Фактически постепенно должна стираться граница между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной деятельности учащихся по освоению учебного материала.

Огромное значение в ходе образовательного процесса я придаю валеологической работе, организуемой на уроке. Успех валеологического образования достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы. На уроках я знакомлю детей с правилами культуры чтения и письма, формирую и закрепляю гигиенические умения и навыки: правильная осанка, положение книги, тетради. В ходе уроков часто использую пословицы, поговорки валеологической направленности. Например:

  • Голову держи в холоде, а ноги – в тепле.
  • В здоровом теле – здоровый дух.

На уроках математики предлагаю детям задачи примерно такого содержания:

  • В сутки через лёгкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год?

Таким образом, ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет сознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты его.

 

Ребенок - это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизнии, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы и моя задача помочь ему на этом пути.

Приложение 2

Комплекс  упражнений физкультурных минуток (ФМ)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.

 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 Вращение глазными яблоками. Плавными движениями вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторять по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течении 30-40 секунд.

Комплекс упражнений гимнастики для развития слуха

 1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая   ушко.

2. Нажать на мочку уха, помассировать, отпустить.

3. Массировать круговыми движениям всё ухо в одну и в другую сторону. Массируются оба уха одновременно.

Литература

  1. Белкин А.С.Cитуация успеха: Как её создать/А.С. Белкин.- М., 1991.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические рекомендации. -М.:  Творческий Центр «Сфера», 2003.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.- М., 1998.
  4. Грин А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя.- ВИТА. М.: 2002.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  6. Натырова Г.Н.  Комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе»// «Завуч начальной школы»-2008.-№5.
  7. Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей // «Начальная школа плюс ДО и После» - 2002.- №10.
  8. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб.:  Питер, 2005.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М.: Просвещение, 1986.
  10. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»:- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.

Электронные ресурсы:

http://www.mfa.gov.by/foreign-policy/international-   organizations/mo/voz.html

http://festival.1september.ru/articles/508516/

http://ivzh5809.wmsite.ru/glubina/zdorovesberezhenie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проведению урока в начальной школе

Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках в начальной школе

  Современным ученикам начальной школы, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий, нужна повышенная готовность для их восприятия. Нынешние первоклассники, переступаю...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе

Статья  "Здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе"...

ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мирово...

Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформ...