ФГОС
статья на тему

Ленченкова Надежда Анатольевна

Системно деятельностный подход в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный метод  обучения в условиях реализации  ФГОС в начальной школе

                   

«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»

                                                     К.Д. Ушинский

В  настоящий момент мы много говорим о проблемах школы.

   Российские  школьники  резко  уступают  своим  сверстникам  во  многих  странах  мира:

-в  умении  работать  с  информацией;

-в умении решать практические, социально - и личностно - значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

  По  требованию  новых  стандартов  полученные  знания  не  должны  лежать  мёртвым  грузом:  вызубрил  правило,  но  ничего  не  понял.  Ребёнок  должен  уметь  свободно  пользоваться  этими  знаниями, самостоятельно  их  находить  и  наращивать,  применять  в жизни.  На  уроках  сейчас  основное  внимание  должно  уделяться  развитию  видов  деятельности  ребёнка,  выполнению  проектных,  исследовательских  работ.  Новые  образовательные  стандарты  также  предполагают,  что  ученик  должен  черпать  знания  не  только  из  общеобразовательных  предметов,  но  и  из  произведений  искусства,  духовной  культуры  и  фольклора  России,  истории  и  традиций  страны,  а  также  периодической  печати,  публикаций,  радио,  телепередач  и  интернета.

  В  связи  с  этим введение  нового  образовательного  стандарта  подразумевает  изменение  роли  учителя и ученика  на  уроке,    и  методов  преподавания.

Внедрение ФГОС нового поколения  связано с использованием нового методологического подхода  в обучении и воспитании учащихся стимулирующем их развитие.

   Целью  обновляющейся системы российского образования является развитие личности (РЛ)  на  основе освоения  универсальных способов деятельности.

   Новая цель  достигается организационно - дидактическим и психологическим переустройством  педагогических процессов  

  • Новыми  принципами  обучения  (деятельностного обучения)
  • Новыми методами обучения (посредством решения  системы  учебных  задач)
  • Новым методом учения (исследовательский)  
  • Новыми формами обучения (групповая и  в  парах)
  • Обновлённой  системой обучения (классно-урочная система,  дополненная  лабораторно-исследовательской)

И  самым  подходящим  и  возможно  результативным  подходом  в  обучении,  соответствующем  требованиям  ФГОС  является  деятельностный  метод,  используя  который,  мы  и  работаем.

        Именно  система  деятельностного  метода  даёт  комплексный ответ  на  вопрос  о  том,  как  обеспечить  высокую  результативность  в  реализации  ФГОС.                                                     Суть деятельностного метода—учащиеся  не  получают  знания  готовыми,  а  сами  достигают  поставленных  целей  в  процессе  собственной  учебной  деятельности.

Новая система дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности (учащиеся не  получают  знания готовыми, а сами достигают  поставленных целей)

 Познавательный  интерес,  который  заложен  в  учениках  надо  постоянно  развивать.

Ученик—это  не  сосуд,  который  надо  наполнить,  а  факел,  который  нужно  зажечь.

  1. Принцип психологической комфортности (создание  доброжелательной  атмосферы,  основанной  на  реализации  идей  педагогики сотрудничества)

  Основная  идея:  оценка  всегда  идёт  на  положительный  результат (ситуация  успеха).  Важно  зафиксировать  ребёнка  на  положительном  результате,  похвалить  его — тем  самым  мы  повысим  мотивацию: мне это надо, я это  смогу)

  1. Принцип  непрерывности:

Продолжение  в  старшем  звене.

  1. Принцип минимакса (в современный учебник включено  максимальное количество  заданий, разнообразие д/з)
  2. Принцип вариативности (выбор программ, учебников).

Именно  деятельностный  метод включает  человека  в  активную  деятельность.

Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю!»

При использовании деятельностного метода:

  • Обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся.
  • Снижается  количество  конфликтных ситуаций на занятиях.
  • Повышается общекультурная подготовка учащихся,  создаются условия  для формирования   человека  знающего, коммуникабельного,  творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию.

Как пример привести работу в 3 классе  (дисциплина)

   Теорию по ДМ можно найти везде: и в интернете, и на курсах,  в печатных изданиях.  А я учитель-практик. Уже третий год работаю по  внедрению ФГОС.

       Хорошей подготовкой в  работе нашей школы по деятельностному методу обучения  послужила  адаптивная  система  обучения,  по  которой  наша  школа  работала  до  внедрения  ФГОС.  Мы уже тогда  использовали  на  уроках  работу  в  парах, группах,  составляли карточки для  самопроверки. Работу в парах в нашей школе организовать намного легче, чем работу в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Работать одновременно  приходится сразу в двух классах. Здесь хорошей опорой  является именно деятельностный метод обучения, при котором учащиеся проявляют максимум самостоятельности.

В деятельностном  методе обучения  выделяют  4 типа  уроков:

-УОНЗ (построение нового элемента системы  и  установление первичной связи),

-Рефлексии (применение  нового элемента  в  соответствии  с  установленной  нормой  и  коррекция),

-Систематизации  знаний  (установление  связей  между  новым и  исходными  элементами системы),

-Развивающего  контроля (контроль деятельности всей системы)

 Наша школа   работает  по  комплекту  «Школа России»,  в  котором практически  каждый  урок  является  уроком открытия  нового знания.  Учебники  построены  так,  что  весь  необходимый  материал  имеется.

  Но  не  смотря  на  это, от учителя  требуется  очень  большая  подготовка к  уроку (продумать этап мотивации, задания  для  этапа актуализации,  подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки с ответами  и  с  полным ходом решения и т.д)

  Хочу  поделиться  опытом  работы по применению  деятельностного метода обучения  на уроках.

Я хочу показать и  рассказать вам  некоторые моменты урока открытия нового знания на примере урока русского языка в 3 классе, который я давала для учителей нашей школы.

Структура урока открытия нового знания  такова:

       1.Мотивация

Начинается  каждый урок с мотивации (самоопределения),  где  происходит включения  в  учебную  деятельность  на  личностно-значимом  уровне — Зачем  мы  здесь?

Используем  пословицы, притчи, высказывания учёных.

Например,  «Поставь  100  учителей.  Они  будут  бессильны,  если  ты  сам  не  будешь  требовать  от  себя» В.А.  Сухомлинский

С грамотой  вскачь, а  без  грамоты  хоть  плачь.

Привлечение сказочных персонажей, например, Незнайка

«Вчера я был в кине, я видел много кенгуров»

Проговариваем качества, необходимые ученикам  на уроке:

*честность

*активность

*вежливость

*терпение

*самостоятельность

*любознательность

*целеустремлённость

Делаем два важных шага:

Повторяю, что я знаю  и  выясняю, что я не знаю (но сам найду способ)

2.Актуализация  знаний ( повторяем  и  обобщаем  то, что  знаем;  встречаем  затруднение — осознание    потребности  к  построению  нового  способа действия)

Повторяются  знания  необходимые для  открытия  нового знания

Увидел новое знание - пробует  выполнить. Но  не уверен,  не  получается. Не могу вспомнить правила, по которому необходимо работать. Честно сознаётся.

3.Выявление  места  и  причины  затруднения

 (надо  остановиться и подумать,  в  каком  месте  вы  не  смогли  справиться  или  в  чём  затруднение — не  знаем  правила,  нет  эталона)

Важно, чтобы  каждый ребёнок  проговорил,  чего он не смог сделать.

План выхода из затруднения:

  1. Внимательно прочитай задание.
  2. Выясни, что требуется выполнить.
  3. Воспользуйся имеющимися знаниями.
  4. Если не получается, воспользуйся учебником.

4.Построение проекта выхода из  затруднения (постановка цели, выбор способа  и  средств  её  реализации)

 (чего не хватило, какое  знание нужно добыть, что поможет добыть знания. План  лучше  зафиксировать  на  доске,  работать можно в паре, в группе)

Перед тем как дети начинают работать в парах  или  в  группах  обязательно  повторяется  правила  работы  в  паре,  группе.

Правила работы в группе:

  1. Работает каждый на общий результат.
  2. Один говорит, другие слушают.
  3. Своё несогласие  высказывай вежливо.
  4. Если не понял, переспроси.

5.Реализация  построенного  проекта 

 (построение и  фиксация  нового знания: мозговой штурм в группе, эталон, решение задачи, вызвавшей затруднение)

Эталон — инструмент  для  решения  задач  данного  вида

Требования к эталону:

  1. Должен быть грамотным (без ошибок)
  2. Сконструирован учащимися на уроке — хорошо  им  знаком  и  понятен.

6.Первичное  закрепление с  комментированием  во  внешней речи (применение нового  знания  в  типовых  заданиях

Пока  каждый  не  проговорит,  он  не  поймёт (в паре,  в  группе).

7.Самостоятельная  работа  с  самопроверкой  по эталону (самопроверка  применять  новое знание  в  типовых  условиях)

Необходима  ситуация  успеха  (похвалить  всех: молодцы - справились,  молодцы  сознались. Нашли ошибку, исправили)

8.Включение  в систему  знаний и повторение (связь нового с ранее изученным  или    задание  на  пропедевтику)

9.Рефлексия  учебной деятельности  на  уроке (соотнесение цели  урока  и  его  результатов,  самооценка  работы,  осознание  метода  построения  нового знания)

-Радуга успеха

-Ступеньки

-Маршрутный лист

-Шкала

-Пирамида  успеха

-Карточки (фигурки) разных цветов

-Смайлики  с  разными  выражениями  лица

-Ранжирование (уровни)

На  протяжении  всего  урока  дети  работают  с  использованием  ручек  зелёного  цвета,  для  определения  какие  темы  западают, что  необходимо  повторить (на полях тетради или на листках проставляют +,?).  На уроках  создаётся ситуация успеха. Ребёнок не боится того, что ему поставят двойку. На таких уроках  только положительные отметки.

    Для  эталонов используются  детьми небольшие  альбомы, в  которые  помещаются  выведенные  эталоны  самими учащимися.

   Дети  работают  самостоятельно (затруднение,  выход  из  затруднения,  составление эталонов, с/р,  самопроверка, с/р по эталону и т.д.), а учитель  помогает  и  организует работу учащихся.  Одним  словом,  учащиеся  самостоятельно добывают  знания.

    ДМ мы применяем и во внеурочной деятельности. В нашей школе уже третий год проводится кружок краеведения, в котором в прошлом году приняли участие все учащиеся начальных классов. Ребята выполняли долгосрочные проекты по темам:  «Моя бабушка», «Мой дедушка». Очень интересный проект был подготовлен учащийся 4 класса «Генеалогическое древо. Имена, которыми я горжусь».

Из  всего вышеизложенного я для себя сделала вывод:

        1. Наиболее  приемлемым методом обучения в современном мире современных детей является деятельностный метод.

 2.  То, что ты сделал сам, не забудется никогда.

3. В процессе обучения учащиеся  сами учатся добывать знания, используя различные источники информации.

4. Обеспечивается интенсивный процесс общения между всеми субъектами учебного процесса.

5. Активизируется процесс формирования лучших  нравственных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  технологии   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....