Мастер-класс "Творческая мастерская слова"
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Мастер – класс

«Творческая мастерская слова друг»

Цели:

 Учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным, совершенствовать свои коммуникативные умения.

 

Оборудование:

пословицы о дружбе, о друге; «Толковый словарь» Ожегова, костюмы для инсценировок стихотворений «Требуется друг», «Мяч»; «Словарь синонимов» Львова; распечатки с текстами и фразеологизмами; аудиозапись песни «Настоящий друг», Музыки «Время вперёд», песни В.Высоцкого «Песня о друге»; учебник литературного чтения «Любимые страницы» О.В. Кубасовой, презентация.                          

 

Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас  к общению в педагогической мастерской, но

В мастерской есть  условия эффективной работы : (музыка : «Время вперёд»)

·        участвуй, будь открыт и активен;

·        высказывай свою точку зрения в диалоге;

·        общайся продуктивно;

·        уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;

·        будь готов к совместному творчеству,;

·    создай настроение счастья, радости и поддержки

Вы готовы принять данные условия?

Я предлагаю Вашему вниманию творческую мастерскую слова…друг.

Наш девиз: Мы не задаём вопросов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени А.  П. Жданова»

Мастер – класс

«Творческая мастерская слова

друг»

Автор:                                                                  учитель начальных классов

                                                                             МБОУ «СОШ №31 имени

                                                                             А.П. Жданова»

                                                                             Явкина Валентина  Алексеевна                

г. Братск

2014г

Мастер – класс

«Творческая мастерская слова друг»

Цели:

 Учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным, совершенствовать свои коммуникативные умения.

Оборудование:

пословицы о дружбе, о друге; «Толковый словарь» Ожегова, костюмы для инсценировок стихотворений «Требуется друг», «Мяч»; «Словарь синонимов» Львова; распечатки с текстами и фразеологизмами; аудиозапись песни «Настоящий друг», Музыки «Время вперёд», песни В.Высоцкого «Песня о друге»; учебник литературного чтения «Любимые страницы» О.В. Кубасовой, презентация.                          

Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас  к общению в педагогической мастерской, но

В мастерской есть  условия эффективной работы : (музыка : «Время вперёд»)

  • участвуй, будь открыт и активен;
  • высказывай свою точку зрения в диалоге;
  • общайся продуктивно;
  • уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
  • будь готов к совместному творчеству,;
  •    создай настроение счастья, радости и поддержки

Вы готовы принять данные условия?

Я предлагаю Вашему вниманию творческую мастерскую слова…друг.

Наш девиз: Мы не задаём вопросов

1. Введение в проблему.

Прочитайте пословицы о дружбе и друге.

Запись на доске:

Без друга на душе вьюга.

Один за всех и все за одного.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Вдруг не станешь друг.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друг познаётся в беде.

Какие мысли, чувства они вызывают?

2. Далее идёт представление проблемы.(работа с материалом, информацией, опытом отношений)

-Запишите слово друг.

-Подберите и запишите в

1 столбик

2 столбик

3 столбик

«Семью» родственников этого слова.

Синонимы к слову друг (близкие по смыслу слова)

Запишите любые словосочетания с данным словом. (работает зал)

Дружба,         приятель        хороший

дружный,        товарищ        добрый

 дружок,         отзывчивый

дружище        чуткий

 дружить        внимательный

        замечательный

        настоящий

        преданный

-Зачитайте словосочетания 3 столбика. Спасибо.

-Зачитайте слова синонимы к слову друг.

Позвольте спросить:

- Раз это слова с одинаковым лексическим значением, можно ли между ними поставить знак равенства?

-Обратимся к «Толковому словарю».

ДРУЖБА–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

ДРУГ – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

ПРИЯТЕЛЬ–близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.

ТОВАРИЩ–человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п., а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

У детей появились новые знания, они ими делятся.

В этот момент и происходит «Разрыв» между старым и новым пониманием проблемы.

Очень важно продумать кульминационный момент мастерской.

1) Сейчас о жизни двух товарищей мы узнаем из рассказа Л. Н. Толстого.

  Прочитайте текст.

                                           ДВА ТОВАРИЩА.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: …

                                                                          Л. Н. Толстой

-Этот случай рассказан не до конца. Что произошло дальше? (слушаем предположения)

Идёт чтение оригинала.

- Отвечая на вопросы, характеризуя поступки героев, прошу использовать в своих ответах пословицы и фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (3 слайд)

1. БЫТЬ В ОТВЕТЕ.

2. ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ.

3. ОДИН КАК ПЕРСТ.

4. ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ.

5. ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ.

6. ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК.

7. СВИНЬЮ ПОДЛОЖИТЬ.

8. ПЫЛЬ В ГЛАЗА ПУСКАТЬ.

9. УМЫТЬ РУКИ.

10. ШАПКУ В ОХАПКУ И БЕГОМ.

Работа с залом

- Как поступил товарищ, который спрятался на дерево? (5, 6, 7, 8, 9, 10)

- Какой пословицей можно озаглавить этот текст? (Друг познаётся в беде.)

2). Обязательно должен быть пример из жизни.

 Я предлагаю Вам прочитать рассказ М. Водопьянова «Один за всех, все за одного»

(Приложение 1)

-Как вы помогаете друг другу?

- Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, все за одного». Дети делятся своим опытом.

3) Предлагаю для просмотра небольшую инсценировку «Мяч».

(действующие лица: Хрюша, Мишка, Лиса, Заяц, Козёл)

 Действие 1.  

Хрюша радостно бежит с новым мячом к своим друзьям: Мишке, Лисе, Зайцу. Звери радуются: «Ура! Поиграем! Поиграем!»

Действие 2.

Хрюша: «Не дам! Можете мяч испортить!»

Действие 3.

Звери стыдят Хрюшу. Заяц: «Эх, ты! Жадина!»

Хрюша жалуется: «А Заяц драаазнится!»

Мишка: «А ты, Хрюша, не жадничай, тогда и дразнить не будут!»

Хрюша рассердился, передразнивает Мишку.

«А ты мне, косолапый, не указывай!»

Действие 4.

Друзья отворачиваются: «Не будем дружить с Хрюшей!»

Хрюша недоумевает и печально спрашивает: «Почему?»

Действие 5.

Козёл из-за забора (поучительно): «Не умееееешь, Хрюша, друуужбу берееееечь!».

- Что произошло с Хрюшей? (варианты фразеологизмов №3, 4, 8)   

- Какой ему совет дадим? (Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

Вдруг не станешь друг.) Согласны?

4).  Прочтите ещё одну басню Л. Н. Толстого. «Отец и сыновья»

Приложение 2.

- Что нового вы открыли для себя? Полезен ли совет отца? А лично вам он может пригодиться? Какая пословица может выразить главную мысль произведения? (По прутику и всю метлу переломить можно. Один за всех и все за одного. Фразеологизм  №1)

4. Сейчас настало время для построения собственных знаний в мастерской.

Я прошу написать мини-сочинения, которые начинаются у всех одинаково:

«Друг – это тот, кто…»        

(работа с залом)

- Прошу Вас, поделитесь своими мыслями. (музыка Высоцкого)

- А легко ли найти такого друга, о котором вы пишете? Все ли могут?

5) Инсценировка стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – буду знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

- Что бы вы посоветовали главной героине?

5. И завершать работу следует общим анализом пережитого, понятого в себе.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг? Напишите эти качества.

 (работа с залом)

ЧИТАЕМ!

 Если дети затрудняются, то можно предложить словарь синонимов. (верный, надёжный, отважный, добрый, преданный)

- Поднимите руки, у кого в жизни есть настоящий друг? Спасибо. Я за вас рада.

В качестве подарка за хорошую работу в мастерской, за интересное общение предлагаю отдохнуть и спеть друг для друга детскую песню «Настоящий друг».

А сейчас, уважаемые коллеги, у вас 30 секунд, чтобы построить алгоритм педагогической мастерской.

Проверяем!

Алгоритм построения мастерской

      Начало мастерской (индуктор) – идёт мотивация деятельности, включение в работу.

1 этап – работа с материалом, информацией, ситуацией, активизация познавательного процесса.

2 этап – «социализация» - обнародование идей, представление творческого продукта

3 этап – обращает участников мастерской к новой информации, сверка с научным источником, возникновение вопросов.

4 этап - испытание «разрыва» между старым и новым пониманием, преставлением, приводит к выдвижению гипотез – кульминационный момент мастерской.

5 этап «Афиширование» - построение собственных знаний в мастерской.

6 этап - рефлексивный – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Возможен выход на новые проблемы.

Приложение 1

М.Водопьянов  «Один за всех, все за одного»

Выдающийся математик  Лев Семенович Портнягин ослеп, когда был ещё учеником начальной школы. Была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удручённый внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было его  учить музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.

Однажды домой пришли Лёвины товарищи.

- Почему Лёва не ходит в школу? – спросили они мать слепого мальчика.

- Как же он будет ходить? – удивилась та.

- А мы его будем провожать, пока не привыкнет!

- Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

- А мы поможем, всем классом поможем! – твёрдо заявили ребята.

И они помогли. Каждый  вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к  Портнягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков рассказывал  ему, что написано на доске, какой опыт проводит учитель. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась ещё больше.  Он научился писать, пользуясь трафаретом. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка.  А для чтения, вместо одной пары глаз у него было 25 – глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Портнягин с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет.

И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всём помогали юноше, который ничего не видел. Портнягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.

Приложение 2

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.

Они легко переломали прутья по одиночке.

Отец и говорит:

 - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.

Л. Н. Толстой.

 № п/п

Алгоритм построения мастерской

работа с материалом, информацией, ситуацией, активизация познавательного процесса.

создание творческого продукта, социализация т.е. предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.

обращает участников мастерской к новой информации, сверка с научным источником, возникновение вопросов.

испытание «разрыва» между старым и новым пониманием, преставлением, приводит к выдвижению гипотез – кульминационный момент мастерской.

«Афиширование» - построение собственных знаний в мастерской.

рефлексивный – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Возможен выход на новые проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление).

Урок « Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания». Урок  проводила учитель I квалификационной категории Тырыкина Светлана Юрьевна в 3 классе по программе «Планета Знаний» по у...

Презентация. Мастерская слова.

Мастер - класс "Мастерская слова"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...