Педагогические технологии
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова)
Методика – совокупность методов и приёмов, используемых для достижения определённых целей. Может быть вариативной, динамичной.
Технология – достаточно жёстко зафиксированная последовательность действий и операций, характеризующих получение заданного результата.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Информационно-коммуникационное обучение ИКТ
. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д.
«Презентация»- переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
По предмету «Окружающий мир» я разработала презентации Часто использую на уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат.
На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.
Уроки с компьютерной поддержкой предполагают 3 формы обучения:
фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма обучения.
Итак, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение эффективности урока.
Разноуровневое обучение
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Дифференцированный подход состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы. Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
2-ая группа, учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.
Каждое задание предполагает определенные цели и требования. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.
Подходы к разноуровневому обучению на уроках русского языка:
- самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
- деление детей на группы по уровню развития.
- ребятам, которые справляются с заданием быстрее остальных , новое задание на заранее подготовленной карточке. Эти задания также могут подбираться по уровню сложности либо выполнить любое задание на свой выбор из другого уровня.
1уровень: Озаглавь. Расставь знаки препинания в конце предложений. Новое пиши с заглавной буквы. осенью птицы собрались в стаи и улетели на юг а это кто клюёт сосновые шишки это маленький клёст не улетает эта птичка не боится суровой зимы малышка в сильный мороз выводит птенцов вот так чудо
2уровень: Составить из слов предложения : а) любит, шарик, пёс, охоту ; б) ловит, наш, шарик, шурик ; в) степью, орёл, над, высоко, летает; г) в, приехали, мы, орёл, город ; д) хлебные, стелились, на, крошки, галки; е) галки, у, живёт, щенок, рыжик.
3уровень: Исправь ошибки: а) псу шарику подарили шарик; б) котёнок пушок поймал пушок; в) жеребёнок ветер мчался, как ветер.
При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем.
Я провожу анализ каждой работы, фиксирую ошибки , которые допускают ученики при выполнении тех или иных работ.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
КСО
Коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий.
Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения.
На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
Сначала надо научить работать в постоянных парах. Ученики учатся задавать вопросы, отвечать на них, обсуждать ответы, слушать объяснение, осуществлять взаимную проверку, возражать, спорить, отстаивать своё мнение, убеждать. Постепенно овладевают умением пользоваться алгоритмами в работе.
Как организовать работу в парах постоянного состава?
Если на уроке повторяется две темы, то их можно распределить между учениками по вариантам. Тогда два ученика за одним столом будут повторять каждый свою тему. Например, «Правописание слов с разделительным ь знаком» и «Правописание слов с разделительным ъ знаком». То есть ученикам даётся возможность вспомнить , сравнить правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Когда ученик закончит работу над карточкой, он рассказывает теорию товарищу. Его напарник может задать вопрос, уточнить. То же делает и его товарищ. А после этого они обмениваются карточками и выполняют практические задания карточки товарища.
В конце работы сверяют выполнение заданий. В помощь учащимся раздаются памятки (алгоритм работы).
Памятка.
- Повтори теорию, правило.
- Выполни все задания в карточке.
- Расскажи правило товарищу.
- Выслушай объяснение товарища.
- Поменяйся карточками.
- Выполни практическую часть карточки товарища.
- Сверьте друг с другом выполненные задания.
- Выполните общее упражнение.
Начинают они с работы в постоянных парах. Когда закончена работа над своей карточкой, происходит смена пар; при этом ученик с первой парты правой колонки переходит на последнюю парту, а все остальные передвигаются по цепочке на одну парту вперёд.
И наконец, когда учащиеся научатся работать в сменных парах, можно переходить к более сложной организационной форме – работе в сменных парах в малой группе (по 4-7 человек в каждой группе, в зависимости от количества одновременно изучаемых вопросов, тем, подтем).
Малые группы формируются для выполнения блоков заданий. Состав группы определяется учителем. Число учащихся в ней – по количеству карточек в блоке (все карточки охватывают всю тему).
Каждая малая группа имеет листок учёта.В малой группе можно назначить ассистента, координирующего порядок работы в ней.
Каждый ученик, приступая к работе над своей карточкой, в листке учёта напротив фамилии и карточки ставит точку. Выполнив работу, ставит +, образует пару и работает в постоянной паре, сменяя напарника по мере выполнения карточек.
Предлагаемая форма обучения, как коллективный способ обучения (работа в постоянных, сменных парах, в малых группах), успешно проводилась мною в начальной школе. Результат положительный будет тогда, когда работа ведётся в системе. Ребята с удовольствием работают на таких уроках, хорошо усваивают учебный материал и в контрольных работах показывают результаты выше, чем при изучении традиционным способом.
Обращает на себя внимание то, что ребята становятся терпимее друг к другу, проявляют заботу об одноклассниках, более ответственно относятся к самостоятельной работе.
Обучающий диалог.
В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
Критическое мышление
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Приёмы, используемые на этом этапе на уроках чтения:
1.1.Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».
Перед учащимися ставятся вопросы:
Что вы знаете об этом писателе?
Какие знаете его произведения?
Особенности произведений этого писателя
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
1.2.Прием прогнозирование по иллюстрации
Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2..Опишите героя, определите черты его характера.
1.3.Приём «ассоциация»
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки.)
2. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного.
2.2. «Чтение с пометами»
Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами
2.3. «Работа с вопросником».
Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
2.4.«Уголки»
При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
2.5.«Взаимоопрос.»
Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
3. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа
3.1 «Написание творческих работ»
Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
3.2 «Создание викторины»
Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины.
3.4.«Логическая цепочка».
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
4. Очень популярен на уроках чтения приём «Чтение с остановками».
1. Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
Применение учителем данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Дискуссия
Эффективной технологией обучения младших школьников деловому взаимоотношению является дискуссия.
Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание.
. Учебная дискуссия – это спор, направленный на решение задач обучения. На наш взгляд такими задачами можно считать:
- задачи на сопоставление разных точек зрения, поиска истины;
- подготовка школьника к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;
- развитие у школьников потребности в аргументации высказываемых положений;
- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию.
Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, предполагающие не менее двух гипотез или вариантов решения. Это могут быть проблемные задачи, связанные с неизученным пока школьниками материалом, до первого знакомства с материалом.
Так на уроке русского языка, чтобы создать ситуацию диалога, учитель задает следующий вопрос: одинаково ли количество звуков и букв в русском языке, если нам известно, что звуки на письме обозначаются буквами?.
Это могут быть задачи, содержащие ошибочные, но формально аргументированные точки зрения: слова горе, горец, горит, гористый, горка – однокоренные, так как имеют общую часть « гор ».
необходимо обучать дискуссии через 3-5-минутные минидискуссии.
Предложить детям поворачиваться к говорящему, смотреть на него и, в случае возражения, использовать диалогическую форму общения, обращаясь к нему лично: «Света, я с тобой не согласен», «Вова, ты допустил ошибку», и т.д.
Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом:
- задача – вопрос;
- вызывает ученика, желающего высказаться;
- выслушав совет, не оценивает его;
- спрашивает учащихся: «Кто согласен?»;
- выслушивается следующий ученик;
- вновь учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей;
- по возможности заостряет противоречия между ними;
- в ходе полемики учитель старается втянуть в обсуждение всех учеников, следит за логикой, пресекает посторонние споры.
После такой работы анализируем вместе как прошло обсуждение, что помогло, что мешало в достижении результата.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом принципа проблемности; [2].
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, создании проблемных ситуаций на уроке.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышленияПроблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель урока
Этапы урока | Деятельность обучающихся | |
ЗНАНИЕ | I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи | |
III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез | |
IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. | |
V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация [6] .
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя,
Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти.
Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
- Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:
при у за
пере под
катился
с вы
до
На рисунке не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счет приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки [4] .
- Перед учеником лист бумаги и ручка. Задается вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятерками». Если ребенок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: «2 = (5 + 5) : 5» [5].
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: «Эрудиты- планеты», «Русский медвежонок»,
Высокие показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результато
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
· разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;
· дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
· индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
· создание педагогических ситуаций общения,
· использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· использование проблемных творческих заданий;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
· · при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;
· обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
Ученик
· участвует в постановке новой учебной задачи, · при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
· · выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;
· анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;
· имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.
Тестовая технология
Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий - тестовая технология.
Во-первых, обеспечивает объективность контроля,
исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).
Во-вторых - легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя.
В-третьих - развивается логическое мышление учащихся, внимательность.
Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний.
В сочетании с другими видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Виды тестовых заданий
Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа.
По уровню сложности:
Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).
Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).
Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл)
По форме вариантов ответов
1. Задания открытого типа:
вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;
вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.
Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п.
2. Задание закрытого типа — альтернативный ответ
Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно.
Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.
Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.
3. Задание с множественным выбором - это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.
4. Задания на соответствие
Это задания где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.
Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п.
.
Теоретические сведения о методе проектов
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Портфолио педагога
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой
зафиксированы его личные профессиональные достижения
в образовательной деятельности, результаты обучения,
воспитания и развития его учеников, вклад педагога в
развитие системы образования России за определенный
период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию
количественной и качественной оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...