Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
"Духовно-нравственное воспитание в начальной школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tavasievoy.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
из опыта работы на тему:
«Духовно-нравственное воспитание
младших школьников»
Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.
В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;
-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;
- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников и развлечений: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Новый год», «День Святого Николая», «Защитники Отечества», «Масленица», и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Петриковской росписью»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.). Знакомятся с пословицей: «Хорошая работа два века живёт», человек умирает, а дело его живет и переходит от внуков к правнукам.
Вместе с ребятами знакомимся с устным народным творчеством – сказки, пословицы, поговорки, приметы, загадки, но большую часть времени мы уделяем игре. Игре дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной, народно-хороводной. При подготовке к народным праздникам, например Масленице, мы с ребятами изучили множество народных игр, в которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры просты и лаконичны, выразительны и доступны («Гори-гори ясно», «Маланья хоровод», «Зоря – заряница красная девица», «Выйди, выйди солнышко», «Петушки», «горелки», «Веретено»). Они активизируют мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами представляют способствуют формированию развитой, активной личности. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, рассказываю о смысле игры, культуре и быте того или иного народа (например, русские народные игры «Гуси-гуси», «Два мороза», «Колечко-колечко», «Ручеёк», «Кошки-мышки», «Волк в отаре»)
Дидактические игры прививают уважение и гордость к народным костюмам. Например «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульнары», «Исправь ошибку»(национальные костюмы одеты неправильно).
Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу.
Огромное разнообразие словесных игр я использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, «Букет красивых слов» - ребёнок берёт цветок произносит волшебное слово, «Поделись улыбкой», «Чей голос» - ребёнок с закрытыми глазами определяет человека, который произнёс волшебное доброе слово, «Похвали соседа», «Люблю своих близких» - ребёнок только движениями показывает, как любит своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...