«Научное общество учащихся «Шаг к успеху»
статья (4 класс) на тему
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как образовательная среда для организации исследовательской деятельности обучающихся»
В настоящее время главной проблемой образования является переход к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Необходимость такого перехода обусловлена с одной стороны - модернизацией образования, переходом на новые ФГОС и с другой - поиском новых форм организации образовательной среды, новых методов и приёмов обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса. Поэтому современный учитель – это, прежде всего «творец» учебного процесса, это педагог, способный создавать благоприятные условия для развития и формирования личности каждого ребенка.
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны дать детям знания, научить их основам познания окружающего мира, создать условия для развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка.
В нашей школе (МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа») разработана и апробирована система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. В эту систему входят:
- работа предметных кружков, где проходит погружение ребенка в предметную область;
- организация и проведение ученических конференций и олимпиад, где учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт и показывают свои знания и широту кругозора;
- организация и проведение познавательных и интеллектуальных игр.
В целом, накоплен позитивный опыт по организации исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого класса и продолжается на всём протяжении обучения школьников.
Учащиеся начальной школы по своей природе исследователи, поэтому их интересует всё новое, неизвестное. Дети лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, а значит, способствует самореализации и самоопределению человека в будущем.
С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников, в 2012 году под руководством инициативной группы учителей Малышевой Н.В., Фёдоровой М.А. и Смирновой Ю.А. в МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся (НОУ) «Шаг к успеху».
Создание НОУ «Шаг к успеху» проходило в два этапа.
Первый этап предусматривал знакомство и изучение опыта других образовательных учреждений по организации деятельности подобных обществ, а также оказание методического сопровождения учителям, внедряющим проектно - исследовательскую деятельность в образовательный процесс.
В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ школы, которую возглавляет – руководитель методического совета школы.
Целью школьного НОУ является создание условий для интеллектуального развития ребёнка в самостоятельной творческой деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей и интересов. Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности. Прежде всего – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Шаг к успеху». Ребёнок должен сам захотеть поработать над проблемой, а стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, познакомить с научной литературой.
Поэтому мы выделяем следующие принципы работы НОУ:
- сотрудничество - творческое объединение усилий педагогов, обучающихся и их родителей, в котором все участники процесса получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
- межпредметность – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребёнка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
- научность – исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно-популярной литературы, знакомятся на доступном им уровне с научными методами работы. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте закладываются навыки научного поиска.
Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком- либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.
Проектно-исследовательскую деятельность младших школьников мы строим по следующим направлениям:
- организация проектно-исследовательской деятельности на уроке;
- занятия исследовательской деятельностью в кружках «Я - исследователь», «Вокруг тебя мир», «Почемучки» и др.;
- работа НОУ «Шаг к успеху» в соответствии с Положением и утверждённым планом работы на учебный год;
- проведение ежегодной научно-исследовательской конференции «Первые открытия».
Именно на научно-исследовательской конференции «Первые открытия» подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год, заслушиваются лучшие работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри из числа наиболее подготовленных обучающихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования оценивает выступление участников конференции и определяет победителей данного конкурса.
Стараясь познать мир вокруг себя, малыши делают посильные для себя открытия: «Как появляются снежинки?», «Почему лягушка скользкая?» или «Кто раскрасил радугу?», «Как устроены мыльные пузыри», «Почему вулкан извергается», «Как вырастить птенца стрижа в домашних условиях?». Разумеется, за этим результатом стоит творчески работающий учитель. Практика убедительно показывает, что организация исследовательской деятельности обучающихся является трудным, кропотливым для педагога занятием, но в тоже время очень интересным и увлекательным. Ведь победа ученика это радость учителя, работающего с ним. С ростом ученика растёт и учитель! Таким образом, научное общество учащихся «Шаг к успеху» создает оптимальные условия и для повышения квалификации учителей школы в области реализации современных подходов к организации проектно - исследовательской деятельности.
Одним из главных результатов работы НОУ «Шаг к успеху» мы считаем создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности обучающихся, развитие познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки школьной программы. Работа в НОУ формирует у детей не только способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, но эффективно сотрудничать в группах со сверстниками и единомышленниками. У ребят появляется возможность представить работы для участия в городских и межрегиональных конференциях и семинарах, опубликовать наиболее интересные исследования на сайте одарённых детей «Алые паруса». И быть может нынешние члены общества это не только будущие победители муниципальных, областных конференций, это не только студенты ВУЗов, но и будущие учёные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы научного общества учащихся "Поколение"
План работы научного общества учащихся начальной школы "Поколение" на четыре года. Для чего нужно знать историю своей семьи? Составление родословной. Составление генеалогического древа....

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"
Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

Положение о научном обществе учащихся "Юный исследователь"
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, ...

Сценарий заключительного заседания научного общества учащихся «Поиск»
В разработке представлены стихи, выступления по научному обществу учащихся....

Заседание научного общества учащихся начальных классов.Тема:"Обыкновенное чудо - соль".
Заседание научного общества учащихся начальных классов , по теме:" Обыкновенное чудо- соль" поможет учителям начальных классов при составлении кружкового занятия или при ...

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать ...