Развитие творческих способностей младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Чтобы добиться высокого качества знаний, необходимо развивать творчество, что в свою очередь рождает интерес к учению. А где интерес, там и успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_lipovskaya_i.v.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Липовская Ирина Васильевна,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ № 2 с УИОП», г. Губкин
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Творчество начинается с игры. Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, слышать и чувствовать ритм стиха. [1]
Игра в словотворчество тоже не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Игра «Кто где живет?»: в улье — улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках, в сапогах — спагетти, на губах—губки, в норе — норки, в лишаях — леший и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки, из рома — ромашки, из репы — репейник, из пола—половник. Работало воображение и в случае, когда надо было придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей. Игра в рифму - тоже работа воображения. Если она удачна, процессу творчества сопутствует радость открытия, находки, если не удачна, то радость смешной нелепицы. Называем фразу, а дети продолжают, подбирая рифму: ловил рыбу король - на крючок попалась фасоль, ходили мы в гости – поели только кости, варил папа уху – сварил в супе уху, учил Ваня уроки – в голове летали сороки. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество. Потому что играют в смешную игру, развивающую одновременно и воображение, и чувство слова, и чувство ритма. Такая игра вовсе не означает, что мы учим детей писать стихи. Рифмовать слова - органическое свойство ребенка младшего возраста. Еще можно применить такие упражнения: дополни слоги до слов; закончи фразу; придумай рифму к слову; соедини рифмующиеся слова; поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, юла); придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова; восстанови рассыпанное стихотворение; допиши стихотворение по его началу; игра «Кто больше подберет рифм»; «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.[1] На уроках русского языка используются нетрадиционные приемы развития устной речи. «Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, o чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное. Задание «Что такое хорошо и что такое плохо». Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая - недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка, из него можно пить, это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить, это плохо» и так далее, как можно больше признаков положительных и отрицательных. Задание «Сочиняй-ка». Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д. Задание «Перевертыши». Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошел сильный дождь». Так, фразу «Муха села на варенье» дети переиначили так: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре». Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в использовании средств художественной выразительности. Вот некоторые задания. Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль. Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение. Прочитай предложение с разной интонацией. Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одну фразу», или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка, град, ветер. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей. Прием «Ассоциативные загадки». Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Работа проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом). Каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И учителя должны ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность, создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог развиваться.
Список литературы:
1. Нестеренко А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....