«Как сделать урок математики интересным»
опыты и эксперименты на тему

 

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
   VIII вида».

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему

«Как сделать урок математики интересным».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Учитель начальных классов

                                                         Кузнецова М.Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тальменка

 

 

 

 

 

 

В общей системе подготовки школьников с ОВЗ к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому, на уроках математики так необходим индивидуальный подход к учащимся. Работая дифференцированно с каждой группой учащихся, учителю легче осуществлять индивидуальный подход к детям с различными математическими способностями.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Можно использовать следующие методы обучения учащихся с ОВЗ на уроках математики:

- Объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

  На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

     Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.

    Рассматривая развитие математических способностей младших школьников при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что:

У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.

Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита как и перечисленные выше компоненты математических способностей.

Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

     Учитывая   особенности   детей   олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер. Трудность  обучения  состоит   в   том,   что   учителям   нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей  с  нарушением интеллекта учебного материала мало. Важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.

    Одним из путей осуществления индивидуального подхода в изучении математики является метод беседы. Беседа наиболее распространена при обучении в начальных классах. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Вопрос стимулирует внимание ребенка, позволяет осуществлять руководство познавательной деятельностью. Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не играет особой роли. Цель беседы на данном этапе - закрепить математические понятия у ребенка, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят репродуктивный характер.

Приведу пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения.

Учитель предлагает:

. Найди сумму чисел 80 и 7.

. Увеличь 53 на 4.

. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?

. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел?

Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика.

Перечислю эти приемы.

 Использование демонстрационных карточек.

Учитель показывает две карточки с числами и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:

Найди сумму этих чисел.

Найди разность этих чисел.

Увеличь число 80 на 2, на 20.

Уменьши число 80 на 2, на 20.

После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашивает:

- Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.

       . Работа с перфокартами.

Ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно.

После выполнения задания учитель проводит беседу.

- Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?

В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование перфокарт активизирует ребенка в процессе беседы.

      . Использование индивидуальных карточек с числами.

У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученик поднимает карточку с соответствующим числом (ответ).

*8 (24)     *5 (30)      *2 (16)

      . Использование сигнальных карточек.

Учитель предлагает ребенку вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает - красную.

   Овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми  способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Эти функции мыслительной деятельности у умственно отсталых детей недостаточно развиты. Такие дети имеют очень небольшой общественный опыт, не владеют способами его усвоения. У них ограниченный запас наблюдений, бедный словарный запас, отмечается общее недоразвитие речи. Дочисловые знания их несовершенны. Большинство умственно отсталых детей испытывают трудности в сравнении предметов по размерам, не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине (длинный, короткий, равные (одинаковые), разные по длине, длиннее – короче, высокий – низкий, широкий – узкий и т.п.), нередко употребляемые детьми слова не отвечают предметному содержанию.

   Усвоив названия числительных по порядку, умственно отсталые дети могут допускать ошибки при пересчете конкретных предметов, особенно, если они расположены в непривычном для них положении на плоскости или в пространстве (сверху вниз, наклонно по отношению к краю листа бумаги, вразброс и т.д.), при счете от любого заданного числа в прямом и особенно обратном порядке. Узнавая и правильно называя цифры по порядку, такие дети ошибаются при предъявлении их вразброс, не соотносят цифру с соответствующим числом и предметным множеством, не владеют специфической математической лексикой.

  В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать заключения. Всё это способствует коррекции мышления.

Дидактические игры и занимательные упражнения для закрепления понятий о размерах: большой – маленький:

    1.Подбери по величине.

Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров – большие и маленькие.

Содержание игры. Учитель кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – 3 маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее их число.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек). Поэтому ее целесообразно проводить во внеурочное время.

    2.Игра с пирамидкой.

Материал игры: пирамида.

Содержание игры. Кольца пирамиды учитель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 4 – 5 детей.

Первый ребенок берет самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо», следующий ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше», и т.д. Последний – кладет самое маленькое кольцо. Если ребенок ошибется, то  он пропускает ход и получает фант. По окончании игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, кто не имеет фантов или имеет их меньше всех. Он и собирает пирамидку, нанизывая на подставку одно кольцо за другим.

    3.Что в руке?

Материал игры: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).

Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки: большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

В данной игре, помимо закрепления понятий большой – маленький, закрепляются и пространственные представления, развивается моторика, тактильные ощущения.

    4. У какой цифры больше фантиков?

Материал игры: набор цифр, фантики.

Содержание игры. Учитель просит построиться перед классом трех-четырех учеников. Каждый получает табличку с цифрой и коробочку. Из класса вызываются ученики с фантиками. Вызванный ученик должен положить в коробочку первому ученику число фантиков, соответствующее его цифре. Следующий отсчитывает фантики второму ученику и т.д. Класс проверяет. В конце игры идет сравнение. У какой цифры фантиков больше? Почему? На сколько больше?

В данной игре, кроме закрепления соотношения количества и цифры, учащиеся учатся сравнивать числа по величине.

Временные понятия и отношения.

Временные представления у умственно отсталых детей формируются значительно позже и качественно отличаются от представлений нормальных детей. Умственно отсталые дети часто не знают дней недели, почти не владеют временной терминологией, не могут представить того,что время течёт не останавливаясь и его течение необратимо, не могут соотнести временные понятия с конкретными жизненными событиями, их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны.

Временные понятия трудны для усвоения, т.к. очень специфичны из-за:

1)невозможности восприятия времени органами чувств;

2)косвенного измерения времени;

3)обилия временной терминологии;

4)отличной от десятичной системы счисления.

Игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления у детей:

      1. Закрой пустые клеточки.

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями частей суток, листы бумаги, на которых нарисованы четыре пустые клетки, равные по величине табличкам.

Содержание игры. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся находят табличку с названием этой части суток и закрывают ею первую клетку на листе бумаги.

Последующие клеточки учащиеся должны закрыть самостоятельно. В конце игры проводится проверкаю

Неделя, последовательность дней недели:

     2. Поставь стрелку правильно!

Материал игры:  большой картонный круг (для учителя), разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такой же круг, но меньшего размера у ребёнка.

Содержание игры.   Учитель ставит стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье.

Ученик должен на своём круге поставить стрелку на тот день, который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.

Последовательность времён года:

     3. Назови время года.

Материал игры: карточки с названием времени года.

Содержание игры. Учитель показывает карточку с названием времени года (например, весна). Ученик должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному.

Какое это время года?

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями времен года; у учителя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года.

Содержание игры. Учитель показывает картину, а ученик называет время года, которому соответствует эта картина. Один из учеников объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным названием.

Определение времени по часам:

     4. Который час?

Материал игры: циферблаты часов.

Содержание игры. Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время.

В а р и а н т  1. Учитель на циферблате ставит стрелки и, обращаясь к учащимся, спрашивает: «Который час?» Учащиеся на циферблатах своих часов устанавливают то же время, называют который час и показывают свои часы. Ученику, правильно определившему время, дается жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

Примечание.  В IV классе, когда учащиеся познакомятся с двойным обозначением времени, на вопрос: «Который час?» – они дают два ответа. Например, часы показывают 4 часа. Учитель называет учащимся часть суток. Например: «Сейчас день». Учащиеся должны ответить: «4 часа дня, или 16 часов».

Порядковый счет в прямой и обратной последовательности

      5. Освободи птичку.

Материал игры: клетки с птичками, дерево с пазами.

Содержание игры. Птички находятся в клетке. Ученик берет ту птичку, которая ему больше понравилась. В кармашке птички задание, например: «Посчитай от 5 до 10. Назови числа меньше 3. Считай от 6 обратно» и т.д. Если ученик правильно ответил на вопрос, то птичка летит на дерево; если ученик ошибся, то птичка снова возвращается в клетку.

     6. Сбежавшие числа.

Материал игры: таблички с числами.

1

 

3

 

 

6

 

 

9

 

 

11

 

13

 

 

16

 

 

19

 

 

2

 

6

 

 

 

10

 

14

 

 

 

Содержание игры. Учитель вывешивает на доске готовые таблицы (или чертит их на доске), в клетки которых надо вписать пропущенные цифры (или числа). Ученики должны подметить закономерность в записи цифр (или чисел) и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома».

Выигрывает тот, кто впишет или вставит в таблицу пропущенные числа правильно.

Соотношение чисел в числовом ряду:

     7. Делаем молча.

Материал игры: набор табличек с цифрами, геометрические фигуры.

Содержание игры. Основное условие игры: ученик, пользуясь дидактическим материалом, должен давать ответы на задания учителя, при этом не произнося ни одного слова. Учитель предлагает задания, а ученики выполняют их. Например:

число, которое стоит после 3 (ученики молча показывают табличку с цифрой 4);

число, которое стоит перед 6;

число, которое стоит между 4 и 6 (13 и 15);

число на 1 меньше (больше) 5 (18);

покажи такую же фигуру (показывает круг);

покажи соседей числа 6 слева, справа.

В конце игры подводятся итоги.

Состав чисел 1-го и 2-го десятка:

      8. Пройди в ворота.

Материал игры: таблички с цифрами или предметы – флажки, шары, палочки.

Содержание игры.  Два ученика держатся за руки, образуя ворота. В сцепленных руках табличка с числом, состав которого изучают. Остальные учащиеся получают или таблички с цифрами, или предметы.  По команде «Пройди в ворота» каждый ученик должен найти себе пару, причем такую, чтобы в сумме число предметов (флажков) или чисел составляло число над воротами. Например, над воротами число 8. У ученика три флажка. Он отыскивает ученика с пятью флажками. В ворота пропускаются только те ученики, которые правильно встали в пару.

Примечание. Умственно отсталых школьников,  особенно с ослабленными процессами торможения,  команда возбуждает. Они начинают суетиться и забывают о главной задаче: отыскать пару так, чтобы можно было пройти в ворота. Они хватают первого попавшегося ученика и бегут к воротам. Поэтому, когда игра проводится впервые, следует ее упростить. Все ученики стоят, а один выходит и ищет себе пару. Затем выходит второй по порядку и ищет пару. И так до тех пор, пока все варианты состава данного числа не исчерпаны. Если игра повторяется, то те, которые выбирали пару, стоят, а те, которые раньше стояли, выбирают пару.

Сложение и вычитание с числами первого и второго десятков:

     9. Расти, расти, лесок!

Содержание игры. Учитель предъявляет учащимся примеры устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока ещё лесок реденький; расти, расти, лесок!»

Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой лес».

    10. Кто из них прав?

Материал игры: куклы, наборное полотно, таблички с цифрами.

На наборном полотне выставляются изображения: Буратино, матрешки, мартышки.

Содержание игры. Учитель пишет на доске или составляет из цифр на наборном полотне пример и предлагает решить его учащимся: 5-3 (11-3). Около кукол учитель ставит таблички с цифрами. Это ответы. Например, на табличках 3, 2, 1. Учитель спрашивает: «Кто из них прав? Кто решил пример правильно? Учащиеся должны доказать правильность ответа одной из кукол, решая пример с помощью дидактического материала.

        Говоря о гибкости мыслительных процессов,  можно  сказать,  что  у детей классов  коррекции   она  развита  на  самом  низком  уровне.  Им   очень   трудно переключаться  от  одной  умственной  операции  к   другой,   нужен   отдых. Утомляемость  этих  детей  повышена.  Без  наглядных  пособий,  шаблонов   и трафаретов,  которыми  в  основном   пользуются   учителя,   детям   труднее воспринимать материал. Проявление  математической  памяти  в  её   развитых   формах   не наблюдается.  Дети  запоминают  цифры,  операции  с  трудом.  Математическая память находится на низком уровне. Этим детям Аргинская И.И рекомендует  использовать  геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы,  выполнять

предлагаемые задания в наглядно-действенном плане,  что  облегчает  учащимся

достижение успеха.  Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Эти знания  закрепляются и углубляются на протяжении всего обучения. У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью целостный образ предметов и объектов формируется  очень медленно. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного использования на практике различных способов, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.

Рассмотрим основные методические приёмы  к формированию и закреплению у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о форме.    

Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур ребенок учится различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе — различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние. Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям с интеллектуальной недостаточностью  очень сложно.      

 Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной форме. Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек».

       Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.

       Действуя путем проб и примеривания,  ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

       В дальнейшем дети способны узнавать форму предметов. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.

      Исследование возможностей восприятия формы детьми с интеллектуальной недостаточностью показали, что гораздо труднее им дается выбор однородных предметов заданной формы, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Характерным примером является проталкивание предметов разной формы в несоответствующие отверстия «Почтового ящика» (например, примеривание круга к квадратному отверстию и др.).

       В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом. Использование предметов разной формы из ближайшего окружения ребенка: блюдце, пуговица, мяч (круглые); флажок, морковь (треугольные); яйцо, огурец (овальные); платок, печенье, салфетка (квадратные); портфель, книга, тетрадь, полотенце (прямоугольные) — делает эту деятельность более доступной и интересной.

       Овладению эталонами формы способствует конструирование. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать. Вся работа строится последовательно: от обучения конструированию по расчлененному образцу к нерасчлененному образцу, когда дети самостоятельно определяют не только количество, форму и величину необходимых деталей, но и последовательность выполнения постройки. Весь материал преподносится в небольшом объёме, доступном понимании многими учащимися. При изучении геометрического материала создаются условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается и компонуется по объёму и степени сложности. Дети овладевают определёнными геометрическими понятиями только на самом элементарном уровне. Уровень овладения геометрическими понятиями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием. Развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корректируются операции сравнения, анализа, синтеза. Создаются условия для коррекции памяти, внимания, речи. Для формирования этих понятий  я использую часто геометрический материал. На уроке я могу задавать такие вопросы:

- Покажи все круги. Назови их цвет.

- Покажи все квадраты. Назови их цвет.

- Покажи все треугольники. Назови их цвет.

- Посчитай,  сколько кругов, квадратов, треугольников.

- Покажи такую же фигурку и такого же цвета.

 При формировании пространственных представлений каждый ребёнок получает индивидуальные карточки разного цвета «Ориентировка на листе бумаги», деревянные геометрические фигурки или раздаточный материал с яркими геометрическими фигурками. Многократно отрабатываем такие понятия, как

« справа» – « слева», «рядом», «около», « между», «за», посередине».

   Для усиления коррекционно - развивающей  направленности обучения на уроках я использую предметно - практическую деятельность, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера – для коррекции  мелкой моторики рук. Детям очень трудно даётся обводка по трафарету, поэтому я даю чаще обводку геометрических фигур по контуру, закрашивание, штриховку, построение фигур по точкам. Детям очень нравится составлять геометрические фигуры по образцу из нескольких фигур. Раздаточный материал готовлю сама, используя яркие краски. На первых этапах работы составляем геометрические фигуры  из 2-3 частей, затем задания усложняются. Из 4-5 частей составляют только  трое. Хочу познакомить с некоторыми играми, которые я использую при изучении геометрического материала:

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Найди и назови.  Цель: закрепить умение  находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 3-5 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

Поводя итог, можно с уверенностью сказать, что  включение игр  в структуру  урока  помогает овладеть сенсорными эталонами, закрепить, уточнить ранее полученные знания и повысить активность учащихся на уроке.

     Таким образом, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись  в  следующих направлениях:

          а) осуществлять индивидуальный подход к детям;

          б) предотвращать наступление утомления;

          в) в процессе обучения следует использовать те методы,  с  помощью

которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

          г)  во  время  работы  с  детьми  этой  категории  учитель  должен

проявлять особый педагогический такт.  Важно  подмечать  и  поощрять  успехи

детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные  силы  и

возможности;

          д)  обеспечить  обогащения  детей  математическими   знаниями  

(используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Литература

 1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. - №1.

2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во    вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.

3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией. Москва, 1994.

4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

5. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва,2008.

7. Кондратьева С.Ю. Познаём математику в игре.  – СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2011.

8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Просвещение. Учебная литература. Москва, 1996.

9. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва,

    «Просвещение», 1996.

10. Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

11. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 1989.

12. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.

13.Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся.

    Начальная школа. - № 11. - 2008.

14.Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_urok_mat-ki_interesnym.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
  VIII вида».

Выступление на тему

«Как сделать урок математики интересным».

 

                                                                             Учитель начальных классов

                                                         Кузнецова М.Е

 

Тальменка

В общей системе подготовки школьников с ОВЗ к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощиМатематика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому, на уроках математики так необходим индивидуальный подход к учащимся. Работая дифференцированно с каждой группой учащихся, учителю легче осуществлять индивидуальный подход к детям с различными математическими способностями.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Можно использовать следующие методы обучения учащихся с ОВЗ на уроках математики:

- Объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

  На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

     Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.

    Рассматривая развитие математических способностей младших школьников при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что:

У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.

Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита как и перечисленные выше компоненты математических способностей.

Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

     Учитывая   особенности   детей   олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер. Трудность  обучения  состоит   в   том,   что   учителям   нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей  с  нарушением интеллекта учебного материала мало. Важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.

    Одним из путей осуществления индивидуального подхода в изучении математики является метод беседы. Беседа наиболее распространена при обучении в начальных классах. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Вопрос стимулирует внимание ребенка, позволяет осуществлять руководство познавательной деятельностью. Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не играет особой роли. Цель беседы на данном этапе - закрепить математические понятия у ребенка, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят репродуктивный характер.

Приведу пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения.

Учитель предлагает:

. Найди сумму чисел 80 и 7.

. Увеличь 53 на 4.

. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?

. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел?

Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика.

Перечислю эти приемы.

 Использование демонстрационных карточек.

Учитель показывает две карточки с числами и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:

Найди сумму этих чисел.

Найди разность этих чисел.

Увеличь число 80 на 2, на 20.

Уменьши число 80 на 2, на 20.

После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашивает:

- Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.

       . Работа с перфокартами.

Ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно.

После выполнения задания учитель проводит беседу.

- Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?

В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование перфокарт активизирует ребенка в процессе беседы.

      . Использование индивидуальных карточек с числами.

У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученик поднимает карточку с соответствующим числом (ответ).

*8 (24)     *5 (30)      *2 (16)

      . Использование сигнальных карточек.

Учитель предлагает ребенку вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает - красную.

   Овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми  способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Эти функции мыслительной деятельности у умственно отсталых детей недостаточно развиты. Такие дети имеют очень небольшой общественный опыт, не владеют способами его усвоения. У них ограниченный запас наблюдений, бедный словарный запас, отмечается общее недоразвитие речи. Дочисловые знания их несовершенны. Большинство умственно отсталых детей испытывают трудности в сравнении предметов по размерам, не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине (длинный, короткий, равные (одинаковые), разные по длине, длиннее – короче, высокий – низкий, широкий – узкий и т.п.), нередко употребляемые детьми слова не отвечают предметному содержанию.

   Усвоив названия числительных по порядку, умственно отсталые дети могут допускать ошибки при пересчете конкретных предметов, особенно, если они расположены в непривычном для них положении на плоскости или в пространстве (сверху вниз, наклонно по отношению к краю листа бумаги, вразброс и т.д.), при счете от любого заданного числа в прямом и особенно обратном порядке. Узнавая и правильно называя цифры по порядку, такие дети ошибаются при предъявлении их вразброс, не соотносят цифру с соответствующим числом и предметным множеством, не владеют специфической математической лексикой.

  В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать заключения. Всё это способствует коррекции мышления.

Дидактические игры и занимательные упражнения для закрепления понятий о размерах: большой – маленький:

    1.Подбери по величине.

Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров – большие и маленькие.

Содержание игры. Учитель кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – 3 маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее их число.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек). Поэтому ее целесообразно проводить во внеурочное время.

    2.Игра с пирамидкой.

Материал игры: пирамида.

Содержание игры. Кольца пирамиды учитель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 4 – 5 детей.

Первый ребенок берет самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо», следующий ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше», и т.д. Последний – кладет самое маленькое кольцо. Если ребенок ошибется, то  он пропускает ход и получает фант. По окончании игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, кто не имеет фантов или имеет их меньше всех. Он и собирает пирамидку, нанизывая на подставку одно кольцо за другим.

    3.Что в руке? 

Материал игры: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).

Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки: большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

В данной игре, помимо закрепления понятий большой – маленький, закрепляются и пространственные представления, развивается моторика, тактильные ощущения.

    4. У какой цифры больше фантиков?

Материал игры: набор цифр, фантики.

Содержание игры. Учитель просит построиться перед классом трех-четырех учеников. Каждый получает табличку с цифрой и коробочку. Из класса вызываются ученики с фантиками. Вызванный ученик должен положить в коробочку первому ученику число фантиков, соответствующее его цифре. Следующий отсчитывает фантики второму ученику и т.д. Класс проверяет. В конце игры идет сравнение. У какой цифры фантиков больше? Почему? На сколько больше?

В данной игре, кроме закрепления соотношения количества и цифры, учащиеся учатся сравнивать числа по величине.

Временные понятия и отношения.

Временные представления у умственно отсталых детей формируются значительно позже и качественно отличаются от представлений нормальных детей. Умственно отсталые дети часто не знают дней недели, почти не владеют временной терминологией, не могут представить того,что время течёт не останавливаясь и его течение необратимо, не могут соотнести временные понятия с конкретными жизненными событиями, их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны.

Временные понятия трудны для усвоения, т.к. очень специфичны из-за:

1)невозможности восприятия времени органами чувств;

2)косвенного измерения времени;

3)обилия временной терминологии;

4)отличной от десятичной системы счисления.

Игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления у детей:

      1. Закрой пустые клеточки.

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями частей суток, листы бумаги, на которых нарисованы четыре пустые клетки, равные по величине табличкам.

Содержание игры. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся находят табличку с названием этой части суток и закрывают ею первую клетку на листе бумаги.

Последующие клеточки учащиеся должны закрыть самостоятельно. В конце игры проводится проверкаю

Неделя, последовательность дней недели:

     2. Поставь стрелку правильно!

Материал игры:  большой картонный круг (для учителя), разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такой же круг, но меньшего размера у ребёнка.

Содержание игры.   Учитель ставит стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье.

Ученик должен на своём круге поставить стрелку на тот день, который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.

Последовательность времён года:

     3. Назови время года.

Материал игры: карточки с названием времени года.

Содержание игры. Учитель показывает карточку с названием времени года (например, весна). Ученик должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному.

Какое это время года?

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями времен года; у учителя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года.

Содержание игры. Учитель показывает картину, а ученик называет время года, которому соответствует эта картина. Один из учеников объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным названием.

Определение времени по часам:

     4. Который час?

Материал игры: циферблаты часов.

Содержание игры. Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время.

В а р и а н т  1. Учитель на циферблате ставит стрелки и, обращаясь к учащимся, спрашивает: «Который час?» Учащиеся на циферблатах своих часов устанавливают то же время, называют который час и показывают свои часы. Ученику, правильно определившему время, дается жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

Примечание.  В IV классе, когда учащиеся познакомятся с двойным обозначением времени, на вопрос: «Который час?» – они дают два ответа. Например, часы показывают 4 часа. Учитель называет учащимся часть суток. Например: «Сейчас день». Учащиеся должны ответить: «4 часа дня, или 16 часов».

Порядковый счет в прямой и обратной последовательности

      5. Освободи птичку.

Материал игры: клетки с птичками, дерево с пазами.

Содержание игры. Птички находятся в клетке. Ученик берет ту птичку, которая ему больше понравилась. В кармашке птички задание, например: «Посчитай от 5 до 10. Назови числа меньше 3. Считай от 6 обратно» и т.д. Если ученик правильно ответил на вопрос, то птичка летит на дерево; если ученик ошибся, то птичка снова возвращается в клетку.

     6. Сбежавшие числа.

Материал игры: таблички с числами.

1

3

6

9

11

13

16

19

2

6

10

14

Содержание игры. Учитель вывешивает на доске готовые таблицы (или чертит их на доске), в клетки которых надо вписать пропущенные цифры (или числа). Ученики должны подметить закономерность в записи цифр (или чисел) и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома».

Выигрывает тот, кто впишет или вставит в таблицу пропущенные числа правильно.

Соотношение чисел в числовом ряду:

     7. Делаем молча.

Материал игры: набор табличек с цифрами, геометрические фигуры.

Содержание игры. Основное условие игры: ученик, пользуясь дидактическим материалом, должен давать ответы на задания учителя, при этом не произнося ни одного слова. Учитель предлагает задания, а ученики выполняют их. Например:

число, которое стоит после 3 (ученики молча показывают табличку с цифрой 4);

число, которое стоит перед 6;

число, которое стоит между 4 и 6 (13 и 15);

число на 1 меньше (больше) 5 (18);

покажи такую же фигуру (показывает круг);

покажи соседей числа 6 слева, справа.

В конце игры подводятся итоги.

Состав чисел 1-го и 2-го десятка:

      8. Пройди в ворота.

Материал игры: таблички с цифрами или предметы – флажки, шары, палочки.

Содержание игры.  Два ученика держатся за руки, образуя ворота. В сцепленных руках табличка с числом, состав которого изучают. Остальные учащиеся получают или таблички с цифрами, или предметы.  По команде «Пройди в ворота» каждый ученик должен найти себе пару, причем такую, чтобы в сумме число предметов (флажков) или чисел составляло число над воротами. Например, над воротами число 8. У ученика три флажка. Он отыскивает ученика с пятью флажками. В ворота пропускаются только те ученики, которые правильно встали в пару.

Примечание. Умственно отсталых школьников,  особенно с ослабленными процессами торможения,  команда возбуждает. Они начинают суетиться и забывают о главной задаче: отыскать пару так, чтобы можно было пройти в ворота. Они хватают первого попавшегося ученика и бегут к воротам. Поэтому, когда игра проводится впервые, следует ее упростить. Все ученики стоят, а один выходит и ищет себе пару. Затем выходит второй по порядку и ищет пару. И так до тех пор, пока все варианты состава данного числа не исчерпаны. Если игра повторяется, то те, которые выбирали пару, стоят, а те, которые раньше стояли, выбирают пару.

Сложение и вычитание с числами первого и второго десятков:

     9. Расти, расти, лесок!

Содержание игры. Учитель предъявляет учащимся примеры устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока ещё лесок реденький; расти, расти, лесок!»

Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой лес».

    10. Кто из них прав?

Материал игры: куклы, наборное полотно, таблички с цифрами.

На наборном полотне выставляются изображения: Буратино, матрешки, мартышки.

Содержание игры. Учитель пишет на доске или составляет из цифр на наборном полотне пример и предлагает решить его учащимся: 5-3 (11-3). Около кукол учитель ставит таблички с цифрами. Это ответы. Например, на табличках 3, 2, 1. Учитель спрашивает: «Кто из них прав? Кто решил пример правильно? Учащиеся должны доказать правильность ответа одной из кукол, решая пример с помощью дидактического материала.

        Говоря о гибкости мыслительных процессов,  можно  сказать,  что  у детей классов  коррекции   она  развита  на  самом  низком  уровне.  Им   очень   трудно переключаться  от  одной  умственной  операции  к   другой,   нужен   отдых. Утомляемость  этих  детей  повышена.  Без  наглядных  пособий,  шаблонов   и трафаретов,  которыми  в  основном   пользуются   учителя,   детям   труднее воспринимать материал. Проявление  математической  памяти  в  её   развитых   формах   не наблюдается.  Дети  запоминают  цифры,  операции  с  трудом.  Математическая память находится на низком уровне. Этим детям Аргинская И.И рекомендует  использовать  геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы,  выполнять

предлагаемые задания в наглядно-действенном плане,  что  облегчает  учащимся

достижение успеха.  Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Эти знания  закрепляются и углубляются на протяжении всего обучения. У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью целостный образ предметов и объектов формируется  очень медленно. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного использования на практике различных способов, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.

Рассмотрим основные методические приёмы  к формированию и закреплению у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о форме.    

Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур ребенок учится различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе — различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние. Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям с интеллектуальной недостаточностью  очень сложно.      

 Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной форме. Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек».

       Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.

       Действуя путем проб и примеривания,  ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

       В дальнейшем дети способны узнавать форму предметов. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.

      Исследование возможностей восприятия формы детьми с интеллектуальной недостаточностью показали, что гораздо труднее им дается выбор однородных предметов заданной формы, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Характерным примером является проталкивание предметов разной формы в несоответствующие отверстия «Почтового ящика» (например, примеривание круга к квадратному отверстию и др.).

       В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом. Использование предметов разной формы из ближайшего окружения ребенка: блюдце, пуговица, мяч (круглые); флажок, морковь (треугольные); яйцо, огурец (овальные); платок, печенье, салфетка (квадратные); портфель, книга, тетрадь, полотенце (прямоугольные) — делает эту деятельность более доступной и интересной.

       Овладению эталонами формы способствует конструирование. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать. Вся работа строится последовательно: от обучения конструированию по расчлененному образцу к нерасчлененному образцу, когда дети самостоятельно определяют не только количество, форму и величину необходимых деталей, но и последовательность выполнения постройки. Весь материал преподносится в небольшом объёме, доступном понимании многими учащимися. При изучении геометрического материала создаются условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается и компонуется по объёму и степени сложности. Дети овладевают определёнными геометрическими понятиями только на самом элементарном уровне. Уровень овладения геометрическими понятиями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием. Развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корректируются операции сравнения, анализа, синтеза. Создаются условия для коррекции памяти, внимания, речи. Для формирования этих понятий  я использую часто геометрический материал. На уроке я могу задавать такие вопросы:

- Покажи все круги. Назови их цвет.

- Покажи все квадраты. Назови их цвет.

- Покажи все треугольники. Назови их цвет.

- Посчитай,  сколько кругов, квадратов, треугольников.

- Покажи такую же фигурку и такого же цвета.

 При формировании пространственных представлений каждый ребёнок получает индивидуальные карточки разного цвета «Ориентировка на листе бумаги», деревянные геометрические фигурки или раздаточный материал с яркими геометрическими фигурками. Многократно отрабатываем такие понятия, как

« справа» – « слева», «рядом», «около», « между», «за», посередине».

   Для усиления коррекционно - развивающей  направленности обучения на уроках я использую предметно - практическую деятельность, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера – для коррекции  мелкой моторики рук. Детям очень трудно даётся обводка по трафарету, поэтому я даю чаще обводку геометрических фигур по контуру, закрашивание, штриховку, построение фигур по точкам. Детям очень нравится составлять геометрические фигуры по образцу из нескольких фигур. Раздаточный материал готовлю сама, используя яркие краски. На первых этапах работы составляем геометрические фигуры  из 2-3 частей, затем задания усложняются. Из 4-5 частей составляют только  трое. Хочу познакомить с некоторыми играми, которые я использую при изучении геометрического материала:

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Найди и назови.  Цель: закрепить умение  находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 3-5 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

Поводя итог, можно с уверенностью сказать, что  включение игр  в структуру  урока  помогает овладеть сенсорными эталонами, закрепить, уточнить ранее полученные знания и повысить активность учащихся на уроке.

     Таким образом, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись  в  следующих направлениях:

          а) осуществлять индивидуальный подход к детям;

          б) предотвращать наступление утомления;

          в) в процессе обучения следует использовать те методы,  с  помощью

которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

          г)  во  время  работы  с  детьми  этой  категории  учитель  должен

проявлять особый педагогический такт.  Важно  подмечать  и  поощрять  успехи

детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные  силы  и

возможности;

          д)  обеспечить  обогащения  детей  математическими   знаниями  

(используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Литература

 1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. - №1.

2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во    вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.

3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией. Москва, 1994.

4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

5. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва,2008.

7. Кондратьева С.Ю. Познаём математику в игре.  – СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2011.

8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Просвещение. Учебная литература. Москва, 1996.

9. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва,

    «Просвещение», 1996.

10. Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

11. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 1989.

12. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.

13.Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся.

    Начальная школа. - № 11. - 2008.

14.Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать урок русского языка интересным?

Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш...

Как сделать урок интересным?

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе  прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету....

Как сделать родительское собрание интересным (из опыта работы)

Каждый классный руководитель мечтает ,чтобы родители были его союзниками, с удовольствием шли на родительские собрания, с нетерпением ждали их. Надеюсь, мой опыт окажет кому-то помощь на пути осуществ...

Статья на тему "Как сделать урок интересным"

В статье говорится об универсальных дидактических играх, которые можно использовать на любых уроках в начальной школе....

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным?

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к ру...

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.После этого он может начинать урок(Хенрик Джон Кларк)...

Как сделать урок обучения грамоте интересным?

Введение          Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, ...