Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchiy_podhod_na_urokah.zip | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надёжный индикатор качества здоровья нации в целом.
Имея опыт работы мы неоднократно сталкиваемся с одной и той же проблемой – это ослабленное здоровье учащихся. Ослабленные дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Работая с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы, программными требованиями и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, мы пришли к выводу, что для решения задач поставленных Государством перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.
Таким образом, основными целями начальной школы можно считать сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Этого можно достичь только через правильную организацию образовательного процесса с учётом всех норм и правил, включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Я изучила группы факторов, влияющих на здоровье и успешностьобучения школьников. Они представлены в таблице.
Некоторые группы факторов, влияющих на здоровье школьников.
|
мероприятия |
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Свою работу по сохранению здоровья учащихся я начала с изучения индивидуальных медицинских карт. Данные представлены в диаграмме.
Эти данные привели меня к решению так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы ориентируясь на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы, в максимальной степени учесть способности, возможности и темпы развития ученика, а также влияние на него окружающей среды. Это помогает решить Образовательная система «Школа 2100», которая даёт возможность разноуровнего обучения (принцип минимакса), создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В основу отношений «учитель - ученик» была положена педагогика сотрудничества: уважение к личности учащихся, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, на всё, что оказывает благоприятное воздействие на учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.
Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то именно от урока, в большей степени зависит, будет ли обучение направлено на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости. Поэтому при построении уроков я, прежде всего, учитываю требования СанПиН к расписанию уроков, а так же гигиенические критерии рациональной организации урока.
Гигиенические критерии | ||||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Число видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание..) | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут | 11-15 минут | Более 15 минут |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позднее 7-10 минут | Смена через 11-15 минут | Смена через 15 - 20 минут |
5. | Число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный) | Не менее 3 | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 минут | Через 15-20 минут | - |
7. | Наличие эмоциональных разрядок | 2-3 | 1 | 1 |
8. | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением норм | В произвольной форме |
9. | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель контролирует посадку. | Поза не всегда соответствует виду работы. Учитель иногда контролирует посадку. | Частые несоответствия позы и вида работы. Учитель не контролирует посадку. |
10. | Физминутки | 2 разминки, состоящие из трёх упражнений по 3-5 повторений | 1 физминутка недостаточной продолжительности | - |
11. | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. | Преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления (по снижению учебной активности) | Не ранее чем через 40 минут | Не ранее 35-37 минут | Менее чем через 30 минут |
1. | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
Для обеспечения положительного эмоционального настроя в начале и в конце урока я использую установки детей на успех: «Я справлюсь», «У меня всё получится», тем самым помогаю освоить им способы самооздоровления. Для создания мотивации успешности на каждом этапе урока учителя начальной школы используют такие приёмы как: «Похвала», «Авансирование», «Эврика», «Без тебя бы мы пропали».
Технология оценивания учебной деятельности помогает нам определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, развивает учеников умение самостоятельно оценивать результат своего труда, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Применяя эту технологию на уроках, мы мотивируем учеников на успех, минимизирую страх перед школьным контролем, оцениванием – таким образом, сберегая психологическое здоровье детей.
Психологом нашей школы было проведено диагностическое исследование уровня тревожности учащихся, данные представлены в сравнительной диаграмме.
Исходя из представленной диаграммы, можно увидеть, что данные приёмы в совокупности с правильной организацией учебного процесса благотворно влияют на учащихся, так как высокий уровень тревожности снизился на 5%, а повышенный уровень стал меньше на 18%. Дети обрели уверенность в себе, они испытывают внутреннее удовлетворение, что в свою очередь приводит и к повышению успешности детей в учебной деятельности. Результат - 100% успеваемость класса. Сравнительные данные приведены в диаграмме.
Уровень качества обученности увеличился по математике на 15%, по русскому языку - на 11% и чтению – на 7 %. У детей повысился уровень работоспособности и познавательной активности.
Так же на уроках мы используем технологию проблемного обучения, мы мотивируем учащихся на совместное «открытие» новых знаний, приучаем школьников к мыслительной деятельности, рассуждению, поиску новых способов решения поставленной проблемы, обеспечивая условия для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное обучение влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.
Отрицательное влияние на здоровье учащихся оказывает преподавание и обучение в режиме «готового знания». При таком обучении постепенно снижается интерес к учебному труду, уровень самостоятельной активности и провоцируется «уход в болезнь».
Учитывая, то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то я использую разные формы организации детей на уроке: работа в группах, парах, в парах сменного состава, фронтальный опрос с использованием предметов (мяча, светофора), хлопанье в ладоши, индивидуальный опрос, деятельность с элементами соревнования.
Большое значение на уроке имеют физминутки общего воздействия или для снятия локального утомления.
Что же касается заданий на дом, то их объём должен соответствовать нормативам, а максимальная отработка тренировочных заданий проводится на уроке. Уроки задаются на дом только для одной из трёх целей: выравнивание, если учащийся отстал от класса, дифференциация - задания особой сложности для учеников с ярко выраженными предметными способностями, самостоятельная организация деятельности. Фактически постепенно должна стираться граница между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной деятельности учащихся по освоению учебного материала.
Огромное значение в ходе образовательного процесса я придаю валеологической работе, организуемой на уроке. Успех валеологического образования достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы. На уроках я знакомлю детей с правилами культуры чтения и письма, формирую и закрепляю гигиенические умения и навыки: правильная осанка, положение книги, тетради. В ходе уроков часто использую пословицы, поговорки валеологической направленности. Например:
- Голову держи в холоде, а ноги – в тепле.
- В здоровом теле – здоровый дух.
На уроках математики предлагаю детям задачи примерно такого содержания:
- В сутки через лёгкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год?
Таким образом, ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет сознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты его.
Ребенок - это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизнии, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы и моя задача помочь ему на этом пути.
Приложение 2
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Вращение глазными яблоками. Плавными движениями вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторять по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течении 30-40 секунд.
Комплекс упражнений гимнастики для развития слуха
1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко.
2. Нажать на мочку уха, помассировать, отпустить.
3. Массировать круговыми движениям всё ухо в одну и в другую сторону. Массируются оба уха одновременно.
Литература
- Белкин А.С.Cитуация успеха: Как её создать/А.С. Белкин.- М., 1991.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические рекомендации. -М.: Творческий Центр «Сфера», 2003.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.- М., 1998.
- Грин А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя.- ВИТА. М.: 2002.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
- Натырова Г.Н. Комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе»// «Завуч начальной школы»-2008.-№5.
- Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей // «Начальная школа плюс ДО и После» - 2002.- №10.
- Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб.: Питер, 2005.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М.: Просвещение, 1986.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»:- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.
Электронные ресурсы:
http://www.mfa.gov.by/foreign-policy/international- organizations/mo/voz.html
http://festival.1september.ru/articles/508516/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к проведению урока в начальной школе
Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе
Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как здоровье наших детей...
Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках в начальной школе
Современным ученикам начальной школы, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий, нужна повышенная готовность для их восприятия. Нынешние первоклассники, переступаю...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе.
Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как здоровье наших детей...
Здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе
Статья "Здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе"...
ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мирово...
Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформ...