Диагностика стартовой готовности первоклассников, как средство выявления сформированности предпосылок к учебной деятельности.
статья (1 класс) на тему
Диагностика готовности к школе - важное средство для достижения положительных результатов школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О диагностике первоклассников. | 900.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Сергиевская СОШ Хэкало А. В.
Диагностика стартовой готовности первоклассников, как средство выявления сформированности предпосылок к учебной деятельности.
Слайд 1. Каждый ребенок, который приходит в первый класс очень хочет хорошо учиться, а каждый учитель желает как можно лучше научить своих учеников. Исследованиями доказано, что труднее и длительнее проходит период адаптации у детей неподготовленных к систематическим занятиям. Поэтому педагог, принимающий первоклассников, должен как можно раньше выявить уровень развития и подготовленности своих учеников, используя различные диагностические задания.
Известно, что показатели готовности к школе подразделяется на несколько видов: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовности оценивают психологи. Но не во всех школах есть педагог-психолог, поэтому учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Диагностика имеет очень важное значение не только для учителя, но и для родителей первоклассника. Ведь некоторые поднимают планку возможностей своего малыша слишком высоко.
Перед поступлением в школу дети посещают детский сад, сейчас практически в каждом детском дошкольном учреждении работает психолог. Если это грамотный специалист, то ему удается в большинстве случаев найти общий язык с родителями воспитанников. Встречаются родители, которые стараются отдать своего ребенка в школу гораздо раньше положенного возраста, так как хотят, что бы он учился у определенного педагога, попал в класс со своим другом и др. Я говорю об этом потому, что в будущем это сказывается отрицательно на процессе обучения и создает трудности не только детям, но учителю.
Итак, рассмотрим положительные стороны использования диагностических методик в начальной школе, а конкретно в первом классе.
Слайд 2. В сентябре 2011 и 2015 года мною проводилась диагностика стартовых возможностей учеников, которая полностью подтвердила прогнозирование психолога детского сада. Результаты диагностики представлены диаграммой.
Среди моих выпускников (2011 -2015 уч. г.) 20,8% учащихся пришли в школу неподготовленными, 8,3% – не достигшими возраста 6,5 лет.
Слайд 3. Из группы с низким уровнем готовности к школе можно выделить следующие категории учащихся: дети, не подготовленные к школе по всем показателям, и дети, не достигшие возраста 6,5 лет.
Слайд 4. Результаты диагностик представлены в таблице:
Бланк обследования
МОУ Сергиевская СОШ класс 1 «б»
15 сентября 2011 года фронтальный опрос
№ | Фамилия Имя | Пол | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Всего | Примечания* |
1 | М | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 | ||
2 | М | 0 | 0 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 6 | ||
3 | М | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 4 | ||
4 | М | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 0 | 15 | ||
5 | Ж | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 10 | ||
6 | Ж | 1 | 2 | 0 | 3 | 1 | 1 | 3 | 11 | ||
7 | М | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 14 | ||
8 | Ж | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 4 | ||
9 | Ж | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 10 | ||
10 | М | 1 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 3 | 14 | ||
11 | М | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 12 | ||
12 | М | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 | ||
13 | Ж | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 3 | 0 | 12 | ||
14 | Ж | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 5 | Нет 6,5 лет | |
15 | М | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 2 | 0 | 15 | ||
16 | Ж | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 | ||
17 | Ж | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 13 | ||
18 | Ж | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 7 | ||
19 | М | 1 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 6 | ||
20 | М | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 0 | 10 | ||
21 | М | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | ||
22 | М | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 | ||
23 | М | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 13 | ||
24 | Ж | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Слайд 6,7,8. – зрительное восприятие (задание 1);
– пространственное восприятие (задание 2);
– представления, лежащие в основе счета, представления об операциях сложения и вычитания (задание 3);
– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
– фонематический слух и восприятие (задание 6);
– предпосылки к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
Таким образом, учителю становится ясно, какие слабые места у его подопечных и на что необходимо обратить внимание.
Диагностика помогает педагогу не только выявить уровень учащихся, но и спланировать свою работу, используя индивидуально-дифференцированный подход.
Слайд 9,10.
На уроках чтения, например, я использую индивидуальные карточки с заданиями, рассчитанными на 4 уровня развития детей. Так группа ребят с низкими стартовыми возможностями получает задание №1, где дети должны найти знакомые буквы, обвести их в кружок, прочитать слоги с изученной буквой. Вторая группа вставляет изученные буковки в слова, составляет слова из слогов. Таким образом, каждая группа ребят работает на своем уровне, получая удовлетворение и положительные эмоции от достигнутых результатов.
Слайд 11. Диагностика дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и «зону его ближайшего развития», т. е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Ведь на вопрос «почему ты присоединил белочку к этой картинке?» ребенок может дать ответ: «Потому что внизу на картинке уже 5 животных, а наверху только 4!» Ну, как тут поспоришь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности...
Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе
Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....
Диагностика стартовой готовности
Диагностика стартовой готовности. Школьный старт...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...
Диагностика стартовой готовности первоклассников
Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников.Анализ результатов....
Диагностика стартовой готовности первоклассников
Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников....