Мастер-класс "Творческая мастерская слова"
учебно-методический материал на тему
Мастер – класс
«Творческая мастерская слова друг»
Цели:
Учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным, совершенствовать свои коммуникативные умения.
Оборудование:
пословицы о дружбе, о друге; «Толковый словарь» Ожегова, костюмы для инсценировок стихотворений «Требуется друг», «Мяч»; «Словарь синонимов» Львова; распечатки с текстами и фразеологизмами; аудиозапись песни «Настоящий друг», Музыки «Время вперёд», песни В.Высоцкого «Песня о друге»; учебник литературного чтения «Любимые страницы» О.В. Кубасовой, презентация.
Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас к общению в педагогической мастерской, но
В мастерской есть условия эффективной работы : (музыка : «Время вперёд»)
· участвуй, будь открыт и активен;
· высказывай свою точку зрения в диалоге;
· общайся продуктивно;
· уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
· будь готов к совместному творчеству,;
· создай настроение счастья, радости и поддержки
Вы готовы принять данные условия?
Я предлагаю Вашему вниманию творческую мастерскую слова…друг.
Наш девиз: Мы не задаём вопросов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Творческая мастерская слова" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31
имени А. П. Жданова»
Мастер – класс
«Творческая мастерская слова
друг»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31 имени
А.П. Жданова»
Явкина Валентина Алексеевна
г. Братск
2014г
Мастер – класс
«Творческая мастерская слова друг»
Цели:
Учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным, совершенствовать свои коммуникативные умения.
Оборудование:
пословицы о дружбе, о друге; «Толковый словарь» Ожегова, костюмы для инсценировок стихотворений «Требуется друг», «Мяч»; «Словарь синонимов» Львова; распечатки с текстами и фразеологизмами; аудиозапись песни «Настоящий друг», Музыки «Время вперёд», песни В.Высоцкого «Песня о друге»; учебник литературного чтения «Любимые страницы» О.В. Кубасовой, презентация.
Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас к общению в педагогической мастерской, но
В мастерской есть условия эффективной работы : (музыка : «Время вперёд»)
- участвуй, будь открыт и активен;
- высказывай свою точку зрения в диалоге;
- общайся продуктивно;
- уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
- будь готов к совместному творчеству,;
- создай настроение счастья, радости и поддержки
Вы готовы принять данные условия?
Я предлагаю Вашему вниманию творческую мастерскую слова…друг.
Наш девиз: Мы не задаём вопросов
1. Введение в проблему.
Прочитайте пословицы о дружбе и друге.
Запись на доске:
Без друга на душе вьюга.
Один за всех и все за одного.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
Вдруг не станешь друг.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друг познаётся в беде.
Какие мысли, чувства они вызывают?
2. Далее идёт представление проблемы.(работа с материалом, информацией, опытом отношений)
-Запишите слово друг.
-Подберите и запишите в
1 столбик | 2 столбик | 3 столбик |
«Семью» родственников этого слова. | Синонимы к слову друг (близкие по смыслу слова) | Запишите любые словосочетания с данным словом. (работает зал) |
Дружба, приятель хороший
дружный, товарищ добрый
дружок, отзывчивый
дружище чуткий
дружить внимательный
замечательный
настоящий
преданный
-Зачитайте словосочетания 3 столбика. Спасибо.
-Зачитайте слова синонимы к слову друг.
Позвольте спросить:
- Раз это слова с одинаковым лексическим значением, можно ли между ними поставить знак равенства?
-Обратимся к «Толковому словарю».
ДРУЖБА–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
ДРУГ – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
ПРИЯТЕЛЬ–близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
ТОВАРИЩ–человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п., а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
У детей появились новые знания, они ими делятся.
В этот момент и происходит «Разрыв» между старым и новым пониманием проблемы.
Очень важно продумать кульминационный момент мастерской.
1) Сейчас о жизни двух товарищей мы узнаем из рассказа Л. Н. Толстого.
Прочитайте текст.
ДВА ТОВАРИЩА.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: …
Л. Н. Толстой
-Этот случай рассказан не до конца. Что произошло дальше? (слушаем предположения)
Идёт чтение оригинала.
- Отвечая на вопросы, характеризуя поступки героев, прошу использовать в своих ответах пословицы и фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (3 слайд)
1. БЫТЬ В ОТВЕТЕ.
2. ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ.
3. ОДИН КАК ПЕРСТ.
4. ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ.
5. ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ.
6. ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК.
7. СВИНЬЮ ПОДЛОЖИТЬ.
8. ПЫЛЬ В ГЛАЗА ПУСКАТЬ.
9. УМЫТЬ РУКИ.
10. ШАПКУ В ОХАПКУ И БЕГОМ.
Работа с залом
- Как поступил товарищ, который спрятался на дерево? (5, 6, 7, 8, 9, 10)
- Какой пословицей можно озаглавить этот текст? (Друг познаётся в беде.)
2). Обязательно должен быть пример из жизни.
Я предлагаю Вам прочитать рассказ М. Водопьянова «Один за всех, все за одного»
(Приложение 1)
-Как вы помогаете друг другу?
- Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, все за одного». Дети делятся своим опытом.
3) Предлагаю для просмотра небольшую инсценировку «Мяч».
(действующие лица: Хрюша, Мишка, Лиса, Заяц, Козёл)
Действие 1.
Хрюша радостно бежит с новым мячом к своим друзьям: Мишке, Лисе, Зайцу. Звери радуются: «Ура! Поиграем! Поиграем!»
Действие 2.
Хрюша: «Не дам! Можете мяч испортить!»
Действие 3.
Звери стыдят Хрюшу. Заяц: «Эх, ты! Жадина!»
Хрюша жалуется: «А Заяц драаазнится!»
Мишка: «А ты, Хрюша, не жадничай, тогда и дразнить не будут!»
Хрюша рассердился, передразнивает Мишку.
«А ты мне, косолапый, не указывай!»
Действие 4.
Друзья отворачиваются: «Не будем дружить с Хрюшей!»
Хрюша недоумевает и печально спрашивает: «Почему?»
Действие 5.
Козёл из-за забора (поучительно): «Не умееееешь, Хрюша, друуужбу берееееечь!».
- Что произошло с Хрюшей? (варианты фразеологизмов №3, 4, 8)
- Какой ему совет дадим? (Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Вдруг не станешь друг.) Согласны?
4). Прочтите ещё одну басню Л. Н. Толстого. «Отец и сыновья»
Приложение 2.
- Что нового вы открыли для себя? Полезен ли совет отца? А лично вам он может пригодиться? Какая пословица может выразить главную мысль произведения? (По прутику и всю метлу переломить можно. Один за всех и все за одного. Фразеологизм №1)
4. Сейчас настало время для построения собственных знаний в мастерской.
Я прошу написать мини-сочинения, которые начинаются у всех одинаково:
«Друг – это тот, кто…»
(работа с залом)
- Прошу Вас, поделитесь своими мыслями. (музыка Высоцкого)
- А легко ли найти такого друга, о котором вы пишете? Все ли могут?
5) Инсценировка стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – буду знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
- Что бы вы посоветовали главной героине?
5. И завершать работу следует общим анализом пережитого, понятого в себе.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг? Напишите эти качества.
(работа с залом)
ЧИТАЕМ!
Если дети затрудняются, то можно предложить словарь синонимов. (верный, надёжный, отважный, добрый, преданный)
- Поднимите руки, у кого в жизни есть настоящий друг? Спасибо. Я за вас рада.
В качестве подарка за хорошую работу в мастерской, за интересное общение предлагаю отдохнуть и спеть друг для друга детскую песню «Настоящий друг».
А сейчас, уважаемые коллеги, у вас 30 секунд, чтобы построить алгоритм педагогической мастерской.
Проверяем!
Алгоритм построения мастерской
Начало мастерской (индуктор) – идёт мотивация деятельности, включение в работу.
1 этап – работа с материалом, информацией, ситуацией, активизация познавательного процесса.
2 этап – «социализация» - обнародование идей, представление творческого продукта
3 этап – обращает участников мастерской к новой информации, сверка с научным источником, возникновение вопросов.
4 этап - испытание «разрыва» между старым и новым пониманием, преставлением, приводит к выдвижению гипотез – кульминационный момент мастерской.
5 этап «Афиширование» - построение собственных знаний в мастерской.
6 этап - рефлексивный – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Возможен выход на новые проблемы.
Приложение 1
М.Водопьянов «Один за всех, все за одного»
Выдающийся математик Лев Семенович Портнягин ослеп, когда был ещё учеником начальной школы. Была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.
Удручённый внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было его учить музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.
Однажды домой пришли Лёвины товарищи.
- Почему Лёва не ходит в школу? – спросили они мать слепого мальчика.
- Как же он будет ходить? – удивилась та.
- А мы его будем провожать, пока не привыкнет!
- Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?
- А мы поможем, всем классом поможем! – твёрдо заявили ребята.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Портнягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт проводит учитель. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась ещё больше. Он научился писать, пользуясь трафаретом. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения, вместо одной пары глаз у него было 25 – глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Портнягин с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет.
И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всём помогали юноше, который ничего не видел. Портнягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.
Приложение 2
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья по одиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Л. Н. Толстой.
№ п/п | Алгоритм построения мастерской |
работа с материалом, информацией, ситуацией, активизация познавательного процесса. | |
создание творческого продукта, социализация т.е. предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. | |
обращает участников мастерской к новой информации, сверка с научным источником, возникновение вопросов. | |
испытание «разрыва» между старым и новым пониманием, преставлением, приводит к выдвижению гипотез – кульминационный момент мастерской. | |
«Афиширование» - построение собственных знаний в мастерской. | |
рефлексивный – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Возможен выход на новые проблемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление).
Урок « Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания». Урок проводила учитель I квалификационной категории Тырыкина Светлана Юрьевна в 3 классе по программе «Планета Знаний» по у...
Презентация. Мастерская слова.
Мастер - класс "Мастерская слова"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...