Формирование УУД на уроках чтения в начальной школе.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Развитие УУД на уроках литературного чтения.
ШМО учителей начальных классов.
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
Чекрыжова С.В.
В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Примером могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»; «Для чего (для кого) учишься ты?».
2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?».
3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях литературным чтением постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения. Перспективными для формирования общеучебных универсальных действий является выполнение творческих заданий: отбор материал в соответствии с темой, его структурирование и словесное оформление. В процессе коллективных обсуждений текстов мастеров художественного слова и текстов собственного сочинения учащиеся выделяют и удерживают предмет обсуждения, критерии его оценки.
Общеучебные универсальные действия:
1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.
2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
4. Знаково-символические действия. Моделирование на уроках литературного чтения: составление моделей обложек, оставление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами.
Формирование логических универсальных действий:
1. Подведение под понятие. Например, формирования понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены.
2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.
3. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.
4. Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев. Например: Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы).
Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.
Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением. Поиск дополнительной информации в контролируемом Интернете, электронное тестирование также усиливают результативность применения традиционных методик обучения литературному чтению.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....
Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
формирование УУД в начальной школе (математика)...
Формирование УУД на уроках математики в начальной школе.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором" и "строителем" образовательного процесса. Достижение данной цели становится во...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках чтения в начальной школе.
Процесс овладения обучающихся начальной школы полноценным навыком чтения, является на данный момент, актуальным в соответствии с требованиями предъявляемыми к современной школе....
Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе
Рассмотрены некоторые формы сотрудничества, способствующие формированию УУД, которые использую на своих уроках...
Формирование УУД на уроках чтения в начальной школе.
Перечислены основные УУД, формируемые на уроках чтения в начальной школе....
Методы и приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе.
Иэ опыта работы. Выступление в Окружном Методическом центре Юго-Западного окружного управления образования департамента образования г.Москвы...