Методическое объединение учителей начальных классов "Диагностика в начальной школе"
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы МБОУСОШ №27 2013-2014 уч.год
Что такое «педагогическая диагностика»? Современное общество ставит перед образованием новые задачи. На первый план выходит развитие ребёнка, его продвижение по дороге познания мира относительно себя прежнего. Но возникает вопрос: как отследить развитие каждого ученика, его интеллектуальное продвижение на разных этапах обучения в школе? Ведь от этих знаний во многом зависит построение личностно-ориентированного учебного процесса. Одним из таких инструментов для учителя может стать педагогическая диагностика . Диагностика - эффективный инструмент для проектирования педагогической деятельности, учитывающей продвижение каждого ученика в классе.
Показатели готовности детей к обучению Физическая Интеллектуальная Личностная Оценивают медики состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Оценивают психологи
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
Что такое педагогическая диагностика? Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика призвана: во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.
Педагогическая диагностика представляет собой совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
В чём же отличие заданий педагогической диагностики от контрольных и прочих проверочных работ? Во-первых, педагогическая диагностика определяет не только то, что именно усвоил или не усвоил ученик, но и показывает, почему он это не усвоил. Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.
Во-вторых , выполнение диагностических заданий даёт возможность не только установить разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение ученика в языковом и математическом развитии; Задание №1. Среди данных слов подчеркни: только существительные: зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье только прилагательные: белить, белизна, белый, беленький только глаголы: утихать, тишь, удар, ударить, бег, бежать
В -третьих, позволяет определить насколько сформирована у школьника учебная деятельность, то есть на каком уровне (репродуктивном или продуктивном) усвоены те или иные знания. Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.
Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная. По алгоритму последовательности: предварительная (вводная), промежуточная, итоговая (конечная). Цель вводной : выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы. Цель промежуточной : оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. Цель итоговой : выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.
Принципы педагогической диагностики : 1. Принцип систематичности. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения. 2. Принцип объективности Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д ), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся. 3. Принцип наглядности. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ. 4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и тд ) – например, диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений. 5. Принцип системности 6. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.
Диагностическая карта обучающихся № п / п Фамилия, имя Русский язык математика Безударные гласные в корне слова Парные зв\глухие согласные в слове Непроизносимые согласные в корне О,Ё после шипящих и Ц в им. сущ. Правописание ъ и ь знаков Безударные падежные окончания в сущ. Правописание НЕ с глаголом Ь знак после шипящих в глаголах Безударные личные окончания гл (спр) Безударные родовые окончания глаголов Ь знак на конце после шипящих у сущ. Правописание числительных Правописание наречий Морфологический разбор сущ Морфологический разбор глагола Морфологический разбор прил. Десятичная система счисления Сложение и вычитание мн. чисел Деление на много.число Умножение на многоз. число Решение задач на движение Решение уравнений Нахождение Р, S фигуры Деление с остатком Сложение и вычитание величин Порядок действий в выражениях Геометрический материал Астахова Анастасия + + * * + + + + * + + * + + + * + + + + + + * + + + + Андреева Мария + + + * + * + + * + + + + + + * + + + + + + * + + + + Гузь Владислав * + + * + * + * * * + * * * - * + + * + + * * * * + + Обух Даниил * + * * + * * - * * + - - * - * + + - * * - * * * + + Олефиренко Инна * + + * + * * * * + + * * * * * + + + + + + * * * + + Рубцов Илья * + * * + * * * * * + * * * * * + + * + + * * * * + + Спицына Наталья + + + * + * + + * + + + * + * * + + * + + + * * * + + Юркин Арсений + + + * + + + + + + + + + + + * + + + + + + + + + + +
Диагностическая карта ученика 1 класса по итогам 1 четверти № Лингвистическое развитие Математические представления Навык письма Звуковой анализ ( хар -ка звуков) Вид чтения Составление рассказа Речевое развитие Общие понятия Вычислительные навыки Величины Представление о задаче Собл.каллиграфических требования Списывание печатных букв на рукописные Сам. работа по тв звука по мягк звука по буквам слоговое Целыми словами по илл-ции по набл- нию Словарный запас Развернутый ответ Пересказывает прочитан ное Связь между рез. действий Прямой/обратный счет Сравнение чисел + в пределах 10 - в пред 10 Написание цифр Наз.геометр . фигур Понимание смысла
Мониторинг-карта развития Класс старт 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс подг.гр. / начало у.г. 1е полугод 2е полугод 1е полугод 2е полугод 1е полугод 2е полугод 1е полугод 2е полугод Учебный год 201 _ - 201_ 201 _ - 201_ 20 _ - 201_ 201 _ - 201_ Параметры развития /показатели развития (оцениваются по уровням развития) Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Общая осведомленность Работоспособность во время занятий Организация деятельности и внимания на занятиях: Принимает ситуацию занятия, усидчив. Выполняет задания до конца, способен не отвлекаться в течение урока. Способен самостоятельно действовать по инструкции взрослого и по наглядному образцу. Переключается на новые требования при переходе от задания к заданию. Продуктивность запоминания: (проверяется при поступлении в 1 класс, в остальных при необходимости) Может запомнить 6-8 предметов при однократном предъявлении 10 секунд. Может запомнить 8-9 не связанных между собой слов при 4-х кратном повторении. Пересказывает содержание короткого рассказа. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация (заполняется при поступлении в 1 класс) Ориентируется в реальном пространстве, умеет правильно определять отношения предметов (ниже – выше, слева – справа, перед, за, внутри, под, рядом, около и т.п.) Может назвать словами местонахождение предмета по отношению к себе Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор Может находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме); дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу Штрихует и раскрашивает рисунки, не выходя за контуры Хорошо развита рука, ребенок уверенно владеет карандашом, кистью, ножницами Учебная мотивация при поступлении в школу Желание идти в школу Понимание важности и необходимости учения Сформированность УУД учащегося: Познавательные УУД ( общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем) Способен самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера Умеет анализировать информацию с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Фамилия, Имя ученика Предложение Орфография Орфограммы 2 класса % Заглавная буква Окончание предложения Грамматическая основа Замена букв, искажение букв Пропуск букв Безударная гласная в корне слова Зв./глух. в корне слова Непроизносимые согласные Правописание предлогов Правописание приставок Качество Обученность Андреева М Астахова А. Гузь В Деменко А Обух Д Олефиренко И Рубцов И Спицына Н Юркин А Итоговый диктант 2 класс Классификатор ошибок
Что такое диагностика? “Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”. Д. Добсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:"Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :"Личностно - ориентированный подход в обучении в начальной школе".
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...