игра "Поле чудес"
методическая разработка на тему

Кугина Евдокия Ивановна

Тема: Красная книга Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_pole_chudes.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Поле чудес»

Тема: Красная книга Югры.

 Тип урока: урок –игра

Цель урока: закрепление знаний учащихся слов по темам «Животные»,

«Птицы», «Рыбы.

Задачи урока:

       1. Формировать образное представление о Красной книге Югры;

формировать знания особенностей Красной книги

  1. Развивать устную речь и творческие способности учащихся;

развивать у учащихся способность применять имеющиеся знания;

 3.  Воспитывать любовь к родному языку, чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, подарки для учащихся.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, гости! Пася олэн! Посмотрели друг на друга, улыбнулись, и с хорошим настроением  отправимся на нашу игру «Поле чудес».

Пася олэн, тынын макем,
пася олэн, онхын вор!
Тыт яныгмас тынын сянькем,
сымын патыс асюм ёр…

Здравствуй, край мансийский милый-

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой!

- Наша сегодняшняя игра посвящена  Красной книге, так как прошлый год был годом сохранения природы, экологии. И мы посвятим этому году нашу игру. Вспомним и закрепим некоторые слова на мансийском языке животных, птиц, рыб, которые занесены в Красную книгу.

В целях  сохранения  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений  на территории  Ханты-Мансийского автономного, на основании   Постановления  Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 28 октября 1999 года № 439  была учреждена Красная книга  Ханты- Мансийского автономного округа.

Красная книга автономного округа является  официальным  документом на основании которого  осуществляется долгосрочное  прогнозирование и разработка практических  мер по сохранению , воспроизводству и рациональному использованию редких и находящихся  под угрозой исчезновения  видов ( подвидов, популяций) животных, растений и  грибов.

В Красную книгу автономного округа заносятся  объекты  животного и растительного  мира ,занесенные в Красную книгу Российской Федерации, обитающие, произрастающие  на территории Ханты-Мансийского автономного округа , а так же те объекты  животного и растительного  мира ,которые не занесены в Красную книгу Российской Федерации, но в Ханты-Мансийском  автономном округе  являются  редкими или находятся  под угрозой исчезновения и нуждаются  в охране.

 Среди птиц, включённых в Красную книгу  автономного округа -

филин, серый журавль  и беркут

  • Почему же книгу назвали красной?
  • Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающего мира.
  • В Красную книгу ХМАО внесены 71вид животных, 140видов растений и 16видов грибов.

Первый тур. Загадки о животных:

  1. Сэр вор, самт  солим пумтар. Ты маныр?

В некотором глухом лесу, торчит травинка –вся в инее. Что это? (совыр- заяц),выходит сразу картинка животного на слайде.

  1. Сэрыг  ворыг  самт  ойка  олн  ловиньтым  унлы. Ты маныр?

В глухом углу дикого леса сидит мужчина и деньги считает. Что это? (медведь- вортолнут)

  1. Ворныл ёхтыс сиськурек ловиньтанкве. Ты маныр?

С лесу пришла, всех кур пересчитала. Что это? (лиса – охсар)

Повторение слов на мансийском языке:

Второй тур. Загадки о рыбах:

  1. Ат тал вит ёлы –палт выгыр нэ унлы. Ты маныр?

В пяти саженях под водой сидит женщина в красном платке. Что это? (сымри - окунь)

  1. Вит патта кер кхонкхылтап. Ты маныр?

Под водой на дне – железная лесенка. Что это? (сорт – щука)

  1. Са тур котильт войн посым сэпс аны хультгинты. Ты маныр?

В семи озёрах посерёдке деревянная жирная плошка колышется, качается. (мохсан – муксун)

      Третий  тур. Загадки о птицах:

  1. Щарыщ ватат солим пумтар люли. Ты маныр?

На берегу моря покрытая инеем травинка стоит. Что это?

( хотан – лебедь, шея лебедя)

  1. Та маныл тотыме тай кварак, аны кварак. Ты маныр?

С иной земли доставленная связка поварёшек да связка чашек. Что это?

(вас олтыг – стая уток)

  1. Хуль нял янкын витуп щарщ сымна патыс. Ты маныр?

Чёртова стрела в центр ледяного моря упала. Что это?

( тахт исапас – гагара села на воду)

Финал:

  1. Какого веря называют «тулмах» -хитрый, злой вор? (росомаха)
  2. Золотой рыбкой Югры называют рыбу - (сельдь)
  3. Самая высокая птица Югры –( стерх, журавль).

Победитель:

  1. Кто являются героями сказок у коренных народов Севера?

Итог. Рефлексия.

Победители выходят на награждение.

Хочу закончить словами Леонида Лапцуя:

Будь милостив к природе, человек.

Берёшь – бери не более, чем нужно.

Тогда и звери свой клыкастый век

С тобой, разумным, скоротают в дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Презентация "Чудеса из природного материала"

Презентация по технологии «Чудеса из природного материала» предназначена для учащихся  3 – 4 классов. Содержит 6 иллюстрированных уроков поэтапного выполнения  панно и объемных изделий из д...

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Поле чудес "Домашние животные"

Разработка внекласного мероприятия по окружающему миру...