Овладение учащимися практическими приемами исследовательской деятельности в МАОУ « СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков»
статья на тему

Бородина Ирина Викторовна

Проектная работа в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение   учащимися   практическими приемами исследовательской деятельности в МАОУ « СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков»

Бородина Ирина Викторовна  учитель начальной школы

           Общество, находящееся в условиях формационного сдвига представляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это представляется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие «образованный человек». В 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ утверждены ФГОС начального и основного образования, в которых установлены требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ – личностных, метапредметных, предметных. Метапредметный результат предусматривает, что ученик может  самостоятельно планировать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Важно отметить, что внеурочная деятельность учащихся – это отнюдь не механическая добавка к основному  общему образованию, а механизм обеспечения полноты и цельности образования.  Поэтому, основным направлением педагогической деятельности в  МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков» является создание благоприятной среды для развития исследовательской компетенции учащихся, а именно, учебно-познавательной и деятельностно-творческой, через интеграцию учебного материала по предметам и дополнительного образования (внеурочная деятельность учащихся).

            Цель программы дополнительного образования - формирование и развитие в    воспитательном пространстве  школы условий, содействующих развитию социализации личности каждого ребенка.:

з а д а ч и:

  •  совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков,  спортивных секций;
  • использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования детей;
  • реорганизация научного общества учащихся, вовлечение в его работу учеников младшего и среднего звена;
  • организация и проведения мониторинга по изучению состояния исследовательской  деятельности ,  определение перспективы развития системы дополнительного образования детей в дальнейшем.

Основные направления дополнительного образования:

1)  организация внеурочной деятельности учащихся, через систему кружков,  спортивных секций;

2) научное общество учащихся:

3) система предпрофильной и профильной подготовки.

         В рамках программы дополнительного образования  учащиеся школы  активно принимают участие в научном обществе учащихся, которые существует в школе на протяжении 20 лет.  Сегодня, в его работу включились ученики младшей школы и среднего звена.

           Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как  дополнительное образование, так как  в большой степени ориентировано на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний. Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.

           Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития универсальных учебных действий, способствующих формированию у учащегося внутренней мотивации, подходить к любой возникающей перед ним проблеме с научного  и жизненного опыта  к  исследовательской, творческой позиции.  

           Для формирования исследовательской компетенции можно выделить следующие направления:

              а) использование учебно-методических комплексов, ориентированных на развитие исследовательской сферы и отвечающих следующим требованиям: обеспечивать соответствие содержания программы и УМК стандарту, способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся (интеллектуальных, общеучебных и творческих);

               б) способствовать формированию рациональных приемов самостоятельной работы с информацией, учитывать индивидуальные и возрастные особенности восприятия учащихся;
              в) внедрение в общеобразовательный процесс проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность.

              При формировании исследовательской компетентности происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными дисциплинами. В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения», как готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.  Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход и преемственность к формированию данных умений при изучении различных предметов и на всех ступенях обучения в школе.

               Формирование исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа: а) теоретический, б) практический. Основная деятельность принадлежит на первом этапе учителю, он является помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщает учеников к предмету. Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно должны проводить исследования, формировать и закреплять данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера учителю необходимо обратить на это внимание. Таким образом, внеурочная деятельность учащихся   должна быть  направлена не на передачу опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.      

                  Структура дополнительного образования МОУ ШКОЛЫ № 22 представлена:

  • начальная школа «Зона открытия, адаптации»  направлена на развитие любознательности; воспитание активного ученика;
  • среднее звено «Зона свободного поиска»; на развитие познавательного интереса и    познавательной активности;
  • старшее звено «Зона специализации», развитие познавательной потребности.              

                Система дополнительного образования МАОУ СОШ представлена сетью кружков, которые реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные образовательные программы, направленные на повышение способности  обучаемости, творческой самореализации личности. Например, начальная школа -  программа  «Я - исследователь»; проекты -  «История улицы Сибирской» (Загородских Н.П.), «Покорение космоса», «Золотой кольцо России» (Летина Е.Г.); среднее звено -  по краеведению 6-8 классы «Мой край Прикамья», «Изучение истории школы № 22», «От Урала до Луары» (на французском языке); старшее звено – индивидуальная работа ученика под руководством научного консультанта в соответствии с будущим профессиональным  интересом.

Таким образом, занимаясь исследовательской работой, обучающиеся овладевают практическими приемами:

– планирование работы по исследованию;

– работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера) и отбор нужной для данного исследования информации;

– проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;

– проведение опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов;

– проведение анкет и обработка их данных.

- практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками, отстаивая свою точку зрения.

Основные мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

Формы работы

1. Выявление одаренных детей

Проведение диагностики признаков одарённости.

2. Организация работы с педагогами

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

Знакомство педагогов с данными диагностики и с приемами целенаправленного наблюдения

Подготовка  педагогов для целенаправленных дополнительных занятий с одаренными детьми

Накопление библиотечного фонда и Интернет-ресурсов

3.Организация работы с одарёнными детьми

Организация  дополнительных занятий (кружки «Умники и умницы»,  «Я - исследователь»).

Проведение предметных олимпиад:  русский язык,  математика, окружающий мир (2-4 кл.).

Консультирование родителей по вопросам исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

Проведение интеллектуальных игр, конкурса учебно-исследовательских  и проектных работ учащихся.

Проведение диагностики признаков одарённости. Использование на уроках учителями заданий повышенной сложности.

4. Разработка системы поощрений победителей.

Награждение победителей предметных олимпиад, интеллектуальных игр, исследовательских и проектных работ.

            Результативность работы определяется при помощи следующих критериев:

– наблюдение за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы на основе оценки доли самостоятельности школьника в исследовательском поиске;

– по количеству детей, участвующих в конференциях учебно-исследовательских работ учащихся  на разных уровнях (класса, школы, района, город, край, Россия, международный);

– количественный рост участников проектно-исследовательской деятельности от начальной ступени до старшей .

Итак, организуя исследовательскую деятельность  школьников в ходе индивидуальной и групповой работы,  в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у  школьников навыков исследовательской работы.

Результат. С 2006 г. учащиеся школы представляют свои работы на всероссийских конференциях, проводимых «Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи «Интеграция» при поддержке Министерства образования и науки РФ, комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ: «Национальное достояние России», «Моя законотворческая инициатива», «Первые шаги в науке», «Меня оценят в ХХ1 веке», «ЮНЭКО», «Юность. Наука. Культура».      За успехи, достигнутые представителями образовательного учреждения во Всероссийских открытых конкурсах достижений талантливой молодежи,  школа  неоднократно была награждена дипломом Государственной Думы Федерального собрания РФ национальной системы «Интеграция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматическая контрольная работа (тест) для учащихся 4 класса школ с углубленным изучением английского языка (по УМК И.Н.Верещагиной "Английский язык")

Данный материал может служить как итоговый для проверки уровня сформированности знаний и умений в области грамматики и лексики учащихся 4 класса, так и тренировочным на определенном этапе изучения опр...

статья использование игровых приемов при изучении иностранного языка

в статье отражены рекомендации начинающим изучать язык и их обучающим...

Приемы мнемотехники при изучении иностранного языка

Процесс запоминания иностранных слов представляет большую трудность для младших школьников. Вместе с тем, большой объем изучаемого материала заставляет обучающихся и учителей обратиться к более продук...

Веб-квест на французском языке для учащихся 3-4 классов школ с углубленным изучением французского языка

Игра представляет собой веб-квест, который создан с помощью онлайн-сервиса Learnis.ru.  Суть    квеста – выйти из виртуальной комнаты. Для этого нужно ввести код от двери. На...

Организация внеурочной деятельности как составляющая коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

Презентация о внеурочной деятельной в начальной школе при изучении иностранного языка...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...