Учебная рефлексия как элемент современного урока
учебно-методический материал ( класс) по теме
Формирование рефлексивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов – одно из основных направлений деятельности педагога по достижению обучающимися метапредметных результатов образования. В статье рассматриваются учебные ситуации, стимулирующие рефлексивный опыт ученика и способствующие формированию у него навыков самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_refleksiya.pptx | 433.82 КБ |
uchebnaya_refleksiya.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия - размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки .
Условия формирования рефлексивных действий Выполнение учащимися заданий, направленных на самоанализ учебной деятельности Использование учителем новых форм контроля достижения образовательных результатов
Организация рефлексивной деятельности
Индивидуальная ФОПД Оцените , как вы выполняли задание: + легко, без затруднений; ± с некоторыми затруднениями; – самостоятельно с заданием не справился (- лась ). Результат вашей работы оценит и учитель, обозначив: + выполнено правильно; ± допущены некоторые ошибки; – допущено много ошибок, с заданием не справился (- лась )».
Индивидуальная ФОПД № п / п Моя деятельность +, ±¸ – 1 … 2 … 3 … 4 … 5 Достиг(ла) ли я своей цели? Моя цель на урок: _____________________________________
Перечислите , какие источники помогли вам выполнить работу: ____________________________________. Отметьте знаком « V », что относится к вашей совместной работе: Выполнять такую работу трудно, но интересно. Выполнять такую работу нетрудно и интересно. Выполнять такую работу трудно и неинтересно. Выполнять такую работу нетрудно и неинтересно. Парная ФОПД
1. Дайте отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику: + трудно улучшить, = есть способ улучшить, – многое можно улучшить. Фамилия , имя _____________________ Групповая ФОПД
2. Отметьте знаком « V », что относится к вашей совместной работе: Группа работала над темой. Презентация группы была интересной. Презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему. Все члены группы участвовали в презентации. Все участники отнеслись к проекту серьезно. Группа подробно отвечала на вопросы. Презентация логически верна (вступление, детали в середине, заключение). Я узнал(а) что-то новое из презентации. Выступление каждого участника подготовлено хорошо. Каждый выступающий говорил громко, ясно, четко . Групповая ФОПД
3 . Оцени свою работу в группе . Что я предложил(а) по планированию проекта ? _______________________________________ Какой личный вклад я внес в выполнение проекта ? _______________________________________ Какие мои идеи помогли выполнить проект? _________________________________________ Групповая ФОПД
Зачем?
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Учебная рефлексия как элемент современного урока
Одним из условий достижения учащимися начальных классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Рефлексия (в переводе с лат. – обращение назад) – это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В логике ФГОС учебная рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её необходимая составляющая.
Рассмотрим классификацию рефлексивной практики учащихся:
1. По содержанию:
• устная рефлексия;
• письменная рефлексия.
2. По цели:
• рефлексия настроения и эмоционального состояния;
• рефлексия содержания учебного материала;
• рефлексия содержания деятельности;
• рефлексия результатов учебной деятельности.
3. По функции:
• личностная рефлексия, которая включает в себя физическую (успел – не успел, сказал – не сказал), духовную (стал лучше – хуже), сенсорную (комфортно – дискомфортно, весело – скучно);
• интеллектуальная рефлексия (понял, осознал, испытал затруднения).
4. По типу урока:
• промежуточная рефлексия;
• контрольная рефлексия;
• итоговая рефлексия.
5. По способам проведения:
• анкета;
• вопрос;
• символ;
• таблица;
• ситуация;
• рисунок и т.п.
6. По форме организации деятельности:
• фронтальная (выборочная);
• индивидуальная;
• групповая;
• коллективная.
Успешное формирование рефлексивных способностей учащихся возможно при условии выполнения ими заданий, направленных на самоанализ учебных действий; а также использования учителем новых форм контроля достижения образовательных результатов. При организации работы по формированию рефлексивных умений на первый план выходит понимание, над какими умениями нужно работать тому или иному учащемуся, через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Другими словами, планируя урок, учитель должен видеть каждого ребенка с точки зрения рефлексивных умений и проектировать для него соответствующие учебные ситуации.
Успешность рефлексивной деятельности конкретного ученика зависит от того, имеет ли он возможность выражать свое мнение, уверен ли он, что его настроение, мнение, планы интересны педагогу и одноклассникам.
Организация рефлексивной деятельности важна на каждом этапе урока. Рефлексия в конце учебного действия дает возможность и учителю, и ученику повод задуматься, какие из способов учебной деятельности и приемов познания нуждаются в совершенствовании. Если первоклассник способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия, то уже со 2-го класса у учащихся начинает формироваться содержательная самооценка. Целью такой деятельности является организация выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа.
В результате систематической работы по формированию рефлексивных умений у выпускников начальной школы могут быть сформированы следующие навыки:
- способность критично оценивать ход своей работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки;
- определять последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
- обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия;
- уметь устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности;
- определять степень сложности заданий;
- находить образцы для проверки своей работы;
- сопоставлять свою работу с образцом;
- оценивать свою работу (деятельность) по критериям, выработанным совместно в классе;
- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Одним из эффективных средств формирования рефлексивных умений младших школьников является так называемый лист самооценки, который может использоваться при различных формах организации познавательной деятельности учащихся. Лист самооценки является своеобразным итогом учебной деятельности на уроке и способствует формированию рефлексивных способностей. Такие листы можно составить на любой урок и распечатать на каждого ученика по мере необходимости.
Рассмотрим примеры листов самооценки.
Индивидуальная форма организации деятельности учащихся.
В рабочих тетрадях для 2-4-х кл. к учебнику «Окружающий мир» по системе Л. В. Занкова предлагается следующая система оценивания выполнения заданий:
«Оцените, как вы выполняли задание:
+ легко, без затруднений;
± с некоторыми затруднениями;
– самостоятельно с заданием не справился (-лась).
Результат вашей работы оценит и учитель, обозначив:
+ выполнено правильно;
± допущены некоторые ошибки;
– допущено много ошибок, с заданием не справился (-лась)».
Целесообразно использование подобных таблиц и на уроках русского языка и математики.
В приведенном ниже листе самооценки учителем заранее вписываются виды деятельности учащихся на уроке (например, разгадывание кроссворда, решение задачи, синтаксический разбор предложения и т.п.). После выполнения каждого вида работы ученики выполняют рефлексию. Важное условие – целеполагание в начале урока и анализ, достигнута ли поставленная цель, в конце урока.
Моя цель на урок: _________________________________________________________
№ п/п | Моя деятельность | +, ±¸ – |
1 | … | |
2 | … | |
3 | … | |
4 | … | |
5 | Достиг(ла) ли я своей цели? |
Парная работа
После выполнения задания в парах учащимся предлагается отметить верное, на их взгляд, высказывание.
Перечислите, какие источники помогли вам выполнить работу: ________________________________________________________________
________________________________________________________________.
Отметьте знаком «V», что относится к вашей совместной работе:
- Выполнять такую работу трудно, но интересно.
- Выполнять такую работу нетрудно и интересно.
- Выполнять такую работу трудно и неинтересно.
- Выполнять такую работу нетрудно и неинтересно.
Групповая работа
Чтобы повысить эффективность групповой работы во время выполнения группового проекта или его презентации, можно предлагать следующие листы самооценки.
Дайте отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:
+ трудно улучшить,
= есть способ улучшить,
– многое можно улучшить.
Фамилия, имя _____________________
Отметьте знаком «V», что относится к вашей совместной работе:
- Группа работала над темой.
- Презентация группы была интересной.
- Презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему.
- Все члены группы участвовали в презентации.
- Все участники отнеслись к проекту серьезно.
- Группа подробно отвечала на вопросы.
- Презентация логически верна (вступление, детали в середине, заключение).
- Я узнал(а) что-то новое из презентации.
- Выступление каждого участника подготовлено хорошо.
- Каждый выступающий говорил громко, ясно, четко.
Оцени свою работу в группе.
Что я предложил(а) по планированию проекта?
______________________________________________________________________
Что я внес в выполнение проекта?
______________________________________________________________________
Какие мои идеи помогли выполнить проект?
______________________________________________________________________
Листы самооценки предоставляют возможность учителю оценить достижения учеников, формируют ученическую самоорганизацию, создают предпосылки для учащихся по построению плана действий по собственному развитию.
Эффективность такой работы проявляется посредством расширения представлений учащихся о своих достижениях; формирования способности учащихся к диалогу и коммуникации, способности высказывать аргументированное суждение. Обязателен рост самостоятельности учащихся и овладение умением планировать действия по улучшению своей деятельности. Безусловно, важна эмоциональная атмосфера в классе, общий настрой педагога на диалог с каждым учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...
презентация Рефлексия как этап современного урока
презентация к мастер-классу "Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС...
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов....
«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский...
Рефлексия как этап современного урока по ФГОС (презентация)
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он уч...
Учебная рефлексия как элемент современного урока
В логике ФГОС учебная рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её необходимая составляющая....