Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (из опыта работы)
статья на тему

Калябина Лариса Викторовна

Здоровье детей – это общая проблема родителей, медиков и педагогов. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx136.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». (из опыта работы)

учитель первой квалификационной категории

 Калябина Лариса Викторовна

ГБОУ СОШ с.Владимировка

2кл

       Здоровье детей – это общая проблема родителей, медиков и педагогов. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

-   организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих   предотвращению     состояния         переутомления, гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-    учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

       Цель здоровьесберегающих  технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения с 1-4класс,  сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Исходя из всего, что было сказано ранее, здоровьесберегающий урок или внеклассное мероприятие должны обеспечивать и ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока или мероприятия. Урок или мероприятие считается удавшимся, если к его концу здоровья или прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.

А отсюда, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё и такие задачи:
- помочь ученику сохранить свое здоровье;
- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни;
- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

Классная образовательно-воспитательная программа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то,  во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"

Академик, хирург Н. М. Амосов.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

В течение 4 лет (на первой ступени) я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса.

Данная программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, учеников,  медицинских работников, учителя физкультуры, психолога.

Цель программы: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи:

увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

 предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);

воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;

ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты: 

•   улучшение  показателей физической подготовленности, состояния здоровья обучающихся;

•   устранение перегрузки и стрессовых ситуаций для учащихся;

•    повышение  уровня реальных учебных возможностей каждого ученика;

•   повышение уровня двигательной активности обучающихся;

•    осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха   в учебе и на последующих этапах жизни.

  В своей работе необходимо использовать следующие принципы     здоровьесберегающих технологий:

  • «Не навреди!». Учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, в конкретных условиях.
  • Принцип сознательности. Нацеливаю на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действии позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Предполагает преемственность ступеней обучения.
  • Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, я всесторонне развиваю каждого ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

  • Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  •  Принцип активности – предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и  принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Я  убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

        

 Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является  урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.

Расписание уроков составляется по шкале трудности предметов.

Предмет

Балл

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Природоведение

Литературное чтение

Рисование

Музыка

Труд

Физкультура

11                                                                                                      

10

7

7

7

1

2

4

5

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения,  считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков в носочках на массажных ковриках, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Эти  самодельные коврики (из крышек от пластиковых бутылок) изготовлены родителями при участии детей.

Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют   игровые перемены, уроки физической культуры ( учитель Калябина Л.В.).

       Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

         Для профилактики простудных заболеваний в классе проводится фитотерапия и витаминизация, дети делают точечный массаж.

       Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся различные физминутки в стихотворной форме обязательно под музыку и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения (электронные физминутки для глаз, зрительная гимнастика по Базарному В.Ф.)

      В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разноуровневые домашние задания.

    Так же важное значение имеет аромотерапия. В классе выращиваем герань(снимает неуверенность в себе);

хлорофитум (хорошо очищает воздух);

кактус (нейтрализует радиоактивность).

Во время эпидемии гриппа в классе разложен свеженарезанный лук и чеснок;

В школьной столовой пьют чай с шиповником (во время эпидемии гриппа).

         Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки - путешествия, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Так  на районном МО учителей начальных классов мною был дан урок-презентация математики во 2 классе «Путешествие в осенний лес».

Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Ежегодно весной проводится «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ», где дети принимают активное участие.

На классных часах: «Откуда берутся грязнульки?», «Волшебные правила здоровья», «Как выполнять домашнее задание», «Здоровье – дороже золота» говорим с ребятами о здоровом образе жизни.

         Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов,  соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие:  “Но прежде всего мы родители”, «Не хочу делать уроки», «Мотивы учения младших школьников», «Как сберечь здоровье ребёнка».

Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков  перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.  

Работа  внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

Мной была разработана программа кружковой деятельности «Здоровейка», «Уроки доктора Здоровье».

      Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В течение четырех лет, с 1-го по 4-й класс, я  систематически и последовательно провожу работу по здоровьесбережению.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

   Список используемой литературы:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва:Вако, 2004.

2.Чупаха И.В, Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. Москва – Ставрополь.2004

3.Карасева Т.В Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Начальная школа.2005г.№11 с75.

4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.:АПК ПРО.2002.

5.Жирова Т.М. Твоя жизнь – твой выбор // Развитие ценностей здорового образа жизни школьников – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.

6.Цабыбин С.А.  Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ипользование инновационных и традиционных пед. технологий в начальной школе ( из опыта работы)

Отчет о проделанной работе с детьми 3-его класса за учебный год....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Методическое пособие «Использование игровых технологий в начальной школе» (из опыта работы)

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...