Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по теме

Основы ИКТ-компетентности являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования  УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ikt-kompet.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ- компетентности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ-компетентности, как средства формирования УУД.

Основы ИКТ-компетентности являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования  УУД.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования УУД, как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

 

1) Формированию ИКТ-компетентности способствует метод учебного проекта.

Метод учебных проектов подразумевает:

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.

(Статья «Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий проектной деятельности»).

Примеры проектов на сайте: «Мой прекрасный город», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Покормите птиц зимой», «Матрешка-символ России».

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности учащихся.

Учащиеся 3-4 классов сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу в виде презентаций, слайд-шоу, видеофильма. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий, развитию значимых личностных качеств.

(Статья «Виртуальное путешествие как форма внеурочных занятий в начальной школе»).

Формирование ИКТ-компетентности проходит и во внеурочное время.

Выпуск школьной газеты «Переменка».

Работа в газете:

- способствует развитию коммуникативных умений: умению сотрудничать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, оказывать поддержку друг другу;

- создает ситуацию успешности;

- формирует навыки журналистского труда;

- способствует воспитанию в растущем ребенке активной жизненной позиции.

Цель: освещение интересных событий из жизни школы, рассказы об увлечении учеников, обучение первоначальным умениям написания статей, выпуска газеты и деятельности журналиста.

2) Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажерных программ.

(Медиадидактика).

Я  являюсь активным участником сетевых сообществ, участником форумов, мастер-классов, семинаров, конкурсов, организованных руководителями сообществ. Участие в мастер-классах дает мне возможность накопить методические материалы на различные темы и увеличить диапазон моих возможностей. Я получила возможность изучить некоторые технологические приемы медиадидактики в программе Power Point и создать авторские цифровые ресурсы. 

Использование приемов медиадидактики на уроках нацелено на активизацию познавательной деятельности учащихся.

1. "Анимированная сорбонка"

2. Универсальный тренажер"

3. Интерактивный кроссворд"

4. Тестер А.Н. Комаровского

Некоторые интерактивные доски имеют инструмент «Шторка». Такой же прием можно выполнить и в программе PowerPoint. Использование данного приема позволит закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.

Педагоги давно используют на уроках кроссворды, с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. По команде учителя  могут появиться правильные варианты ответов.

Тестирование – одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний. Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя. Да и контроль репродуктивных знаний требует новых подходов. Я использую тестер А.Н. Комаровского.

Специальный  шаблон А.Н. Комаровского я использую для создания тестов  с выбором одного или нескольких правильных ответов. В результате прохождения такого теста обучающийся получает возможность увидеть свои результаты, получит оценку своей работы и найти допущенные ошибки.  При создании такого теста я могу запрограммировать уровень требований к выполнению работы, настроить балльную систему оценивания и время  отводимое для выполнения работы. Обучающийся так же имеет возможность выполнить задание повторно и улучшить свой результат.

Использование разного вида тестирования позволяет мне создавать наиболее комфортные условия для обучающихся, а я имею возможность оперативно проверить знания учащихся и затратить для этого от 5 до 10 минут урока.

Технологический прием «Анимированная сорбонка» удобен для создания медиаресурсов, которые можно использовать при фронтальной работе.

Данный прием представляет "переворачивающуюся карточку", на которой может быть записан пример, слово с пропущенными буквами или числами. При нажатии на карточку, она переворачивается и учащиеся могут проверить свой ответ.

В такой игре тренируются не только знания обучающихся, но и активизируется внимание, включается зрительная память.

С моими авторскими работами  можно ознакомиться на моём персональном сайте в социальной сети работников образования.

В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

3) Обучение учащихся созданию презентаций.

Одна из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности.

4) Использование электронных физминуток.

Анимационная физминутка способна отвлечь ребенка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.

На своих уроках я использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе Power Point с музыкальным сопровождением.

Результативность.

Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в диагностике сформированности УУД, которая подтверждает эффективность данного опыта, что подтверждается в период итоговой аттестации учащихся.

Литература:

1. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Е.И.Булин-Соколова, т.А.Рудченко, А.Л.Семенов, Е.Н.Хохлова. –М.:Просвещение, 2012.

2. Носова Ольга Михайловна «Изучение технологических приемов медиадидактики в программе Power Point».

3. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемыВолгоград: Учитель, 2011.

4. Хирьянова И.С.  «Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий проектной деятельности».

5. Игнатьева А.С.  «Виртуальное путешествие как форма внеурочных занятий в начальной школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...