Новые педагогические технологии
статья (1, 2, 3 класс) на тему
Материал может быть использован учителем начальной школы в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_pedagogicheskie_tehnologii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Греково – Степановская СОШ
Совершенствование урока на основе внедрения новых технологий и деятельностных форм обучения.
Базовые технологии стандарта нового поколения в практике учителя.
Учитель начальных классов: Егорова Р. Н.
2015 – 2016 уч. г.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий. Работая на уроке, в который учитель включает ту или иную технологию, учащихся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе. Безусловно, такие навыки более сформированы у учащихся средней школы. Однако, как показывает практика, эффективно использовать данные технологии может и учитель начальной школы.
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированны универсальные учебные действия (УУД). В этом учителю может помочь освоение «Технологии развития критического мышления» (ТРКМ). Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, она применима в любых программах и предметах.
Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.
Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов:
I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.
Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. «Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.И третья стадия «Рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
В чём же «инновационность» представленной технологии?
Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Итак, какие приёмы технологии критического мышления можно использовать на уроках?
На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, ( Приложение 1) составление кластера, приём синквейн и другие.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при
размышлении–демонстрация понимания пройденного.
Урок по предмету «Литературное чтение». Тема «Л.Н. Толстой «Прыжок».
«Тонкие» вопросы:
-Кто сорвал шляпу с головы сына капитана?
- Какова была реакция мальчика на это событие?
«Толстые» вопросы:
- Зачем мальчик полез за шляпой, ведь она уже была порвана?
- Опишите состояние отца, увидевшего своего сына на высокой мачте? ( Приложение 2)
Прием "Кластеры"
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи,темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
३ этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Устанавливаются новые логические связи.
Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?» ( Приложение 3)
На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанным в учебнике опытам проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру
и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид: (Приложение 4)
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.
Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления
составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на
этапе рефлексии подвести итог по результатам работы. ( Приложение 5)
Синквейн
В каждом УМК есть эмоционально окрашенные темы, такие как «Любовь», «Братья наши меньшие», «Край, где я живу»,темы близкие каждому человеку. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - это рефлексия.
В таких темах можно использовать написание синквейна.
Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
1. В первой строчке одним словом называется тема (существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы
Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи,используя способы словообразования.( Приложение 6)
Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления
характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые
для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.
( Приложение 7)
Приём« Сбор ассоциаций» используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.
( Приложение 8)
Примеры:
Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)
Библиотека (книга, тишина, писатель, каталог, формуляр, газеты и т.д.)
Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа и т.д.)
Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)
Следующие приёмы тоже относятся к технологии критического мышления, это
« Круги Вена», «Учебный мозговой штурм», приём «Шесть шляп», (Приложение 9,10, 11) « Зигзаг или пила»
Зигзаг или пила
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема "Биография выдающегося писателя или деятеля" может быть разбита на:
- ранние годы жизни
- первые достижения
- средние и поздние годы жизни
- влияние на историю (Приложение 12)
- Каждый член группы находит материал по своей части.
- Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
- Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Единственный путь освоить материал всех фрагментов и т.о. узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Данная технология замечательно работает и на уроках математики.
Задание: изучите по учебнику материал самостоятельно, для этого познакомьтесь каждый со своей частью задания. Материал разбит на части, каждый член команды получает часть задания, изучает тщательно, затем происходит встреча экспертов; вернувшись в группу, эксперты рассказывают членам группы, чему сами научились.
Как Заяц и Волк выполняли действия?
Пример 1. 26+2=28
26 2
28
Пример 2. 26-2=24
26
24
Пример 3. 26+10=36
10 26
36
Пример 4. 26-10=16
16
Каждый член группы делает вывод:
При сложении чисел единицы складывают с единицами
26+2=28
При сложении чисел десятки складывают с десятками
26+10=36
При вычитании из единиц вычитают единицы
26-2=24
При вычитании из десятков вычитают десятки
26-10=16
Данным приёмом можно пользоваться и на уроках окружающего мира, например при изучении природных зон.
В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.
Базовые технологии стандарта нового поколения .
Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:
1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии
Работая по УМК « Школа России» я стараюсь использовать содержание учебников для реализации требований нового стандарта, внедряю современные образовательные технологии:
( деятельностный метод, проблемное обучение, исследовательскую деятельность. На уроках с применением деятельностного метода ученики в ходе сотрудничества открывают новое знание. Этому способствует доброжелательная атмосфера в классе, настрой первоклассников на деятельность, поддержание «духа открытия» и ощущения успешности, создание возможности высказывать своё мнение, выдвинуть своё предположение. Знания, добытые учащимися на уроке, имеют практическую направленность.
Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости, исправляют ошибки.
Тему « Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима «переориентация» обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. И это речь ведь идет о детях, которым 7 лет.
Итогом работы над проектами, который предусмотрены программой по литературному чтению, « Составляем сборник загадок» и « Мой класс» явились презентации, которые выполнили вместе с детьми, дети участвовали в подготовке и выполнении презентации.
Использованная литература:
- Козырь, Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Русский язык. – 2009. - № 7. – С. 17 - 21
- Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. - № 8. – С. 11 – 15
- 1. Основы критического мышления. М., 1992
- 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.
- 3. Стил Дж., Темпл Ч., Мередит К. Критическое мышление – углубленная методика. М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС.
Новые педагогические технологии....
Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.
В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....
Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании
Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют учитывать индивидуальные способности, потре...
Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС
Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный пр...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно – ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий
Презентация выступления на ГМО...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...