Работа методического объединения
учебно-методический материал на тему
Отчёт работы МО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_raboty_mo_nachalnyh_klassov.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет работы МО начальных классов
за 2013-2014 учебный год.
Методическое объединение педагогов начального образования – коллектив с ярко выраженной индивидуальностью, чёткой профессиональной позицией и постоянной потребностью в самообразовании и повышении профессионального уровня.
В начальной школе работает 6 учителей: 3 педагога имеют высшее образование и 3 средне-специальное; кроме того, 2 педагога имеют высшую категорию, 3 педагога – I категорию и 1 педагог – II категорию. Вся начальная школа (11 классов) работает по УМК – «Школа 2100».
Тема, над которой работало методическое объединение – «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС».
«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в начальной школе».
Цель работы методического объединения – повышение качества образования учащихся начальной школы через развитие потенциала и совершенствование профессиональной компетентности учителей.
Были поставлены задачи:
- обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий;
- повышение профессиональной квалификации учителей;
- внедрение новых технологий обучения;
- реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- повышение качества знаний учащихся.
В основном все эти задачи были выполнены.
Было проведено 5 заседаний по следующим темам:
1. «Анализ работы МО за 2012 – 2013 уч.год. Организация внеурочной деятельности на 2013 – 2014 уч.год».
2. «Системно – деятельностный подход – основа стандартов второго поколения».
3. «Современный урок (совершенствование качества современного урока через реализацию инновационной деятельности в начальной школе».
4. «Новый подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях введения ФГОС».
5. «Пути интесификации учебного процесса в начальных классах».
Все заседания проходили плодотворно, носили обучающий характер. Происходил обмен опытом среди коллег по учебно - воспитательным вопросам. После каждого заседания подводились итоги, отмечались позитивные и негативные моменты в работе.
Важным вопросом методического объединения было введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 1-4 классы нашей школы работают по внедрению ФГОС.
В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель должен создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. Ведущее место на уроках отводится деятельности детей. Задача начальной школы не просто научить читать, писать, считать, а научить учиться, а это значит самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников, сотрудничать друг с другом, работать с разными источниками информации.
В нашей школе девять классов обучаются по Федеральным государственным стандартам. Все учителя прошли курсовую подготовку для работы по ФГОС, работают по УМК «Школа 2100».
Работа в первых классах ведется в соответствии с основной образовательной программой. В сентябре была проведена входная диагностика предметных умений по математике и по русскому языку и диагностика универсальных учебных действий. Учителя заполнили индивидуальные карты по математике, русскому языку и формированию общеучебных умений, а также листы наблюдений за формированием УУД. Все индивидуальные листы хранятся у детей в портфолио.
Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1-х классов проходила в период с 01.10.14 по 20.10.14. В ней приняли участие 85 обучающихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило».
В целом, по результатам проведенного анализа, 65% обследованных первоклассников имеют высокий уровень подготовки к школе, 20% первоклассников показали средний уровень и 15% - низкий уровень подготовки к школе. Низкое выполнение отдельных методик показывает, что в дальнейшем обучающиеся могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок к учебной деятельности, а также недостаточной сформированностью конкретных навыков (в частности, вычленение звука в слове).
Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтению, счету и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.
В сентябре 2013 учебного года в 1-х классах было проведено первое диагностическое исследование с целью:
- выявить общий уровень развития ребёнка, готовность к обучению в первом классе.
Класс | Количество учащихся в классе | Уровень | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1а | 24 | 6 (25%) | 13 (54%) | 5 (21%) |
1б | 25 | 6 (24%) | 15 (60%) | 4 (16%) |
1в | 24 | 8 (33%) | 10(42%) | 6 (25%) |
Всего | 16 (27%) | 39 (52%) | 15 (21%) |
Из таблицы видно, что на начало года большинство учащихся 1-х классов имеют средний уровень развития. Больше всего учащихся с высоким уровнем развития в 1-В классе, в этом же классе больше обучающихся с низким уровнем развития.
В конце года была проведена комплексная работа. Комплексная письменная работа «Мои достижения» позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Работа состояла из 2-х частей: основной и дополнительной. Предложенные учащимся задания составлены с целью проверки знаний по русскому языку, математике, окружающему миру. В ходе работы также проверялась сформированность у учащихся в первый год обучения универсальных учебных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Были получены следующие результаты:
Сформированность УУД
класс | критерии | Следовать инструкции | Поиск информации | Строить высказывания | Рассуждать и обосновывать действия |
1 А | Самостоятельно | 17 | 15 | 13 | 12 |
С помощью учителя | 4 | 5 | 7 | 6 | |
Не справился | 1 | 1 | 3 | 2 | |
1 Б | Самостоятельно | 18 | 16 | 15 | 14 |
С помощью учителя | 3 | 6 | 5 | 5 | |
Не справился | 0 | 0 | 2 | 3 | |
1 В | Самостоятельно | 15 | 13 | 11 | 13 |
С помощью учителя | 2 | 4 | 4 | 4 | |
Не справился | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итог | Самостоятельно | 50 | 44 | 39 | 39 |
С помощью учителя | 9 | 15 | 16 | 16 | |
Не справился | 2 | 2 | 6 | 6 |
Типичными затруднениями и ошибками при выполнении работы являлись:
- определение границ простого предложения;
- недостаточно сформированное умение осмысленного чтения текста;
- звуко-буквенный анализ слов;
- построение небольшого высказывания;
- толкование лексического значения слова;
- владение понятиями «больше», «меньше», «столько же»;
- классификация объектов природы.
Причиной таких результатов может быть недостаточная работа учителей 1-х классов на этапе закрепления материала, а также нетрадиционная форма итогового контроля: непривычные для учащихся формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания, а также несформирванность отдельных критериев УУД:
из регулятивных:
- поиск инфрмации в предложенных источниках;
- умение сформулирвать цель.
из познавательных:
- хитроумные решения.
На своих уроках учителя реализуют деятельностный подход в обучении. Во всех классах перед выполнением заданий дети под руководством учителя определяют учебную задачу, подводят итог после выполнения задания. Все учителя обучают детей оценивать себя по разным критериям: правильность, аккуратность, наклон, свою работу на уроке в зависимости от предмета и характера задания. На уроках учителя используют презентации, мультимедийное сопровождение к урокам, презентации с музыкальными физминутками.
В марте прошла итоговая аттестация за курс начальной школы (ТОГИРРО) в 4 классах. Тестирование широко применяется при проверке знаний, умений и навыков. Этот вид контроля в последнее время широко предлагается ученикам начальной школы. Данная форма проверки с 5 класса и до выпускного ЕГЭ является одной из основных форм контроля.
класс | Количество обучающихся | Выполнили на «5» | Выполнили на «4» | Выполнили на «3» | Выполнили на «2» | |
4 А | Естественно-математический цикл | 25 | 6 | 8 | 11 | |
Гуманитарный | 25 | 10 | 8 | 7 | ||
4 Б | Естественно-математический цикл | 25 | 1 | 13 | 9 | 2 |
Гуманитарный | 27 | 1 | 19 | 5 | 2 |
В естественно- математическом цикле больше всего было допущено ошибок в следующих заданиях:
- в записи величин в порядке возрастания;
- в решении задачи на движение;
- в знании природных зон и их особенностях;
- в работе с картой;
- в знании разрядов и классов;
- в сопоставлении характеристик животных и запись их в таблицу;
- в определении температуры воздуха по таблице.
В гуманитарном цикле:
- в фонетическом разборе слова;
- в нахождении предложений с однородными членами;
- в определении жанра детской литературы и размещении произведения в соответствующий сборник;
- выборочной работе с текстом;
- в определении плана, который наиболее соответствует данному тексту.
По традиции в начальных классах в апреле месяце проводился «День открытых дверей» для родителей будущих первоклассников. Родители дали высокую оценку мероприятию, которое они посетили вместе с дошкольниками.
В новом, 2014-2015 учебном году, следует обратить внимание на повторение данных тем и разделов, на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов; добиваться прочного усвоения обучающимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой; систематически осуществлять работу над ошибками; довести до сведения обучащихся и родителей алгоритм работы над каждой темой.
Воспитательная работа в школе – это составляющая всей деятельности ОУ. В ФГОС воспитательной работе и внеурочной деятельности отведена значительная роль. Ученики с желанием посещают кружки в Детском подростковом центре «Гайдаровец»: танцевальный «Хип-хоп», театральный, кукольный, «Оригами», экология, ИЗО, «Умелые руки»; в ДК «Торфяник» - вокальный, танцевальный «Вереск», «Рукодельница», «Английский язык». Обучающиеся с удовольствием принимают участие в школьных, городских конкурсах, завоёвывают призовые места.
В целях обеспечения качества организации преемственных и непрерывных связей дошкольного и начального школьного образования учителя начальной школы приняли активное участие в педагогической акции «Навстречу друг другу», проводимой ГИМЦ. Воспитатели детского сада № 92 посетили уроки Кропаневой В.Л., Жуйковой Т.А., Протопоповой В.Н. в школе, а учителя школы посетили занятия в дошкольном учреждении. Кроме того, был проведен круглый стол по обмену мнениями по вопросам перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения, формирования предпосылок УУД старших дошкольников и результатов адаптации первоклассников.
Методическая работа объединения учителей начальных классов разнопланова. МО руководит самообразованием педагогов, взаимопосещением уроков. Стало традицией, что каждый учитель выбирает тему самосовершенствования и работает по ней 2-3 года. Наработанный материал учитель представляет на творческом отчете или во время проведения открытого урока. Исключением не стал и этот год.
В начальной школе прошли олимпиады, с целью выявления наиболее одаренных детей в той или иной области знаний. Олимпиады проводились по учебным предметам.
Также обучающиеся начальной школы в этом учебном году приняли участие во всероссийских олимпиадах:
№ | Олимпиада | Количество участников |
1 | «Кенгуру» | 56 |
2 | «Русский медвежонок» | 64 |
В 2013-2014 учебном году в проекте "Здоровая школа" участвовали первоклассники нашей школы. В МАОУ СОШ № 91 были организованы соревнования «Вкусные старты». Наши малыши заняли 2 место.
Наряду с имеющимися положительными результатами есть нерешенные проблемы, над которыми нужно работать в следующем году:
1. Систематически отслеживать мониторинг успеваемости каждого учащегося, формировать портфолио обучающихся, обратить особое внимание на систематическую работу по отслеживанию у каждого ребенка УУД:
а) личностные:
- участие в подведение итогов урока;
- самооценка событий
б) познавательные:
- упорядочивание;
- поиск лишнего;
в) регулятивные:
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль.
г) коммуникативные:
- работа в группах;
- игровое взаимодействие.
2. Создавать медиатеки по предметам.
3. Глубже и шире проводить работу с одарёнными детьми.
4. Тщательно проводить работы над ошибками в контрольных работах и текущих.
5. Применять различные виды деятельности по изучению качества знаний, умений и навыков учащихся.
6. Реализовывать творческих потенциал учителей через исследовательскую деятельность.
7. Повышение уровня уровень результативности на олимпиадах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ на 2014-2015 учебный год:
Цель:
совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.
Задачи:
- Повышение качества обучения:
- Использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие обеспечить положительную динамику познавательного интереса обучающихся;
- Направить работу на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО.
- Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы.
- Оказание педагогической поддержки обучающимся с разным уровнем обучаемости.
- Выстраивание индивидуальной схемы развития обучающихся начальных классов на основе планируемых результатов осовения образовательных программ.
2.Повышение качества преподавания:
- Повышение уровня педагогического мастерства через активное участие учителей МО в работе семинаров, творческих групп.
- Продолжить работу по внедрению новых стандартов в учебный процесс.
- Совершенствовать работу по здоровьесберегающим технологиям и укреплению здоровья обучающихся, повышать эффективность активно деятельностных форм организации учебного процесса.
- Формировать навыки проектной деятельности обучающихся начальной школы.
- Продолжить работу по формированию портфолио обучающегося начальной школы.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Инновационная деятельность....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Поощрения за профессиональную деятельность.Инновационная деятельность....
5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...
Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов
Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...