"Первые дни первоклассника в школе" (статья)
статья (1 класс) на тему

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Опыт и наблюдение показывают, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Молодым педагогам на заметку.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница.   Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. И в этот период очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Ребёнка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт и наблюдение показывают, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

                Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.


            Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные учёные называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом". И у разных детей этот процесс протекает по-разному.

Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.

Здесь, безусловно, очень многое зависит от самого учителя, от его индивидуального подхода к  ученикам.  Если бедного,  напуганного ребёнка, просто растерявшегося на первом уроке,  начнут при всех унижать, ругать, акцентировать внимание на его пока безобидных ошибках – естественно, у такого ребёнка пропадёт желание ходить в школу и учиться. Грамотный подход учителя к работе – это уже 80% того, что период адаптации пройдёт легко.

Необходимым условием успешной адаптации ребёнка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Во-первых, у учителя постоянно должна идти грамотная работа с родителями. На первом же собрании учитель должен объяснить, что ругать ребёнка за ошибки нельзя. Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Объяснить, что чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Родителям необходимо помнить: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

Во-вторых, необходимо помнить, что каждый ребёнок будет реагировать на всё по - своему. У кого-то процесс адаптации пройдёт гладко и прекрасно и проблем не будет, но если у ребёнка стресс, он капризничает, отказывается идти в школу, плачет, то родителям следует провести с ним беседу, в которой объяснить своему малышу, что сразу ни у кого никогда ничего не получается, что нужно время. При этом постоянно его поддерживать (я тебе всегда помогу, мы спокойно сядем и решим ту или иную проблему). Любому ребёнку в такой период просто необходима поддержка.  

Самый важный результат такой помощи - восстановить у ребёнка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родитель - учитель).

И, в заключение, просто необходимо сказать, что когда учёба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

                                               Москва 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября. Первый урок первоклассников.

Разработка первого урока для первоклассников....

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

Почему дети не любят школу? Статья.

Что сделать, чтобы ребёнок полюбил школу? Как сгладить переход из детства во взрослую жизнь. Причин нежелания учиться много....

Блицтурниры на уроках математики в начальной школе (статья).

Хочу познакомить с одним из видов работы на уроках математики в начальной школе, при выполнении которой учащимся необходимо быть внимательными, сосредоточенными, проявить сообразительность, твор...

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

Первый урок первоклассника

Данный материал поможет пробудить у детей интерес к школе, знаниям,  познакомить детей со школьными правилами и основными требованиями учителя в игровой обстановке.....

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...