ФГОС
статья на тему
Системно деятельностный подход в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podkhoda_v_nachalnoy_shkole_v_usloviyakh_fgos.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»
К.Д. Ушинский
В настоящий момент мы много говорим о проблемах школы.
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
-в умении работать с информацией;
-в умении решать практические, социально - и личностно - значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны лежать мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению проектных, исследовательских работ. Новые образовательные стандарты также предполагают, что ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической печати, публикаций, радио, телепередач и интернета.
В связи с этим введение нового образовательного стандарта подразумевает изменение роли учителя и ученика на уроке, и методов преподавания.
Внедрение ФГОС нового поколения связано с использованием нового методологического подхода в обучении и воспитании учащихся стимулирующем их развитие.
Целью обновляющейся системы российского образования является развитие личности (РЛ) на основе освоения универсальных способов деятельности.
Новая цель достигается организационно - дидактическим и психологическим переустройством педагогических процессов
- Новыми принципами обучения (деятельностного обучения)
- Новыми методами обучения (посредством решения системы учебных задач)
- Новым методом учения (исследовательский)
- Новыми формами обучения (групповая и в парах)
- Обновлённой системой обучения (классно-урочная система, дополненная лабораторно-исследовательской)
И самым подходящим и возможно результативным подходом в обучении, соответствующем требованиям ФГОС является деятельностный метод, используя который, мы и работаем.
Именно система деятельностного метода даёт комплексный ответ на вопрос о том, как обеспечить высокую результативность в реализации ФГОС. Суть деятельностного метода—учащиеся не получают знания готовыми, а сами достигают поставленных целей в процессе собственной учебной деятельности.
Новая система дидактических принципов:
- Принцип деятельности (учащиеся не получают знания готовыми, а сами достигают поставленных целей)
Познавательный интерес, который заложен в учениках надо постоянно развивать.
Ученик—это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
- Принцип психологической комфортности (создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества)
Основная идея: оценка всегда идёт на положительный результат (ситуация успеха). Важно зафиксировать ребёнка на положительном результате, похвалить его — тем самым мы повысим мотивацию: мне это надо, я это смогу)
- Принцип непрерывности:
Продолжение в старшем звене.
- Принцип минимакса (в современный учебник включено максимальное количество заданий, разнообразие д/з)
- Принцип вариативности (выбор программ, учебников).
Именно деятельностный метод включает человека в активную деятельность.
Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю!»
При использовании деятельностного метода:
- Обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся.
- Снижается количество конфликтных ситуаций на занятиях.
- Повышается общекультурная подготовка учащихся, создаются условия для формирования человека знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию.
Как пример привести работу в 3 классе (дисциплина)
Теорию по ДМ можно найти везде: и в интернете, и на курсах, в печатных изданиях. А я учитель-практик. Уже третий год работаю по внедрению ФГОС.
Хорошей подготовкой в работе нашей школы по деятельностному методу обучения послужила адаптивная система обучения, по которой наша школа работала до внедрения ФГОС. Мы уже тогда использовали на уроках работу в парах, группах, составляли карточки для самопроверки. Работу в парах в нашей школе организовать намного легче, чем работу в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Работать одновременно приходится сразу в двух классах. Здесь хорошей опорой является именно деятельностный метод обучения, при котором учащиеся проявляют максимум самостоятельности.
В деятельностном методе обучения выделяют 4 типа уроков:
-УОНЗ (построение нового элемента системы и установление первичной связи),
-Рефлексии (применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция),
-Систематизации знаний (установление связей между новым и исходными элементами системы),
-Развивающего контроля (контроль деятельности всей системы)
Наша школа работает по комплекту «Школа России», в котором практически каждый урок является уроком открытия нового знания. Учебники построены так, что весь необходимый материал имеется.
Но не смотря на это, от учителя требуется очень большая подготовка к уроку (продумать этап мотивации, задания для этапа актуализации, подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки с ответами и с полным ходом решения и т.д)
Хочу поделиться опытом работы по применению деятельностного метода обучения на уроках.
Я хочу показать и рассказать вам некоторые моменты урока открытия нового знания на примере урока русского языка в 3 классе, который я давала для учителей нашей школы.
Структура урока открытия нового знания такова:
1.Мотивация
Начинается каждый урок с мотивации (самоопределения), где происходит включения в учебную деятельность на личностно-значимом уровне — Зачем мы здесь?
Используем пословицы, притчи, высказывания учёных.
Например, «Поставь 100 учителей. Они будут бессильны, если ты сам не будешь требовать от себя» В.А. Сухомлинский
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Привлечение сказочных персонажей, например, Незнайка
«Вчера я был в кине, я видел много кенгуров»
Проговариваем качества, необходимые ученикам на уроке:
*честность
*активность
*вежливость
*терпение
*самостоятельность
*любознательность
*целеустремлённость
Делаем два важных шага:
Повторяю, что я знаю и выясняю, что я не знаю (но сам найду способ)
2.Актуализация знаний ( повторяем и обобщаем то, что знаем; встречаем затруднение — осознание потребности к построению нового способа действия)
Повторяются знания необходимые для открытия нового знания
Увидел новое знание - пробует выполнить. Но не уверен, не получается. Не могу вспомнить правила, по которому необходимо работать. Честно сознаётся.
3.Выявление места и причины затруднения
(надо остановиться и подумать, в каком месте вы не смогли справиться или в чём затруднение — не знаем правила, нет эталона)
Важно, чтобы каждый ребёнок проговорил, чего он не смог сделать.
План выхода из затруднения:
- Внимательно прочитай задание.
- Выясни, что требуется выполнить.
- Воспользуйся имеющимися знаниями.
- Если не получается, воспользуйся учебником.
4.Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа и средств её реализации)
(чего не хватило, какое знание нужно добыть, что поможет добыть знания. План лучше зафиксировать на доске, работать можно в паре, в группе)
Перед тем как дети начинают работать в парах или в группах обязательно повторяется правила работы в паре, группе.
Правила работы в группе:
- Работает каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
5.Реализация построенного проекта
(построение и фиксация нового знания: мозговой штурм в группе, эталон, решение задачи, вызвавшей затруднение)
Эталон — инструмент для решения задач данного вида
Требования к эталону:
- Должен быть грамотным (без ошибок)
- Сконструирован учащимися на уроке — хорошо им знаком и понятен.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (применение нового знания в типовых заданиях
Пока каждый не проговорит, он не поймёт (в паре, в группе).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самопроверка применять новое знание в типовых условиях)
Необходима ситуация успеха (похвалить всех: молодцы - справились, молодцы сознались. Нашли ошибку, исправили)
8.Включение в систему знаний и повторение (связь нового с ранее изученным или задание на пропедевтику)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания)
-Радуга успеха
-Ступеньки
-Маршрутный лист
-Шкала
-Пирамида успеха
-Карточки (фигурки) разных цветов
-Смайлики с разными выражениями лица
-Ранжирование (уровни)
На протяжении всего урока дети работают с использованием ручек зелёного цвета, для определения какие темы западают, что необходимо повторить (на полях тетради или на листках проставляют +,?). На уроках создаётся ситуация успеха. Ребёнок не боится того, что ему поставят двойку. На таких уроках только положительные отметки.
Для эталонов используются детьми небольшие альбомы, в которые помещаются выведенные эталоны самими учащимися.
Дети работают самостоятельно (затруднение, выход из затруднения, составление эталонов, с/р, самопроверка, с/р по эталону и т.д.), а учитель помогает и организует работу учащихся. Одним словом, учащиеся самостоятельно добывают знания.
ДМ мы применяем и во внеурочной деятельности. В нашей школе уже третий год проводится кружок краеведения, в котором в прошлом году приняли участие все учащиеся начальных классов. Ребята выполняли долгосрочные проекты по темам: «Моя бабушка», «Мой дедушка». Очень интересный проект был подготовлен учащийся 4 класса «Генеалогическое древо. Имена, которыми я горжусь».
Из всего вышеизложенного я для себя сделала вывод:
1. Наиболее приемлемым методом обучения в современном мире современных детей является деятельностный метод.
2. То, что ты сделал сам, не забудется никогда.
3. В процессе обучения учащиеся сами учатся добывать знания, используя различные источники информации.
4. Обеспечивается интенсивный процесс общения между всеми субъектами учебного процесса.
5. Активизируется процесс формирования лучших нравственных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...