Фомирование контрольно-оценочной деятельности в 1 классе
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В статье идёт речь о приёмах формирования контрольно-оценочной деятельности в 1 классе, видах оценки и требованиях к оцениванию в условиях безотметочного обучения. А также несколько слов об одном из интерактивных средств контроля и проверки знаний PROClass.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-otsenochnaya_d-t_v_1_kl.ppt | 2.78 МБ |
fomirovanie_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап 2 этап 3 этап переход от дошкольного к школьному образованию совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества рефлексивный –– переход от начальной школы к основной 1-й класс 2-й класс – первое полугодие 4-го класса второе полугодие 4-го класса – 5-й класс Этапы становления действий контроля и оценки
Виды оценки Рефлексивная Ретроспективная самооценка ученика предшествует учительской оценке знания о собственном знании и незнании
безотметочная система обучения, системно-деятельностный подход , поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентация на методы учения школьников.
«Волшебные линеечки» «Лесенка» «Светофор» Словесное оценивание «Лист учебных достижений»
умение соотносить свою оценку с оценкой учителя; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
интерактивная система тестирования для оперативной проверки знаний обучающихся
Программное обеспечение Комплект оборудования Приемник сигналов Беспроводные пульты Установочный диск
«Активное обучение»- http://www.ae-school.ru Материалы для текущей и промежуточной оценки - https://sites.google.com
Предварительный просмотр:
Харитонова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов, высшей кв. категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя общеобразовательная школа № 37"
Семинар
" Контрольно – оценочная деятельность в образовательном процессе начальной школы "
Слайд 1
Формирование контрольно-оценочной деятельности в 1 классе
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Слайд 2
На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.
Этапы становления действий контроля и оценки
1 этап | 2 этап | 3 этап |
переход от дошкольного к школьному образованию | совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества | рефлексивный –– переход от начальной школы к основной |
1-й класс | 2-й класс – первое полугодие 4-го класса | второе полугодие 4-го класса – 5-й класс |
Контрольно-оценочная деятельность в 1 классе
Рассмотрим приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников в 1 классе.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
Слайд 3
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.
Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:
- выполнение самой работы,
- выработка критериев,
- оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
- проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
- соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
- обнаружение расхождений в оценке.
Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);
б) Рефлексивная оценка – это знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Основой рефлексивной оценки являются две способности:
- способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
- способность анализировать собственные действия.
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
Слайд 4
Таким образом, основными педагогическими условиями разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников должны стать:
- безотметочная система оценочная как основа, с одной стороны, для изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно-познавательной составляющей, с другой стороны, построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;
- поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;
- ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться.
Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе.
Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).
Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).
Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;
3)оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;
6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные результаты, но и на метапредметные и личностные результаты, его познавательную активность;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений детей в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.
Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).
Слайд 5
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении
Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе.
В условиях безотметочного обучения главная задача – отследить продвижение ребенка в освоении необходимых знаний, умений и навыков.
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью:
- «Волшебной линеечки» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. (Этот приём полезно освоить не только учителям начальной школы, но и учителям, работающим в 5 – 6 классах.) Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также то, что он способствует формированию адекватной самооценки.
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь. При чем на первых порах лучше использовать два цвета для создания ситуаций успеха.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
Уровень достижения конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений» («Лист индивидуальных достижений»), который полезно завести для каждого ребёнка. Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении планируемых результатов. Рассчитаны такие Листы на четверть.
Листы индивидуальных достижений дают учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют традиционные отметки. Такая схема более трудоёмка, чем выставление отметок, но она и лучше отвечает стоящим задачам.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.
Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.
К концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях учащиеся могут:
- сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
- предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
- отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).
Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования. На последующих этапах начальной школы эта работа будет продолжаться и совершенствоваться, включаться в состав других действий.
ОПЕРАТИВНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ PROClass
Слайд 1
Я хочу рассказать об одном из интерактивных средств обучения, имеющемся в нашей школе. «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass» – это интерактивная система тестирования, предназначенная для оперативной проверки знаний обучающихся. С её помощью проводится текущий, тематический и итоговый контроль знаний и мониторинг образовательных достижений обучающихся. Эта система может быть успешно использована в начальной, основной и старшей общеобразовательной школе, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Слайд 3
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass представлена программно-аппаратным комплексом, включающим в себя программное обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер, и комплектом оборудования, состоящим из приемника сигналов, беспроводных пультов (для ответа на вопросы педагога) и индивидуальных пронумерованных чипов (для удобства номер чипа обучающегося совпадает с его номером по списку в классном журнале). Всё оборудование хранится в удобном кейсе.
Слайд 4
Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучающиеся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемонстрировать свои знания и умения.
Программное обеспечение "Системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass" содержит наборы готовых тестов, составленных в соответствии с УМК «Школа России», но их легко адаптировать к тому УМК, по которому работает учитель.
Слайд 5
В ходе занятия я задаю вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, предлагаю варианты ответов, а учащиеся выбирают и отвечают простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени в виде диаграмм. Тест должен содержать 10 вопросов.
Слайд 9
По окончании занятия PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока.
Использовать систему PROClass возможно и во внеурочной деятельности. Так, в прошлом году с её помощью интересно прошла окружная литературная викторина для первоклассников.
Слайд 10
Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Дети с удовольствием выполняют задания, тогда как раньше многие перед контрольной работой или тестом переживали и волновались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Контрольно-оценочный материал для 4 класса
Тест, выполнен в программной оболочке Websoft CourseLab 2 Ресурс содержит 3 варианта тестовых заданий по математике в 4 классе. Может быть использован при организации самостоятельной или п...
Контрольно-оценочный материал для 4 класса
Тестовые задания данного ЭОР могут быть использованы как в классе, в качестве дополнительных заданий к разного рода контрольным работам, мини зачетам, при обобщении и повторении изученного материала, ...
Доклад деятельности апробационной площадки "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности"
Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...