Правила работы с неуспевающими.
консультация ( класс) на тему
Правила, спользуемые мною при работе со слабоуспевающими учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с неуспевающими. | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила используемые учителем
для слабоуспевающих учащихся.
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что изученный материал на уроке; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику заниматься дома.
5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, не и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.п.) нужно формировать у такого ученика уверенность в себе, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на экзаменах, контрольных работах.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним.
7. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться переключать его внимание; необходимо создать спокойную, не нервозную обстановку.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ,
КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ
1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке), слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материалы.
2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психологического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа в особенности, если на неё отводится ограниченное время.
3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает или требует на них немедленного ответа.
4. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного.
5. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.
6. Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося).
7. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда, во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.).
8. Работа в шумной, неспокойной обстановке.
9. Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.п.
10. Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога.
- Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
МЕТОДИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-ГРУППОВОГО ПОДХОДА
К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЩРОВАННО-ГРУГШОВОГО ПОДХОДА К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся. | Необходимо создать атмосферу особой доброжелательности при опросе слабоуспевающих учеников. Снижать темп опроса, разрешать таким учащимся дольше готовиться у доски, делать предварительные записи. Давать слабоуспевающим ученикам примерный план ответа, наводящие вопросы, которые могут помочь последовательно излагать материал. Специально создать ситуацию успеха при опросе слабоуспевающих учеников. |
При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности школьников. | Чаще обращаться к слабоуспевающим школьникам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлекать слабоуспевающих учеников в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий помогающих привлекать уяснить суть объясняемого материала, чаще привлекать слабоуспевающих школьников к беседе в ходе проблемного изложения знаний, к формированию предложений, выводов и обобщений. |
В ходе самостоятельной работы на уроке. | Разделить сложные задания для таких учеников на определенные дозы, подзадачи, этапы. При оказании помощи слабоуспевающим в выполнении учебных заданий начинать с наименьших доз помощи, постепенно конкретизируя её внимательно наблюдать за деятельностью школьников, отмечать положительные моменты в их работе, поощряя их к новым усилиям. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе слабоуспевающих. |
При организации самостоятельной работы | Специально подбирать наиболее рациональную для слабоуспевающих школьников систему упражнений, а не 1 механически увеличивать число однотипных заданий, более подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе. Давать карточки консультации, направляющие работу учеников на выполнение определенных заданий. Давать задания по повторению материала, которые потребуются для усвоения новой темы. В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указать содержание заданий, номера последовательности упражнений, сроки их выполнения. |
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И НАВЫКАХ (памятка)
I. Помощь в планировании учебной деятельности:
- повторение;
- анализ и устранение ошибок;
- выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов.
11. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
111. Стимулирование учебной деятельности:
- поощрение;
- ситуация успеха, ободрение;
- побуждение к активному труду;
- эмоциональный комфорт, доброжелательность на уроке.
IV. Контроль за учебной деятельностью:
- регулярный опрос;
- проверка всех домашних заданий, самостоятельных работ; их анализ;
- активизация самоконтроля.
V. Организация взаимопомощи.
V1. Дополнительная индивидуальная работа:
- система заданий на отработку учебного материала;
- развивающие упражнения на форсирование определенных психических процессов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С НЕУСПЕВАЮЩИМИ И СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМСЯ
1. Создавать атмосферу доброжелательности при опросе.
2. Разрешать ученикам предварительно готовиться к ответу у доски, делать записи, использовать наглядные пособия.
3. Готовить для учеников план ответа или разрешать пользоваться планом, составленным учеником дома;
4. При опросе концентрировать внимание на главных, основных вопросах.
5. Обращать внимание на типичные ошибки учеников.
6. Подбадривать ученика при ответе, создавать ситуацию успеха.
7. Излагать новый материал в темпе, доступном для слабоуспевающих учащихся.
8. Акцентировать внимание школьников на главных моментах новой темы.
9. Использовать средства поддержания интереса к изучаемой теме (наглядность, примеры из жизни, сравнения, аналогии, ТСО, познавательные игры, учебные дискуссии и др.)
10. Выяснять степень понимания материала слабоуспевающими учениками, стимулировать вопросы с их стороны при затруднениях.
11. Вовлекать слабоуспевающих в беседы при усвоении нового материала.
12. Подбирать упражнения для самостоятельной работы так, чтобы они охватывали наиболее важные моменты, стремиться минимальным числом упражнений достичь большего эффекта в формировании соответствующего умения.
13. Оказывать оперативную помощь слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы.
14. Приучать школьников осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы.
1 5. Учить школьников работать в должном темпе.
16. Подбирать оптимальный объем домашнего задания учитывая при этом объем заданий по другим предметам.
17. Включать в домашнее задание работу над ошибками.
18 . Четко инструктировать учеников о порядке выполнения домашнего и о возможных затруднениях.
19.Индивидуализировать задания для слабоуспевающих, поручать или повторить материал, необходимый для изучения новой темы, использовать в работе с неуспевающими инструктивные карточки.
Возможные причины отставания в учении
Предмет Класс_________________________
Ф.И.О. классного руководителя_____________________________
Фамилия, имя ученика | Вид неуспеваемости кратковременная, временная, устойчивая. | Возможные причины отставания в учении. Наиболее сильно влияющую в данный момент причину обозначает первая (главная), потом идет следующая за ней по силе влияния и т.д. | |||||||
Отрицательное воздействие семьи и микросреды | Слабое развитие мышления | Низкий уровень навыков учеб- ного труда | Отрицательное отношение к учению | Низкий уровень волевой воспитанности, дисциплинированнос-ти | Значительные пробелы в знаниях | Большая утомляемость | Иные причины (указать) | ||
Таблица умений ученика 3 класса
___________________________
МКОУ Князевская ООШ
20.. /20.. уч. год
Русский язык
Умения | Уровни овладения | |||||||||
В | ВС | С | НС | Н | ||||||
I | 2 | I | 2 | I | 2 | I | 2 | I | 2 | |
Умеет писать каллиграфически | ||||||||||
Умеет писать безударные гласные, проверяемые ударением; подбирать однокоренные слова | ||||||||||
Умеет правильно писать словарные слова | ||||||||||
Умеет писать звонкие и глухие согласные | ||||||||||
Умеет писать разделительные ъ и ь знаки | ||||||||||
Умеет писать непроизносимые согласные | ||||||||||
Умеет писать ь после шипящих на конце имен существительных женского рода | ||||||||||
Умеет распознавать части речи, их грамматические признаки | ||||||||||
Умеет производить синтаксический разбор предложений | - | |||||||||
Умеет писать изложение в 60-75 слов по коллективно (самостоятельно) составленному плану | ||||||||||
Умеет писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям | ||||||||||
Умеет производить фонетический разбор слова и разбор слова по составу |
Чтение
Учебный навык | Характеристика навыка | 1п. | 2п. |
Способ чтения | По слогам | ||
По слогам и целыми словами | |||
Целыми словами | |||
Без ошибок | |||
Пропуск, замена, искажение букв, слогов | |||
Постановка ударения | |||
Ошибки в окончании слов | |||
Темп Чтения | Ниже нормы | ||
В норме (1полугодие-____слов, 2 полугодие - ___ слов) | |||
Выше нормы | |||
Выразитель ность | Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого |
|
Таблица умений ученика_____________2 класса
__________________________________
МКОУ Князевская ООШ
20.. /20.. уч. год
Математика
Умения | Уровни овладения | |||||||||
В | ВС | С | НС | Н | ||||||
I | I2 | I | 2 | 1 | 2 | I | 2 | I | 2 | |
Знает названия компонентов действий вычитания, сложения, умножения и деления. | ||||||||||
Знает таблицу умножения и соответствующие случаи деления | ||||||||||
Решает равенства, неравенства, уравнения | ||||||||||
Знает порядок выполнения действий в выражениях в 2-4 действия (со скобками и без них) | ||||||||||
Умеет выполнять устно 4 арифметических действия в пределах 100 | ||||||||||
Умеет читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 | ||||||||||
Умеет решать задачи всех видов | ||||||||||
Умеет письменно выполнять сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000 | ||||||||||
Умеет письменно выполнять умножение и деление в пределах 1000 | ||||||||||
Умеет изображать отрезок, ломаную, прямую, луч, многоугольники, вычерчивать окружность | ||||||||||
Умеет находить часть от числа и число по части | ||||||||||
Умеет находить периметр и площадь геометрических фигур |
Окружающий мир
Умения | Уровни овладения | |||||||||
В | ВС | С | НС | Н | ||||||
I | 2 | I | 2 | I | 2 | I | 2 | I | 2 | |
Умеет различать распространенные в данной местности растения и животные | ||||||||||
Умеет устно описывать объекты природы | ||||||||||
Умеет объяснять взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой | ||||||||||
Умеет подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников | ||||||||||
Умеет выполнять правила личной гигиены | ||||||||||
Знает значение экологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.
Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....
СПРАВКА о работе с неуспевающими учащимися
Анализ работы классных руководителей с неуспевающими учащимися....
Программа работы с неуспевающими детьми
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....
Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...
памятка работы с неуспевающими учениками
материал МО...
Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...
« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...