Система работы над словом в период обучения грамоте как средство развития младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Система работы над словом в период обучения грамоте как средство развития младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_slovom_v_period_obucheniya_gramote.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов
Исуповой С. А.
« Система работы над словом в период обучения грамоте как средство развития речи младших школьников»
МАОУ НОШ № 53
г. Калининград,2016 г.
В период обучения грамоте ребенок, едва ставший школьником, не только приступает к новому для себя делу – систематической и обязательной учебе, но и учится ему – учится учиться. В этот период школьник начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
Задача уроков обучения грамоте – не только научить детей чтению и письму, но и обогатить их словарь и речь в целом. Предпосылка для успешной словарной работы на уроке обучения грамоте является:
1 ) знание учителем словаря устной речи первоклассника;
2) объёма устной речи;
3) особенностей употребления детьми различных частей речи, их грамматических форм, значений слов.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Этот метод предполагает правильное, быстрое, неразрывное озвучивание какой – то последовательности букв с учетом возможного расхождения звукового и буквенного состава слова. В каждой системе обучения грамоте выделяется особая подготовительная ступень (нередко ее именуют добукварным периодом). Она предназначается для более детального знакомства учителя со своими учениками, сообщение учителем требования школьного распорядка жизни, поведения в классе, правил посадки за партой, держании ручки, карандаша, расположения тетрадки, учебника на парте и т. д.
Особое внимание я стараюсь уделять точному выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений. В их усвоении ученикам оказывает заметную помощь наглядность, особенно графическая, в виде схем слов, предложений, слогов. Начинается простейшее моделирование: дети учатся анализировать и строить предложения, слова, слоги.
В подготовительный период обучения грамоте я использую различные виды работ с учащимися, используя занимательные и игровые моменты.
Слово.
Распределение слов по тематическим группам: учебные принадлежности, игрушки, инструменты, грибы, цветы, птицы, овощи, одежда, посуда, мебель и т. п. Выделение слова из предложения.
Чтение.
Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценированные сказки. Эти задания дают возможность осуществить литературный, грамматический и фонетический анализ: вспомнить сказки и поговорить о них, поработать на уровне предложения, слова и звука – буквы.
Работу на уроках обучения грамоте начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя комплекс:
- фонетических упражнений ( например: как рычит собака? Р –р –р…);
- артикуляционных упражнений « Лошадка цокает копытами» Щелкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
Данные упражнения способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, использую на уроках чистоговорки, которые необходимы детям в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
1. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу, жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого использую такие упражнения:
- правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Например: Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок. Например: Белые бараны били в барабаны.
В развитии дикции у первоклассников помогают загадки. Заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Ж – Жу-жу, жу-жу | С (Сь) – Длинная шея, |
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог – ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.
Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:
Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:
Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба), ду-до-да – гудят прово…(да)
На уроках обучения грамоте для речевой разминки я ввожу скороговорки , потешки, считалки, пословицы и поговорки , которые помогают совершенствовать речь учащихся, обогащают словарный запас, память. Между тем работа над словом в период обучения грамоте проходит не только на уроках чтения, но и на уроках письма. Работа в прописи представляет большие возможности для организации орфографической пропедевтики, в том числе для развития видеть в словах “опасные места”, находить их по определенным признакам. Основную трудность в орфографии составляют орфограммы слабых позиций, к которым, прежде всего, относятся безударные гласные в разных частях слова, проверяемые согласные, стоящие на конце слов и перед другими согласными. Например, знакомя первоклассников с ударением на первых уроках обучения грамоте, надо помнить, что это – первая ступенька к выработке навыка правописания безударных гласных: не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности (при которой надо искать проверочные слова).
Для работы над предложением в период обучения грамоте я использую следующие виды заданий:
ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений; составление предложений по серии картинок;
рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке;
пересказ;
творческое свободное рисование на сюжет сказки.
- Восстановить предложение из разрозненных слов или деформированного текста.
Из, ушла, Маша, девочка, дому. - Деление текста, напечатанного на доске без точек и заглавных букв.
- Постепенно распространять данное предложение вопросами. Например. Яблоко упало. Какое? Когда? Где? С чего? На что?
Более ценно в системе развития речи учащихся я считаю творческие упражнения. Дается тема “ Составить предложение о лесе”.
Дается картинка– предметная или сюжетная; предложение составляется по картинке.
Даются 1–3 опорных, чаще всего, словарных слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении.
На уроках обучения грамоте я использую следующие виды упражнений в связной речи: развернутые вопросы (в том числе и в ходе беседы); устный пересказ прочитанного;
-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по рисунку, по вопросному плану, сюжету. Например: “Расскажите о белочке” (по непосредственному наблюдению), “Расскажите о том. Как играли во что -то…” (по воспоминаниям).
Результативность опыта
В данном опыте решены следующие задачи:
– представлена методика работы над словом в период обучения грамоте;
– рассмотрены особенности работы над словом в период обучения грамоте.
Список используемой литературы:
- Волина В.В. Праздник Букваря-М.: Просвещение,1996 .
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.:1981. – 160 с.
- Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в нач. классах: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
- Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе.– М., 1963. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"
Презентация по теме самообразования для выступления на учительской конференции. "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...
презентация по теме « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
Презентация к мастер-классу по теме "Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»...
Методы работы, применяемые педагогом в период обучения грамоте ( памятка)
В памятке отражны все этапы овладения грамотой с определёнными методами работы ......
Работа над предложением в период обучения грамоте
В данной работе рассматриваются приёмы работы над предложением в период обучения грамоте....