Использование ИКТ в начальной школе как средство повышения качества обучения
опыты и эксперименты на тему

Сидорова Наталья Ивановна

Общение передового педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Описание педагогического опыта»

Тема инновационного педагогического опыта: «Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся».

Условия возникновения проблемы, становления опыта.

В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как:

- средству межкультурного общения;

- инструменту взаимообогащения народов;

- способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры.

Выпускник современной школы должен обладать определёнными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно приобретать необходимые знания;

- умело применять их на практике;

- творчески мыслить;

- быть коммуникабельным.

Ученик стал рассматриваться как субъект деятельности учения. Новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

Книжно-фронтальная технология:

учитель----------- содержание, средства

обучение----------- учащийся устарела!

Необходима технология личностно-ориентированного обучения:

учащийся ---------- его цели развития и

обучения ------- учитель.

Следовательно, налицо противоречия между современными задачами, стоящими перед обучением иностранному языку, и сложившейся практикой обучения.

Для преодоления этих противоречий возникла необходимость создание методики, способствующей совершенствованию коммуникативной компетенции. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении  и эффективном использовании новых педагогических технологий, на выбор которых повлиял личностно-ориентированный образец воспитания и образования. Примером его и является проектная методика.

Успешному решению этих задач способствует применение на уроках иностранного языка метода проектов. Особый акцент можно ставить в данной технологии на разработке школьниками культуроведческих проектов. Таким образом, актуальность опыта обусловлена:

- социальным заказом общества на формирование иноязычной коммуникативной компетенции;

- необходимость учёта личностных качеств ученика, его потребностей и способностей в изучении иностранного языка.

Теоретическая база опыта.

Психологи Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Якобсон П.М. и др. в своих работах рассматривают мотивацию учения не только как одну из причин успешного осуществления учебной деятельности, но и как  условие развития личности школьника.

Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, Г.А. Китайгородская уделяли особое внимание учёту личностных особенностей учащихся, так как только личностный уровень интенсифицирует коммуникативную мотивацию, обеспечивает целенаправленность говорения.

Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики.

И.А. Зимняя рассматривает взаимодействие учителя и ученика как равно-партнёрского учебного сотрудничества.

Д.А. Иванов отмечает, что коммуникативная компетенция есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. А коммуникативная компетентность- это способность, готовность к культурному общению.

Новизна опыта. Новая форма организации обучения предоставляет возможности:

- включить учащихся в исследовательскую деятельность;

- развивать умения собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации;

- использовать современные технологии для обработки информации;

- совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся во всех видах речевой деятельности.

Технология опыта.

Деятельность  учителя направлена на решение следующих задач:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме;

- теоретически обосновать использование метода проектов в формировании коммуникативной компетенции учащихся;

- практически реализовать проектную методику по формированию коммуникативной компетенции учащихся;

- разработать методические рекомендации по использованию проектной методики на уроках иностранного языка.

Пути и средства для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся:

- увлечённое преподавание;

- новизна учебного материала;

- расширение социокультурных знаний учащихся об англоязычных странах и их народах;

- создание ситуации успеха;

- показ практического применения знаний;

- взаимообучение;

- обучение с компьютерной поддержкой;

- педагогический такт и мастерство педагога;

- отношение педагога к своему предмету.

Средством пробуждения интереса служит занимательность преподавания. Считаю, что её нужно сочетать с различными средствами развивающего обучения. Ученики должны активно участвовать в учебном поиске, работать со справочной литературой, для расширения социокультурных знаний, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации.

Работая над проектом, школьники учатся выявлять потребности приложения своих способностей, знаний, умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать свою мысль.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).

Работа над культуроведческим проектом способствует формированию благоприятных условий для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся. Создаются предпосылки для творческой работы учащихся: они стремятся к знаниям, успешно продвигаются в развитии, устанавливаются отношения сотрудничества между учениками и учителем, повышается качество знаний.

Адресная направленность опыта.

Учителям ИЯ и всем педагогам, работающим по проблеме метода проекта.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.

Даная технология даёт устойчивые положительные результаты, если учитель в совершенстве владеет методами и приёмами формирования коммуникативной компетенции.

Вывод:

Метод проектов в моей педагогической практике открыл новые перспективы в обучении школьников английскому языку. Разработанные проекты я применяю как наглядный материал на уроке и во внеклассной работе по предмету:

- в проведении «Недели» иностранного языка;

- в подготовке к олимпиадам, конкурсам и итоговой аттестации.

Результат.

Реализованные учащимися нашей школы культуроведческие проекты вызывают интерес у школьников, а изучаемый материал усваивается легче и прочнее. На это указывают результаты административных контрольных работ, итогов года, аттестации в форме ЕГЭ, олимпиад и конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя»

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, долж...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ.

В статье раскрывается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе....

"Использование ИКТ - технологий в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление "Использование ИКТ технологий в начальной школе каксредство повышения качества обучения"...

Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных техн...