Презентация "Проблемно-диалогическое обучение" учитель начальных классов Хохлова И.В.
презентация к уроку ( класс) на тему
Проблемно -диалогическое обучение .Теория и технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-dialogicheskaya_tehnologiya.ppt | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
02.05.17 Портрет выпускника начальной школы Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») : любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
02.05.17
Что такое обучение? обучение Деятельность учителя Учебная деятельность
Анкета
Образовательные цели и этапы учебного процесса (по традиционной системе) Образовательные цели Этапы учебного процесса понимание З воспроизведение = введение знаний = воспроизведение, проговаривание У упражнения, задачи Н многократное повторение действий
Структура проблемного урока Цель Этапы урока Творческая деятельность учащихся У У Д Н Ч Е И Е Й В Б С Е Н Т Р Ы В С Е И А Я Л Ь Н Ы Е введение постановка проблемы – вопрос, тема урока поиск решения – открытие нового знания воспроизведение выражение решения – в доступной форме реализация продукта – предъявляется классу
Проблемно-диалогическое обучение тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
В сложном прилагательном проблемно -диалогическое первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Слово диалогическое означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Мы различаем два вида диалога: Побуждающий, подводящий . Они имеют разную структуру , обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, или точки зрения Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Предъявить научный факт через сообщение, эксперимент или наглядность С затруднением Дать практическое задание , не выполнимое вообще или пока не хватает знаний. Дать практическое задание , не сходное с предыдущим.
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний . Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока , что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала , что не гарантирует понимания материала большинством класса.
Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традиционные постановки проблемы побуждающий (от проблемной ситуации) диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом сообщение темы поиска решения побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение знаний
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру : начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя .
При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам: – Какие есть гипотезы? к аргументу / контраргументу: – Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: – Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки
Выражение решения Типы продуктивных заданий Есть три типа продуктивных заданий: на формулирование (темы или вопросов), опорный сигнал (символ, схема, таблица) и художественный образ (метафора, загадка, стихотворение).
Выражение решения Типы продуктивных заданий Особенности применения Формулирование темы Даётся сразу после введения нового материала, когда учебная проблема появилась как вопрос. Формулирование вопросов Смысл задания: « Опросите друг друга ». Задавание вопросов лучше приберечь на конец урока. С него можно начать следующий урок, повторив таким образом пройденное Опорный сигнал Задания на опору лучше выполнять перед практической частью урока, перед решением задач и выполнением упражнений. В трудоёмких случаях даётся на дом, а в классе намечаются пути его выполнения. Критерий – точность выражения нового знания Художественный образ Такие задания даются на дом. Они не являются обязательными для каждого и выполняются по желанию
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Урок математики в 3м классе по теме «Умножение на двузначное число». Анализ Учитель Ученики Задание на известный материал – Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. Легко выполняют задание. Задание на новый материал – На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) Побуждение к осознанию проблемы – Смогли выполнить задание? – Нет, не смогли. Побуждение к проблеме – В чем затруднение? – Чем это задание не похоже на предыдущее? – Это новое умножение. – Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) Тема – Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске – Умножение на двузначное число. (Тема.)
Анализ Учитель Ученики материал для выдвижения гипотез – Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Разбиваются по группам, начинают работу. Побуждение к гипотезам Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. подсказка к решающей Гипотезе – Воспользуйтесь распределительным свойством! Представление гипотез Группами – Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) Побуждение к проверке – Как проверить, какой из двух способов верный? Молчат. Подсказка к плану – Может быть, воспользуемся каким-то прибором? – Делайте! Что получилось? – Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) – При умножении на калькуляторе получается 1176. (Аргумент.) вывод учебник – Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с Учебником Формулируют правило. (Открытие нового знания.) – Все верно
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Урок русского языка в 4м классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» Анализ Учитель Ученики Практическое задание на новый материал – Продиктую вам слова. Две ученицы запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктует.) Две ученицы записывают: ключЬ ключ Тишь тиш камыш камышЬ Сушь сушь Проверка задания – Проверим, как выполнено задание. – Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.(Проблемная ситуация.) Побуждение к осознанию противоречия – Задание было одно? – А как вы его выполнили? Почему так получилось? – Одно. – По-разному. (Осознание противоречия.) Побуждение к проблеме – Чего мы еще не знаем? – Когда пишется мягкий знак после шипящих. переформулирование тем – Значит, какая будет сегодня тема урока? – Сформулируйте точнее: где? в каких словах? Фиксирует тему на доске. – Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.) – Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Тема.)
Анализ Учитель Ученики «новый материал» для выдвижения гипотез – На доске я написала столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. Видят 2 столбика слов: душ дочь сторож мышь муж речь Побуждение к гипотезе – Какие у вас есть гипотезы? – В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная гипотеза.) Побуждение к проверке – Вы с этой гипотезой согласны? Молчат. подсказка к контраргументу – Все слова с мягким знаком одушевленные? – Значит? – «Речь» с мягким знаком, но неодушевленное. Контраргумент.) – Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное или нет. Завершение проверки Побуждение подсказка к Решающей гипотезе – Какие еще есть гипотезы? – Что можно сказать о роде имен существительных? Молчат. – В женском роде мягкий знак пишется, а в мужском не пишется. (Решающая гипотеза.)
Проверьте себя 1) есть ли подведение к проблеме; 2) проведена ли постановка проблемы; 3) организован ли поиск решения ; 4) участие детей в формулировании темы урока; 5) участие детей в целеполагании ; 6) как предусмотрено выражение решения .
Учёные пришли к выводу, что на сегодняшний день проблемно-диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний , мощное развитие интеллекта и творческих способностей , воспитание активной личности . Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно-диалогическую технологию.
Вставьте в предложения подходящие слова: 1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их … и … на уроке. 2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают … … на уроке. 3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается … … на уроке. 4) Главным на современном уроке должен стать … мышление речь творческие способности бойцовский характер ( монолог или диалог) ? диалог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя начальных классов Хохловой Ларисы Владимировны 2016-2021 гг.
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей №4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Хохловой Марины Петровны
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей №4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Хохловой Марины Петровны...