Внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность младшего школьника в 4 классе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

На сегодняшний день одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В 4 КЛАССЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….6

1.1. Современное состояние и проблемы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника………………………...6

1.2. Основные характеристики составляющих здорового образа жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника……………………………………………………………………….13

Выводы по первой главе……………………………………………………….23

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В 4 КЛАССЕ………………………………………………………………………….24

2.1.Определение уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в 4 классе……………………………………..24

2.2.Формирование ценностного отношения к здоровью при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника …..……….29

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника ….…………………….34

Выводы по второй главе…………………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ……………………...43

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…………………………………………...45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….......46

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что одной из главных задач развития страны должно стать формирование здорового поколения. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О неотложных мерах по обеспечению здорового населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и др.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит  формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, формулируется базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.

Современная педагогическая наука рассматривает спортивно-оздоровительную деятельность в школе как одно из эффективных средств воспитательного воздействия на младшего школьника. Использование всего арсенала средств и методов физического воспитания в работе с младшими школьниками обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическим упражнениями занимают одно из ведущих мест.

Обращение к спортивно-оздоровительной деятельности в школе не случайно, поскольку оно рассматривается современной психолого-педагогической наукой как способ предупреждения отклонения в поведении, способствующий воспитанию физических, нравственно-этических качеств, связанных с формированием гармонично развитой личности.

Цель исследования: на основе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения средств спортивно-оздоровительной деятельности в школе и определить условия их эффективного использования.

Объект исследования: спортивно-оздоровительная деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: организация  спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника в 4 классе.

Гипотеза исследования: Формирование здорового образа жизни  учащихся в младшем школьном возрасте средствами спортивно-оздоровительной деятельности  будет эффективной, если:

  • положена в основу спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника личностно-ориентированные подходы при применении комплекса  методических приемов;
  • уточнена специфика спортивно-оздоровительной деятельности в 4 классе;
  • определена система воспитательной работы  с учащимися 4 класса с  использованием способов сбережения и укрепления здоровья;

Проверка эффективности гипотезы исследования требует решения следующих задач:

  1. Провести анализ на основе изучения теоретической литературы,  педагогического опыта в целях формирования здорового образа жизни во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.
  2. Раскрыть содержание, организацию внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.
  3. Экспериментально проверить эффективность средств спортивно-оздоровительной деятельности, ориентированной на формирование здорового образа жизни.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теоретико-методологические положения о сущности формирования здорового образа жизни (В.А.Сухомлинский), концептуальные положения о ценностях (В.А.Сластенин), сохранение и укрепление подрастающего поколения (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий), первые исследования в области валеологии (М.В.Ломоносов).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения указанных задач и проверки гипотезы использован комплекс теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ, осмысление передового опыта по проблеме; педагогическое наблюдение, комплексная диагностика с использованием анкетирования; количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Этапы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической, валеологической, спортивной литературы по исследуемой проблеме.
  2. Проведение опытно-экспериментальной работы, в процессе которого осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты.
  3. Осуществление обработки и анализа, обобщения результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности, содержания, характеристик спортивно-оздоровительной деятельности, в определении критериев и показателей уровней проявления ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в определении содержания  и организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении и организации внеурочной деятельности.

База исследования: экспериментальная работа была проведена на базе начальной школы МОБУ СОШ им. С.Т.Аксакова д.Старые Киешки Кармаскалинского района Республики Башкортостан.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, глоссария по персоналиям и категориального аппарата, списка используемой литературы и приложений.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Современное  состояние и проблемы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности по формированию здорового образа жизни младшего школьника

Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей, оно продолжает ухудшаться. Причины этого явления общеизвестны: экологические и климатические факторы, неблагоприятные факторы школьной среды, невысокий уровень культуры здоровья населения.

Сегодня науке и просвещению предъявлен социальный заказ – заказ на поиск путей сохранения здоровья людей. Этот заказ адресован педагогической общественности, институтам семьи, работникам школ – именно эти люди все острее начинают понимать свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое здоровье подрастающего поколения [15,26].

21 век в эволюции человека будет периодом HOMO VALIENS (человека здорового). Это говорит о величайшей ответственности взрослого как «носителя культуры» перед маленьким ребенком, входящим в мир. Взрослый воздействует своими словами и мыслями на психику ребенка, что отражается на здоровье ребенка [10,14].

В системе общечеловеческих ценностей особое место занимает спортивно-оздоровительная деятельность, культура жизни его физического состояния. Спортивно-оздоровительная деятельность формируется в течение всей жизни и определяет уровень культуры здоровья человека, уровень его жизненных способностей. В современных условиях развития нашего общества она должна стать потребностью физического совершенствования каждого человека. Уровень физической культуры личности определяется характером, структурой и направленностью мотиваций физической активности человека.

Спортивно-оздоровительная деятельность включает знания о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, правилах повышения работоспособности организма, формах отдыха и снятия усталости, двигательной активности и ее социальной, нравственной и эстетической ценности [12,47].

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основополагающей задаче государственной политики федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Педагогически правильно организованная спортивно-оздоровительная деятельность способствует совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Исходя из программы, целью работы коллектива школы является создание условий для укрепления здоровья, приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически [24, 87].

Физическое развитие призвано возбуждать у школьников потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также создавать условия для повышения влияния последних на умственное, нравственное и эстетическое воспитание. В этом смысле физическое развитие выступает как многогранный процесс организации активной познавательной и спортивно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях спортом, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно- гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни. Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т. д.

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач: [29,28].

 - содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

 - развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты;

 - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.);

 - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся;

 - приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

Эффективность воспитания и обучения зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов в 18 веке написал обращение [25,35]  «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущества и богатство всего государства».

М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.В.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, [3,14] что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость  творчества. Опыт  убедил  нас  в  том,  что  примерно  у  85%  всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое  состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание,  чаще  всего  совершенно незаметное и  поддающееся  излечению  только  совместными  усилиями  матери, отца, врача и учителя.” Учителя начальной школы – именно  им  доверены  дети того возраста, когда формируется гармонически развитая  личность.  Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное  в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика».

 «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов». Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному [21,38].

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни создает условия для нормального течения физиологических психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

При таком образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено. Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, а продолжительность жизни сокращается[1, 94] .

Основной задачей формирования здоровья должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействие социальными факторами. Школа же сегодня должна стать и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества [12,51].

Для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного, душевного и социального благополучия.

Таким образом, здоровый образ жизни – цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная системы поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности ребенка, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья.

Здесь важно реально оценивать возможности школы и учитывать то, что лучше качественно, на высоком уровне проводить спортивные занятия. Можно в начальной школе провести динамический час, вывести малышей на прогулку после третьего урока. Очень важно, чтобы на спортивно-оздоровительных занятиях работа велась со всеми тремя группами здоровья – основной, подготовительной и медицинской, с учетом физических возможностей этих ребят и медицинских показаний [23,54].

Спортивно-оздоровительная деятельность не должна быть только бегом на стометровку под тиканием секундомера. Физическое развитие ребенка и все «зачетные показатели», достигаемые ребенком по мере его взросления, необходимо соотносить с индивидуальными особенностями каждого ребенка, состоянием его здоровья и физического развития. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ведь для кого-то отжаться 20 раз  легко, а для кого-то и два раза – победа над собой. Порой комплексы неполноценности у взрослого человека своими корнями уходят в тот урок, когда он на виду у всего класса не смог подняться по канату. Поэтому очень важно, чтобы как на физкультуре, так и на других занятиях учитывались индивидуальные достижения развития школьников. Для этого должны быть созданы условия, когда, например, на спортивно-оздоровительных занятиях дети могли бы заниматься по разным программам, в разных залах. Текущие показатели их достижений должны соотноситься с теми, с которыми они пришли в школу[16,38].

Для того чтобы  занятия со спортивно-оздоровительной деятельностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил.

  1. средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
  2. постепенность наращивания интенсивности и длительности. При низкой тренированности добавления должны составлять 3-5%  в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше.
  3. разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7-12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое  количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.
  4. систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма.

Спортивно-оздоровительные занятия для ребенка должны быть занятием радости от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается. Сравнение с успехами другого ребенка, у которого другие потенциальные возможности организма, состояние здоровья и уровень физического развития, абсолютно некорректно. Все это предполагает новые условия организации большего количества игровых видов спорта. Изменение в стандарте второго поколения заложены, потому что уже сегодня задумываются о том, какой наша школа станет завтра, к чему необходимо стремиться [4,68].

Спортивно-оздоровительные соревнования по продуманной организации могут объединить детей с разными возможностями здоровья. Надо актуализировать идею «команда-класс», когда каждый школьный класс (или почти весь класс) представляет команду. Не все могут быть чемпионами, но школа должна дать каждому ребенку возможность участвовать в соревновании, бороться за победу, ощущать себя востребованным членом команды, почувствовать дух товарищества, лидерства, сопричастности.

1.2. Основные характеристики составляющих здорового образа жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника.

Сегодняшние дети будут представлять население России в 21 веке. Вызывает тревогу наличие негативных тенденций в состоянии их здоровья, ведь от этого зависит качество всей последующей жизни подрастающего поколения.

“Учитель многое может, и, если все, что  он  может  сделать  для укрепления здоровья  школьников,  он  осуществляет,  дети  вырастут  такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и  здоровыми”.  Так  высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах [20,45].

Здоровье  –  важнейший  фактор  работоспособности  и   гармонического развития человеческого, а особенно детского организма.  Понятие  здоровья  в настоящее  время  рассматривается  не  только  как  отсутствие  заболевания, болезненного  состояния,  физического  дефекта,  но  и   состояние   полного социального,  физического   и   психического   благополучия.   В   “Основных направлениях реформы общеобразовательной и  школы”  указано, что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение  росло физически развитым, здоровым,  жизнерадостным,  готовым  к  труду  и  защите Родины. В  реформе  также  нашли  отражение  итоги  научных  исследований  в области гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности  учебы в начальной школе на один год – важная  мера  по  предупреждению  перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной  жизни.  Уменьшение  наполняемости классов  поможет  учителю  более  внимательно,  индивидуально  подходить   к каждому ученику, создавать благоприятный психологический  климат  в  классе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии  здоровья детей. Забота о  здоровье  подрастающего  поколения  всегда  была  одной  из важнейших  задач  всего  народа.  Строительство   новых   школьных   зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы  медицинского обслуживания,   регулярные   медицинские   осмотры   учащихся,    проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое  привело к значительному улучшению  состояния  здоровья  школьников,  их  физического развития [5,55].

Но несмотря на  достигнутые  успехи,  нынешнее  состояние  здоровья  и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не  могут. Результаты  массовых   обследований   и   анализ   обращаемости   заболевших школьников к врачам позволяют  определить  наиболее  распространенные  среди детей болезни: ОРВИ, хронические  тонзиллиты,  бронхит,  воспаление  легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы,  аллергические  заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты  зрения  и  другие нарушения состояния здоровья.

Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит  от них самих,  а  следовательно  от  учителя  и  родителей.  Педагог,  а  также родители должны внушать детям не только,  что  это  нужно,  надо  заниматься своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть  причину. В “Основных направлениях  реформы  общеобразовательной   школы”  сказано:  “Необходимо,  чтобы  каждый  школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и  медицины,  смолоду  знал  свой организм и умел поддерживать его в  порядке”.  Только  тогда  ребенок  будет ответственно подходить к своему здоровью[15,35].

Огромное  значение  имеет спортивно-оздоровительная  работа,  целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех  детей  в  лыжные  прогулки,  занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию),  закаливание,  рациональное общественное  питание  школьников.  Однако, к сожалению, в современной школе на уроке физической культуры очень часто не обучают занимающихся, независимо от состояния их здоровья,  правильному закреплению и использованию полученных «оздоровительных» знаний, умений и навыков.

Для успешного овладения учащимися навыками спортивно-оздоровительной деятельности необходимо соблюдение обязательных требований при организации данной деятельности. Учитель должен:

а) иметь представление о физических возможностях учащихся, уровне их реакции организма на нагрузку;

б) знать методы контроля за функциональным состоянием организма детей ;

в) знать методику проведения восстановительных процедур, правила профилактики травматизма и правила оказания доврачебной медицинской помощи;

г) уметь ставить цели и задачи при организации оздоровительной деятельности, знать дозировку нагрузки и время выполнения упражнений;

д) уметь показывать доступные младшим школьникам по их возрасту и подготовленности физические упражнения: оздоровительные – направленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; профилактические – в период «межсезонных» школьных заболеваний.

Использование различных форм физического воспитания способствует разнообразию активного досуга, приобщению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Оздоровительная гимнастика представляет собой комплексы несложных упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 минут перед началом  рабочих действий, разминку, последовательно активизирующую функциональные системы организма. Большое значение имеет специфическая психомотороная настройка на основные действия, если трудовая или творческая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений. Комплексы упражнений специализируются, если основные трудовые операции следуют в определенном двигательном темпе и ритме. Из упражнений важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, которые достигаются не имитаций самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений [16,44]

Физкультпаузы и физкультминутки являются кратковременными сеансами выполнения физических упражнений и применяются преимущественно в качестве активного отдыха (обычно  с музыкальным сопровождением, иногда в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению работоспособности) в интервалах, паузах, перерывах между учебными занятиями, работой. Они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой целесообразное переключение на действия иного типа по сравнению с основными операциями, способны повысить работоспособность, особенно когда начинает сказываться утомление. Физкультурная пауза, в отличие от физкультминутки, продолжается 8-10 минут и включает  6-8 упражнений. Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления, после 3-4 урока и во время выполнения домашних заданий в режиме продленного дня и дома.

Кроме гимнастических упражнений в физкультурную паузу включают подвижные игры, спортивные развлечения, прогулки [9,139]

Оздоровительная ходьба – самый доступный вид физических упражнений. Она может быть рекомендована людям всех возрастов, имеющим различную подготовленность и состояние здоровья. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Путем ходьбы можно снять напряжение, успокоить нервную систему. Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличении объема сердца и венозного возврата крови к сердцу.

Ходьба  является  сложнокоординированным  двигательным  актом,   управляемым нервной  системой.  Она  осуществляется  при  участии  практически   всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно  точно  дозировать  и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При  отсутствии  других физических нагрузок ежедневная минимальная  норма  нагрузки  только  ходьбой для  молодого  мужчины  составляет  15  км,  меньшая  нагрузка  связана   с развитием гиподинамии.

Ходьба как средство сохранения здоровья была внесена в медицинские трактаты уже в IV в. до н.э. Диоклес рекомендовал еще в те далекие времена совершать перед восходом солнца прогулку на 1-2 км [19, 97]

 Оздоровительный бег оказывает всестороннее воздействие на все функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппарат и психику. Недаром  в Древней Элладе, колыбели Олимпийских игр, был рожден лозунг: «Если хочешь быть сильным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть умным – бегай!». Хорошим правилом для регулирования темпа бега и длины дистанции служит так называемый «разговорный тест»: если во время бега занимающиеся могут разговаривать, то, значит, все в порядке: бег можно продолжить в том же темпе и не прерывать его. Если же говорить во время бега трудно, следует замедлить темп и перейти на ходьбу [19,97]

Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего  сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Плавание – незаменимая коррегирующая гимнастика. Благодаря симметричности движения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным коррегирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.

Плавание является хорошим средством воздействия на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведет к увеличению объема крови при плавании. Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе – сопротивление воды [11, 16]

Ходьба на лыжах. Если при ходьбе, беге и езде на велосипеде вовлекаются в работу преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу помимо нижних конечностей вовлекаются мышцы верхних конечностей и туловища. В качестве основного метода оздоровительной тренировки следует использовать равномерный, который тренирует общую выносливость. Ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани. Вовлечение в работу большой группы мышц, четкий ритм движений, длительной пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания.

Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.) [7,15]

 Езда на велосипеде является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему.  Ритмичное педалирование увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить не менее 3 раз в неделю, безостановочно в течение, как минимум, 30 минут.

Прыжки со скакалкой укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног. Для того чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта, необходимо прыгать не менее 15 минут за тренировку, не менее 3 раз в неделю [22, 48]

Ритмическая гимнастика- это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемы под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом.

Разносторонне воздействовать на занимающихся различного возраста, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно, проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений с упражнениями, отягощенных весом внешних предметов и в сопротивлении, а также использование различных тренажеров.

Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры [12,24]

 Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:

  1. улучшить дыхание во время выполнения упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.
  2. совершенствовать дыхательный аппарат поддерживать на высоком уровне его работоспособность.
  3. выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

Основой дыхательных движений является правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождения их от воздуха, обедненного кислородом, при выдохе. Для здорового человека достаточно 0-15 минутного полного дыхания в день. Полное дыхание оказывает на организм очень разнообразное воздействие: укрепляются и оздоравливаются все органы дыхания, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуется кровяное давление. Положительно оно влияет и на нервную систему: улучшает настроение, снимает чувство тревоги, придает уверенность в себе.

Спортивные и подвижные игры. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива [20,24]

Игры благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, физическому развитию, развивают наблюдательность. Наиболее доступными и интересными для учащихся начальных классов являются подвижные игры: «Мы  - веселые ребята», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Волк во рву», «Через кочки и пенечки»,  «День и ночь», «Альпинисты», «Зайцы в огороде», «Вызов номеров», «Подвижная цель» и др.  Спортивные игры по сравнению с подвижными требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих. Наиболее распространенными спортивными играми для начального общего образования являются баскетбол, пионербол, футбол.

Спортивный час  используется в качестве активного отдыха. Методически правильное использование ежедневного спортивного часа способствует повышению умственной работоспособности и двигательной активности, совершенствованию двигательных навыков, разученных на уроках физической культуры, развитию физических качеств и воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

На самостоятельные игры и развлечения рекомендуется отводить 35-50 % времени спортивного часа. Мальчики чаще выбирают футбол, баскетбол, настольный теннис, хоккей, а девочкам больше нравятся пионербол, «перестрелка», прыжки через скакалку и др. Немаловажно включение в программу спортивного часа народных игр, которые в последнее время забываются [25,94]

Таким образом, использование различных средств способствует разнообразию активного досуга, приобщению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение двигательной активности учащихся, укрепление здоровья, созданию положительных эмоций, которые способствуют умственной работоспособности, успешному усвоению знаний.

Однако суммарная двигательная активность, полученная на уроках физической культуры и в ходе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, недостаточна для покрытия биологической потребности учащихся в движении, и поэтому необходимо создать в школе условия для работы кружков и спортивных секций во второй половине дня. Это позволит добавить учащимся еще не менее двух часов двигательной активности в неделю.

Вывод по первой главе

Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возлагается основная организующая деятельность на протяжении всего срока обучения в ней детей.

Ребенок должен выходить из школы с укоренившимися привычками здорового образа жизни. От того насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность человека.

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно-воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия.

Выполнение такого заказа требует поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса, и прежде всего в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием полноценной личности, уже но могут быть решены только традиционными средствами. Важно увидеть потенциальные, нереализованные возможности более полного удовлетворения социальных запросов.

Одну из таких возможностей мы видим в вовлечении учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность

   Спортивно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы – одна из важных составляющих двигательной активности учащихся  младшего школьного возраста. К ней относятся: физкультминутки, дыхательная гимнастика, ритмическая гимнастика, плавание, подвижные перемены, спортивный час, подвижные игры и соревновательные задания во время прогулок на воздухе и др. Каждая из этих форм решает свои частные задачи, но все вместе они направлены на оздоровление детей, снятие психического напряжения, создание условий для разностороннего физического развития.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 В 4 КЛАССЕ

2.1.Определение уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

Целью опытно-экспериментальной работы является определение уровня сформированности представлений у школьников о здоровом образе жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.

Для определения уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни необходимо опираться на требования ФГОС 2 поколения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1 этап был направлен на определение уровня сформированности представлений у младших школьников о здоровом образе жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности  младшего школьника в 4 классе.

2 этап был направлен на формирование ценностного отношения к здоровью при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника  в 4 классе.

3 этап был направлен на определение эффективности использования педагогических методик на  формирование ценностного отношения к здоровью при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника в 4 классе.

В исследовании приняли участие   8 учащихся из 4  класса начальной школы МОБУ СОШ д. Старые Киешки Кармаскалинского района Республики Башкортостан.

Таблица 1

Список учеников 4-го класса

Ф.И.О.

1

Байгильдин Булат

2

Вакилова Лиана

3

Мугаллин Зиннур

4

Сафина Сюмбель

5

Сальникова Екатерина

6

Хайретдинов Азат

7

Якупова Аделина

8

Булякова Элина

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о здоровом образе жизни, их готовности к ведению собственного здорового образа жизни, включая их представления о состоянии здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к здоровому образу жизни. В итоге получили следующие результаты.

Анкета

На выявление представлений детей о здоровом образе жизни

Таблица 2

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов уч-хся

Число %

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Нужно заниматься спортом

2

25%

2

Нужно закаляться

2

25%

3

Есть фрукты, овощи

2

25%

4

Нужно не болеть

1

12%

5

Быть здоровым

1

12%

2

Что ты знаешь о своем здоровье?

1

Мое здоровье –отличное

3

37%

2

Не очень хорошее: часто болит голова

3

37%

3

Удовлетворительное

2

26%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

1

Ничего не беспокоит

3

37%

2

Постоянно болею

2

26%

3

Простуда

3

37%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1

Пропусков нет

1

12%

2

Пропуски каждый месяц

7

88%

3

Пропуски каждую неделю

--

---

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Нет

6

76%

2

Да

1

12%

3

Иногда

1

12%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

3

37%

2

Лишь бы не ругали

2

26%

3

Без желания

3

37%

7

Чувствуешь ли ты усталость после уроков?

1

Очень устаю

1

12%

2

Всегда

1

12%

3

Иногда

4

60%

4

Не очень устаю

2

265

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

Понятие о здоровом образе жизни у учащихся отождествлено с понятием «здоровье»,  причем 25% учащихся считают, здоровый образ жизни – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия здоровый образ жизни. То же самое можно сказать и о 12% учащихся, которые считают, что здоровый образ жизни – «нужно быть здоровым». Но 69% учащихся имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 37% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 37% учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 26% считают, что у них здоровье «удовлетворительное».

К занятиям на уроках физической культуры учащиеся относятся положительно, 37% детей занимаются спортом «с полной отдачей. Следовательно, большинство учащихся третьего класса склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так как всего лишь 12% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 12% - лишь иногда,, также 76% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса.

Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о здоровом образе жизни мы выявили 4 уровня их решения.

Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о здоровом образе жизни как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес и стремление к расширению знаний.

Средний уровень: имеется элементарные представления о компонентах здорового образ жизни, учащиеся ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких –либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к здоровому образу жизни носит систематический характер.

Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основанном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному здоровому образу жизни почти не проявляется.

Низкий уровень: неспособен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах здоровья даже на уроке обыденного знакомства.

Таблица 3

Уровень сформированности представлений у школьников

о здоровом образе жизни

Уровень сформированности о здоровом образе жизни

количество

%

1

Высокий уровень

1

12%

2

Средний уровень

2

26%

3

Поверхностный уровень

2

26%

4

Низкий уровень

3

36%

В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 12% учащихся класса, среднему уровню 26% учащихся, к поверхностному уровню соответствует 26% учащихся, к низкому уровню 36% учащихся.

Гистограмма 1

Уровень сформированности представлений у школьников

 о здоровом образе жизни

Таким образом, установлено, что большинство учащихся четвертого класса находятся на низком уровне сформированности представлений о здоровом образе жизни. Чтобы поднять уровень сформированности о здоровом образе жизни, необходима систематическая целенаправленная работа со стороны учителя.

2.2.Формирование ценностного отношения к здоровью при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника  в 4 классе.

С целью формирования у младшего школьника в 4 классе  ценностного отношения к здоровью использовались: система занятий, направленных на формирование осознанных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, развитие умений и навыков здоровьесбережения.

 С опорой на  ФГОС  2 поколения разработано тематическое планирование внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на период 2009-2010 года.

На внеурочную деятельность выделяется 10 часов в неделю. Из них на спортивно-оздоровительную деятельность 3 часа.

Таблица 4

Тематическое планирование внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на период 2009-2010 учебного года

 с опорой на ФГОС .

(4 класс)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

с

е

н

т

я

б

р

ь

1ч. Беседа на тему «Режим дня»

1ч. «Мой режим дня» Рассказы детей о своем режиме дня.

1ч. Прогулки на свежем воздухе

1ч. Игры на свежем воздухе «Давай играть вместе»

1ч. Беседа «Ритмы жизни».

1ч. Футбол

1ч. Игры-соревнования «Веселые старты»

1ч.Анкетирование  «Здоровый образ жизни»

1ч. Игра «пионербол»

1ч. Беседа «Умственный труд школьника»

1ч. Туристический пеший поход в лес

1ч. Спортивные состязания «Богатырская застава»

о

к

т

я

б

р

ь

1ч. Классный час «Хозяин ли я своего здоровья»

1ч.Фольклорные подвижные игры

1ч. Творческая работа «Здоровый образ жизни»

1ч.Анкетирование «Тревожность»

1ч соревнование «Самый сильный, самый смелый»

1ч. Туристический поход  в поле на велосипеде

1ч. Игры на свежем воздухе

2ч. Работа с родителями «Здоровье ребенка в руках взрослых»

1ч. Беседа «Умственный труд школьника»

2ч. Экскурсия с физкультурно-оздоровительный комплекс «Йэшлек» (с. Кармаскалы)

н

о

я

б

р

ь

1ч. Классный час «Надо уметь сдерживать себя»

1ч. «В гостях у Мойдодыра» (сбор-игра)

1ч. Спорт. игра «Пионербол»

1ч.Спорт.праздник «Мама, папа, я – спорт.семья»

1ч. Классный час «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу»

1ч.Спортивная игра «мини-футбол»

1ч. Конкурс стихов

1ч. Эстафета «Собери урожай»

1ч. Беседа «Как отучить себя от вредных привычек»

1ч. Беседа «Я и мое здоровье»

1ч Мини-баскетбол

1ч. Анкетирование «Я и мое сердце»

д

е

к

а

б

р

ь

1ч. Классный час «Открытое сердце»

1ч. Катание на лыжах

1ч. Спартинейджер

1ч. Творческая работа «открытое сердце»

1ч. Зимние забавы (Орг. активного отдыха на открытом воздухе)

1ч.Анкетирование «Открытое сердце»

2ч. «Здоровье». Пословицы, поговорки, стихи.

1ч. Повторное анкетирование «Я и мое здоровье»

1ч. Футбол

1 ч. Анкетирование «Расти здоровым»

1ч. Спортивное соревнование «Зимняя Робинзонада»

1ч. Спартинейджер

я

н

в

а

р

ь

Посещение кружков.

Посещение кружков

1ч. Спортивный праздник «Взрослые и дети»

1ч. Беседа «Мы мальчики и девочки»

1ч. Катание на коньках.

1ч. Здоровое питание – отличное настроение (Адаптированная игра «Последний герой»)

1ч. Беседа «Безопасность при любой погоде»

1ч. Игра - соревнование «Если хочешь быть здоров»

1ч. Беседа с родителями «Я и моя здоровая семья»

ф

е

в

р

а

л

ь

1ч. Классный час «Учимся отдыхать»

1ч. Катание на коньках

1ч.Стартинейджер

1ч. День Здоровья

1ч. КВН «Наше

здоровье»

1ч. Проект «Мой дом – мой друг»

1ч. Беседа «О хороших привычках»

1ч. Катание на лыжах

1ч.Кл.час «Личная гигиена. Режим дня школьника»

1ч. Классный час «Мое поведение и мое здоровье»

1ч. Работа с родителями. «На контроле здоровья детей»

1ч. Лыжные прогулки

м

а

р

т

1ч. Конкурс рисунков «Наше здоровье в наших руках»

1ч. Классное мероприятие «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

1ч. День Здоровья

1ч. Спортивный праздник «Моя мама лучше всех»

1ч.Лыжные прогулки

Общешкольное соревнование по пионерболу, волейболу, баскетболу

1ч. Эстафета «Мы строим дом»

1ч. Театрализованная постановка «Огонек здоровья»

1ч. День подвижных игр

а

п

р

е

л

ь

1ч. Конкурс плакатов «Берегите здоровье»

2ч. Игра «Светофор здоровья»

1ч. Беседа «Стрессовые ситуации»

2ч. Игры на свежем воздухе

1ч. Мероприятие «Путешествие в страну здоровья»

1ч. «Тропа Здоровья»

1ч. Ключик счастья, или новые приключения Буратино (Театрализованное представление)

1ч. Классный час «Умеем ли мы правильно питаться?»

1ч. Народные игры

м

а

й

1ч. Именная эстафета

Викторина «Олимпийский урок»

1ч. Подвижные игры

2ч. Правила безопасности поведения на воде

2ч. Экскурсия в спортивную школу «Йэшлек» (с.Кармаскалы)

1ч. Правила общения с огнем

1ч. Пешеходный туристский поход в лес

1ч. Подвижные игры

1ч.Подведение итогов по проделанной работе за год

В организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в четвертом классе учителем использовался комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного, соглашательного, потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить индивидуализации личности, что является непременным условием формирования здорового образа жизни.

На занятиях необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья. Валеологизация обучения и воспитания в исследованном классе осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанию культуры общения, культуры умственного труда, создание условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о здоровом образе жизни, созданию оптимальных гигиенически условий и др.

Для выявления динамики процесса формирования здорового образа жизни младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».

Обучению детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с самого раннего детства, - актуальная задача современного образования.

В школе хорошо поставлена спортивно-оздоровительная работа, в которой заинтересованы классные руководители, учитель физкультуры, воспитатели ГПД, родители. Кроме уроков физической культуры, дети привлекаются в спортивные секции: волейбол, баскетбол, настольный теннис. По этим видам спорта проходят соревнования в рамках школы и за ее пределами.  В соответствии с планом, в школе среди младших школьников были проведены легкоатлетический кросс «Золотая осень», «День бегуна», «День прыгуна», турнир по футболу, шашкам, кубок по пионерболу. Были также проведены спортивные соревнования, такие как «Сильные, ловкие, смелые» между командами 3-4 классов, семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». В рамках программы ОБЖ был организован «День защиты детей» среди 1-11 классов.

Итогом любой педагогической деятельности должны стать позитивные изменения, происходящие с детьми. Например, количество пропущенных уроков по болезни снизилось. Четвероклассники в школьных соревнованиях и эстафетах занимают первые места в своей возрастной группе, по мини-футболу – 2 место, в осеннем кроссе – 1 и 2 места.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с родителями, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи спортивно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

С целью повышения информированности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ними проводились индивидуальные и групповые беседы «Здоровые дети – наше будущее», «Семья и школа: сохраним здоровье наших детей» и др.,  в ходе которых обсуждались способы оптимизации деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы, варианты снижения риска возникновения переутомлений и стрессов у школьников,  отмечалась необходимость позитивного воздействия примера со стороны родителей на поведение школьников; были определены способы согласования деятельности семьи и школы в процессе укрепления здоровья детей.

Все вышеназванные мероприятия были направлены на изменение отношения детей к проблеме здоровья вообще и собственного здоровья.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника в 4 классе

С целью определения эффективности проведенных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни при внеурочно-спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника в 4 классе, было проведено повторное анкетирование.

Данная работа предполагала решение следующих задач:

1. Выявить уровень сформированности представлений младшего школьника о здоровом образе жизни при внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.

2. Сопоставить результаты проведенного повторного анкетирования с данными   первого констатирующего эксперимента.

Для выявления изменения представлений детей о здоровом образе жизни, их видение собственного здорового образа жизни, стремление к здоровому образу жизни мы еще раз предложим им анкету «Я и мое здоровье». В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.

Таблица 5

Анкета

на выявление представлений детей о здоровом образе жизни.

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов уч-хся

Число %

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье

5

63%

2

Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым

3

37%

2

Что ты знаешь о своем здоровье?

1

Мое здоровье –отличное

3

37%

2

Не очень хорошее: часто болит голова

3

37%

3

Удовлетворительное

2

26%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

1

Ничего не беспокоит

4

50%

2

Болит голова

2

25%

3

Другие болезни

2

25%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1

Пропусков нет

3

37%

2

Пропуски каждый месяц

5

63%

3

Пропуски каждую неделю

--

---

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Нет

2

25%

2

Да

4

50%

3

Иногда

2

25%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

7

88%

2

Не занимаюсь

1

12%

3

Без желания

---

7

Чувствуешь ли ты усталость после уроков?

1

Всегда

1

12%

2

Иногда

2

26%

3

Нет

5

62%

Проанализировав полученные результаты, можно  сказать,  что формирование у детей здорового образа жизни привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о здоровом образе жизни, о значении ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (88%) занимаются на уроке физической культуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 76%. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 50% учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 25% иногда болит голова, 37% учащихся не имеют пропусков занятий по болезни.

Необходимо заметить, что формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время занятий, оказало благоприятное влияние на здоровье учащихся: 62% детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 26% устают иногда.

Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 24% учащихся класса, среднему уровню – 60%, поверхностному – 12%, низкому – 12%.

Таблица 6

Уровень сформированности  представлений у школьников

о здоровом образе жизни

Уровень сформированности о здоровом образе жизни

Констатирующий срез

Контрольный срез

Динамика

1

Высокий уровень

12%

24%

+12

2

Средний уровень

50%

60%

+10

3

Поверхностный уровень

26%

12%

-14

4

Низкий уровень

12%

12%

---

Гистограмма 2

Уровень сформированности  представлений у школьников

о здоровом образе жизни

Таким образом, проследив динамику процесса формирования здорового образа жизни учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся 4 класса здоровый образ жизни свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

Выводы по 2 главе.

Для определения уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни необходимо опираться на требования ФГОС 2 поколения. На основе этих требований была составлена тематическое планирование по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младшего школьника в 4 классе.

Чтобы оценить уровень сформирования у детей здорового образа жизни была составлено  и проведено анкетирование.

По итогам организационной спортивно-оздоровительной деятельности, включающей систему занятий, профилактических бесед, была проведена диагностика, направленная на выявление сформировавшихся в результате работы представлений детей о здоровом образе жизни, их готовности к ведению здорового образа жизни, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношения к физической культуре и стремления к здоровому образу  жизни.

На основе анализа результатов было выявлено четыре уровня сформированности здорового и безопасного образа жизни: высокий, средний, поверхностный, низкий.

Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способноси к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о здоровом образе жизни как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес и стремление к расширению знаний.

Средний уровень: имеется элементарные представления о компонентах здорового образ жизни, учащиеся ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких –либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к здоровому образу жизни носит систематический характер.

Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основанном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному здоровому образу жизни почти не проявляется.

Низкий уровень: неспособен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах здоровья даже на уроке обыденного знакомства.

В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 17% учащихся класса, среднему уровню 48% учащихся, к поверхностному уровню соответствует 17% учащихся, к низкому уровню 18% учащихся (по отношению к началу формирующего эксперимента).

Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что работа по тематическому планированию внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности с опорой на ФГОС 2 поколения с применением различных видов мероприятий способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни младших школьников.

А значит, выдвинутая нами гипотеза, подтверждается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы идет процесс смены образовательной парадигмы: предлагаются новые педагогические идеи и концепции, вариативное содержание начального образования насыщается различными программами и учебниками, обеспечивающими развитие у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи.

В этих условиях проблема преодоления перегрузки учащихся, сохранения и укрепления их здоровья стоит особенно остро. Несмотря на то что современные  учебно-методические комплекты располагают большими возможностями для сохранения и укрепления здоровья детей, нельзя полагаться только на них.

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего. Современное состояние здоровья и физическое развитие школьников свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системе их физического воспитания. Разработка и осуществление неотложных мер по модернизации спортивно-оздоровительной деятельности, реконструкции здравоохранения и системы физического воспитания школьников становится важнейшей социальной проблемой.

Современное состояние здоровья и физическое развитие школьников свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системе их физического воспитания. Разработка и осуществление неотложных мер по модернизации спортивно-оздоровительной деятельности, реконструкции здравоохранения и системы физического воспитания школьников становится важнейшей социальной проблемой.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Проведение мероприятий по тематическому планированию исследуемого класса способствовало:

- развитию у детей представления о ценности здоровья и здоровом образе жизни;

- формированию потребностей вести здоровый образ жизни;

- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

- повышению уровня здоровья детей.

Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, во-вторых, стремления к управлению своим собственным здоровьем.

Полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребности в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Анализ результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья к, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Это еще раз указывает на актуальность валеологического образования школьников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекции своего образа жизни.

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ

Здоровье – оптимальное (нормальное) развитие всех органов и систем целостного человеческого организма, обеспечивающее активную жизнедеятельность человека в конкретно-исторических условиях его жизни. Здоровье означает наличие у человека полноценного, гармонически развитого и физического, психического и нравственного состояния, обеспечивающих  высокую продолжительность жизни и позволяющих людям полноценно выполнять свои социальные роли, общественную и прежде всего производственную деятельность.

Здоровый образ жизни – целостный способ жизни и деятельности людей в различных сферах общественной жизни.

Физическая культура –  особая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека.

Физическое развитие – процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных качеств и способностей под воздействием факторов природного и социального влияния: наследственности, окружающей среды, воспитания, образа жизни, медицинского обслуживания, условий и содержания труда, общефизической и спортивной подготовки.

Спортивно-оздоровительная деятельность – использование всего комплекса средств физической культуры в целях преобразования биологический и социальной природы человека в соответствии с возникающими потребностями. Ее структура чрезвычайно сложна и представляет собой действенный комплекс  социально-экономических, политических, юридических, экологических, организационно-технических, производственно-экономических, образовательных, культурно-воспитательных, гигиенических, медицинских и других мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности школьников и на повышение продолжительности активной жизни людей.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый уровень двигательных навыков и физической работоспособности организма, необходимых человеку для освоения или выполнения определенного уровня вида деятельности.

Спорт – специфическая форма физического воспитания, характеризующаяся соревновательной деятельностью. Спорт- это неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, связанных с преодолением возрастающих трудностей, сложный комплекс межличностных отношений.

Физическое развитие - это биологический процесс, характеризующий становление и изменение форм и функций организма человека. В узком значении – это антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, емкость легких, осанка и др.

Физическим воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области культуры и спорта.

Ценности – это материальные объекты или идеальные понятия, важность и необходимость которых осознается отдельными представлениями социума или обществом в целом и характеризуется стремлением сохранить их, по возможности приумножить.

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ

Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог. Создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.

Джон Локк (1632-1704) – английский деятель. В своем труде «Мысли о воспитании» уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский ученый. Исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам.

В.А.Сухомлинский (1918-1970) – является крупнейшим педагогом, практиком и теоретиком нашего столетия. Его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

К.Д.Ушинский (1842-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.

М.В.Ломоносов (1711-1765) внес большой вклад в развитие российской педагогической мысли. Он создал ряд учебных книг: «Риторика», «Российскую грамматику» и другие.

З.А.Хуснутдинова – работает заведующей кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности в Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы. Имеет  множество работ по теме формирования здорового образа жизни и сохранении здорового поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцибор Т.К. Особенности организации педагогического процесса в начальной школе. – 1990.
  2. Атрашенко А.Н., Аладко А.Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2008. - №1.
  3. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников // Классный руководитель. –  2007. - №5.
  4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. М.: Физкультура и спорт. – 1990.
  5. Бородкина Г.В. Здоровье как достижимое качество личности // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2009. - №10.
  6. Бородкина Г.В. Как сохранить здоровье ребенка (Посик решения проблемы) // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2009. - №8.
  7. Ведерникова Т.В. Физическая культура в младших классах // Начальная школа. – 2001. - №12.
  8. Васильева О.С., Журавлева Е.В. исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону. – 1997. - №3.
  9. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс. – 2009.
  10. Гогунов Р.Т.Психологические основы в физическом воспитании и спорте. – М.: Академия. – 2006.
  11. Горбушина С.Н., Хуснутдинова З.А. Школа призвана формировать здоровый образ жизни // Экономика и управление. – 2002. - №5.
  12. Горячев С.И. Здоровье детей – категория педагогическая // Воспитание школьников. – 1999. - №1.
  13. Данилов А.В. Оздоровительная тренировка на лыжах // Современные проблемы обучения и воспитания физической культуре в условиях модернизации. – 2007.
  14. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5кл. М.: ВАКО. – 2004.
  15. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах. Ростов-на-Дону: Феникс. – 2008.
  16. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2006. №12.
  17. Закон  РФ «Об образовании» // Школа. – 1996. - №5.
  18. Здоровый образ жизни – залог здоровья / Под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа. – 1987.
  19. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО. – 2002.
  20. Кривошеина И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2009. - №2.
  21. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб. – 1997.
  22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт. – 1991.
  23. Маханаева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  24. Моторина Л.Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. – 2005.- №10.
  25. Менчинская Е.А. Дневник здоровья как средство преодоления перегрузки младших школьников // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2008. - №2.
  26. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель. – 2009.
  27. Педагогика: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия. – 2003.
  28. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. -№8.
  29. Физическая культура / Под ред. Е. В.Конеевой. – Ростов-на-Дону «Феникс». – 2006.
  30. Формирование здорового образа жизни 1-4 классы. Классные часы / авт. / сост. Т.И.Магомедова, Л.Н.Канищева. Волгоград: Учитель. – 2007.
  31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е издание. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-оздоровительное занятие для младших школьников: «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим!»

Разработка данного занятия служит формированию положительного отношения к здоровому образу жизни и режиму дня. А также воспитывает интерес к занятиям физической культурой....

Спортивно-оздоровительная работа с младшими школьниками

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников...

Организация проектной деятельности младших школьников (мастер-класс).

Мастер-класс посвящён воспитанию у младших школьников чувства сопричастности к истории родного города через погружение в проектную деятельность....

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Спортивно-оздоровительные игры для младших школьников

Картотека спортивно-оздоровительных игр для младшего школьного возраста. Используется в урочной и внеурочной деятельности....

Спортивно-оздоровительное занятие для младших школьников. Тема: «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим!»

На уроке осуществляется формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и режиму дня....