Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: ∙ развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
∙ овладевать практическими способами работы с информацией;
∙ развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. При этом средства ИКТ могут представлять
: ∙ источник информации;
∙ наглядное пособие;
∙ тренажер;
∙ средство диагностики и контроля. Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:
∙ наглядно-образное мышление;
∙ неравномерное и недостаточное развитие анализаторов;
∙ смена ведущей деятельности с игровой на учебную;
∙ высокая степень эмоциональности. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно- образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также 3 неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование ИКТ позволяет частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.
Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
∙ использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе ЦОР и Интернет-ресурсов…);
∙ введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
∙ проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
∙ осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ. 4 Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы: 1. Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов). Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности. 2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди). Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно- познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к муниципальному тестированию, а затем и к сдаче ЕГЭ. 3. Урок, интегрированный с информатикой (3-4 классы). Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования ПК. Неограниченные возможности использования информационных технологий предоставляет и внеурочная деятельность. Один из активных методов – деловая игра, использующая имитацию реального изучаемого объекта для создания у учащихся наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Именно деловая игра позволяет:
∙ имитировать объект,
∙ различать ролевые цели при выборе решений, 5
∙ достигать общую цель всем игровым коллективом, ∙ реализовать в процессе игры «цепочку решений»,
∙ иметь многовариантность решений. При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
∙ мультимедийные курсы,
∙ презентации к урокам,
∙ логические игры,
∙ тестовые оболочки,
∙ ресурсы Интернет,
∙ электронные учебники и энциклопедии. Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:
∙ обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
∙ создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
∙ использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
∙ организовать работу с электронным учебником на уроке;
∙ применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
∙ осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. К одной из форм использования ИКТ учителем начальной школы относится подборка и конструирование мультимедийных презентаций (медиатеки, аудиотеки, видеотеки) и демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски. Мультимедийная презентация - это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Основным назначением уроков с мультимедийной поддержкой является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается 6 при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40- 50%. Информация, представленная с применением мультимедиа технологий делает процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся. Методика использования мультимедийных презентаций предполагает: 1. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, целей урока, что позволяет построить деятельность так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. 2. Усиление мотивации учения. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Безусловно, это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. 3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру учащихся. Преподаватель, использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. Как упоминалось ранее, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта в восприятии и запоминании информации. 4. Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий. Изменяется отношение к ПК, демонстрируются его возможности не только как средства игры. Ребята начинают воспринимать компьютер в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации 7 можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально соответствует триединой дидактической цели эффективного урока. Выделяют следующие этапы подготовки мультимедийной презентации:
∙ структуризация учебного материала, целеполагание;
∙ составление сценария;
∙ разработка дизайна презентации;
∙ подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);
∙ тестирование-проверка. Рекомендации к оформлению презентаций
∙ Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно- целостной.
∙ Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
∙ На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
∙ Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.
∙ Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, анимация возможна один раз в течение 5 минут.
∙ Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.). При создании мультимедийной презентации необходимо решить важную задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого. Мультимедийные презентации на уроке могут быть использованы: 1.Для обозначения темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2.Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике мы используем созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимацию, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. 3. При закреплении новой темы. 8 4. Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 5. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам. 6. Для проверки и контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. 7. Как средство эмоциональной разгрузки. Приведём примеры использования презентаций на различных уроках в начальной школе. Обучение грамоте На современном этапе формирование навыка чтения достаточно проблематично, и этому есть ряд причин: низкий уровень мотивации, низкий уровень читательской активности у родителей, отклонения в речевом развитии детей. Чтение Применение ИКТ на уроках значительно увеличило мотивацию, у детей появился читательский интерес. Русский язык Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом используем на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. На экране можно выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связанный текст, в занимательной форме познакомиться со словарным словом, провести орфографическую минутку. Математика Применение презентаций на уроке усиливает мотивацию школьников при изучении материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала и развитию математических способностей. При помощи средств ИКТ можно решить проблему дефицита подвижной наглядности (сравнение способом наложения геом. фигур, решение задач на движение, анализ взаимоотношений множеств и т.д.). Окружающий мир Используя программу Microsoft PowerPoint, можно создавать динамичные таблицы, карты, что способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала. Бесспорно, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс 9 восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они имеют возможность превратить учебную наглядность из статической в динамическую, следовательно, обеспечивают возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Конечно, использование мультимедиа не является основным средством повышения эффективности урока. Ничто не заменит живое слово учителя, его притягательную силу в общении с детьми. Напомним, мультимедийные продукты рассматриваются как средство образовательного процесса. Это не «натаскивание» учеников, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. Сотрудничество учителя и ученика, их взаимопонимание было и остается важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников возможен положительный результат использования мультимедиа технологий. Определим преимущества использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы:
∙ приводят к интенсификации образовательного процесса;
∙ повышают эффективность и качество учебно-воспитательного процесса; способствуют индивидуализации обучения и развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
∙ дают педагогу возможность построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
∙ повышают мотивацию обучения, активизирующую познавательную деятельность учащихся;
∙ обеспечивают оперативность и объективность контроля;
∙ создают эффективную обратную связь;
∙ дают возможность учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации;
∙ позволяют осуществлять гибкое управление учебным процессом. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании является социально значимым и актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...