Статья "Технология критического мышления"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Приложение к критерию 3.1.1., 3.1.2., 3.1.3
Отчёт
об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Натальи Николаевны Толчениковой
В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)
Считаю эффективным средством в работе учителя начальных классов применение комплекса современных образовательных технологий: технологии критического мышления, игровых технологий, методов проекта, информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, современных здоровьесберегающих технологий.
На методическом семинаре, проведенном с использованием дистанционных технологий в режиме онлайн с г. Екатеринбургом «Центр развития образования», познакомилась с технологией развития критического мышления. Данная технология, по моему мнению, основная в моей работе, поскольку эта технология тьюторская и включает в себя и методы проектов и игровые технологии, кейс-технологии. Освоение технологии дало мне понимание, что в основе способности к самообразованию и способности к саморегуляции своей деятельности лежат рефлексивные умения. А использование технологии развития критического мышления в учебно-бразовательном процессе обучает рефлексии и способствует формированию учебно - познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.
Основная идея технологии развития критического мышления - конструирование такого процесса учения, в котором учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, соотносят то, что они усвоили, с собственным опытом; работая с информацией разного вида, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире; предлагают и аргументируют возможности решения проблемы.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Уроки в начальной школе способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках литературного чтения, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Технология критического мышления помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя.
Использование технологии критического мышления позволяет формировать такое мышление, а значит, и формировать умения планировать и оценивать собственную деятельность, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений, работать с информацией. Кроме этого, эта технология, которая способствует развитию коммуникативной компетентности.
Как же строится учебное занятие (технологию развития критического мышления можно использовать не только на уроках, но и на классных часах, на занятиях курсов внеурочной деятельности) в данной технологии?
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии критического мышления стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).
В уроке, занятии, построенном в соответствии с рассматриваемой технологией, выделяю три стадии (фазы).
Первая стадия (фаза) – вызов. Задачи этой фазы: вызвать интерес у учащихся к теме, заинтересовать каждого ученика в получении новой информации; актуализировать имеющиеся знания, создать ассоциации, предположения, поставить цель деятельности. Причем цель ставит каждый ребенок сам для себя (а не учитель). На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
Вторая стадия (фаза) – осмысление. На этой стадии идет работа с текстом. Главными задачами второго этапа являются: соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
Третья стадия (фаза) – рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу, собственной позиции; анализ всего процесса изучения материала.
На каждой стадии использую различные приемы, направленные на достижение необходимых задач и получение требуемого результата. Стоит отметить, что многие приемы могут быть применимы на разных стадиях.
Использование в своей педагогической практике технологии критического мышления помогает мне понять путь познания ученика, а значит, планировать и организовывать образовательный процесс, выбирая эффективные методы и технологии обучения.
В своей работе применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
(урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок–путешествие
«В космос»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Применение проектных методов работы позволяет мне добиваться высоких результатов в урочной и внеурочной работе. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.
При работе по методу проектов учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста подбираем так, чтобы в них отражалось предметное содержание, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, использована мною для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, подобрана мною в области познавательных интересов ребёнка и находится в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования ограничиваю 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения, кубановедения. Провела открытые уроки с использованием презентаций: по окружающему миру - «Путешествие в космос», «Страны Европы» по русскому языку «Волшебный русский язык», по кубановедению – «Красная книга Кубани», интегрированный урок для родителей «Стань волшебником». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
- Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык», «Природа, Человек, общество»
- Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».
- Создала серию тестов при помощи программы «Mikrosoft Offis в школе»
- По возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания(СДВ). Для сохранения психического здоровья этой группы детей, корректировки их поведения регулярно совместно со школьным психологом готовила и проводила родительские собрания по теме «Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания», использовала методические рекомендации М.М.Безруких.
Также в своей практике для укрепления психического здоровья учащихся, использую:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
- Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) - (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»)
- Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы
Из опыта работы поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Поэтому выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Таким образом, применение современных образовательных технологий, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий дает возможность педагогу самообразовываться, достигать высоких результатов в урочной и внеурочной деятельности.
7.09.2015 г.
Учитель начальных классов Н.Н. Толченикова
Директор МБОУ СОШ №1 Н.Н. Баева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления
В локументе представлены способы развития критического мышления....
Урок литературного чтения с элементами критического мышления.
Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.
Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...