Рабочие программы УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Данный файл включает рабочие программы для 1-го класса по всем предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс | 229.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе.
1 класс.
Начальная школа 21 века.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для I класса начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с программой «Литературное чтение», под редакцией Н. Ф. Виноградовой, примерной программой начального общего образования по литературному чтению, созданной на основе ФГОС (2009 г.) начальной школы.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературы — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литература»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Планируемые результаты обучения
1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
- находить в тексте произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- придумывать истории с героями изученных произведений;
- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- получать информацию о героях, произведении или книге;
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
- дополнять таблицы, схемы, модели;
- сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
- находить в тексте информацию о героях произведений.
Тематическое планирование курса «Литература»
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю литературное слушание проводится на уроке пятого часа письма (интегрированный урок письмо и литературное слушание) в 1 полугодии, а затем во 2 полугодии 4 ч в неделю литература, из них 1 час – литературное слушание.
Как предмет вводится со 2 полугодия.
3 четверть – 35 ч
4 четверть – 30 ч
Итого: 65 ч
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. Работа с текстом научно-популярного произведения Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Библиографическая культура Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. Говорение (культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения). Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать свое суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений. |
Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать художественные произведения с научно-популярными. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
Чтение: работа с информацией | Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
Календарно - тематическое планирование по литературе.
Дата план. | Дата провед. | № | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
3 четверть (35 ч). | |||||
Литературные (авторские сказки, народные сказки). | |||||
1 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). | 1 | |||
2 | Литературное слушание. Стихи о родной природе. А. Блок «Снег да снег». | 1 | |||
3 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | 1 | |||
4 | В. Г. Сутеев «Кораблик». Дополнительное чтение. Кир Булычев «Скороговорка». | 1 | |||
5 | Проверка выразительности чтения. | 1 | |||
6 | Литературное слушание. Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок». | 1 | |||
Учимся уму-разуму. Рассказы, стихи для детей, о детях. | |||||
7 | В. В. Бианки «Лис и Мышонок». Загадка. | 1 | |||
8 | К. Д. Ушинский «Играющие собаки». Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Косточка». | 1 | |||
9 | В. А. Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И. Северянин «Её питомцы». | 1 | |||
10 | Литературное слушание. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». | 1 | |||
11 | Е. Пермяк «торопливый ножик». Пословицы. | 1 | |||
12 | В. А. Осеева «Потерянный день». Пословица. | 1 | |||
13 | В. А. Осеева «Три товарища». Дополнительное чтение. В. А. Осеева «Печенье». Пословицы. | 1 | |||
14 | Литературное слушание. Н. Саконская «Мы с мамой». Дополнительное чтение. Э. Успенский «Все в порядке». | 1 | |||
15 | А. Л. Барто «Я – лишний». Я. Л. Аким «Мама». | 1 | |||
Читаем о родной природе (рассказы, стихотворения). | |||||
16 | Л. Н. Толстой «Солнце и ветер». В. В. Бианки «Синичкин календарь». Дополнительное чтение. Э. Мошковская «Лед тронулся». | 1 | |||
17 | И. С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка. Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька». Загадка. | 1 | |||
18 | Литературное слушание. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | 1 | |||
19 | С. Я. Маршак «Апрель». М. М. Пришвин «Лесная капель». | 1 | |||
20 | Проверка навыка чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). | 1 | |||
О наших друзьях- животных. | |||||
21 | И. Мазник «Давайте дружить». | 1 | |||
22 | Литературное слушание. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дополнительное чтение. Ю. Коваль «Бабочка». | 1 | |||
23 | С. В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. | 1 | |||
24 | Е. И. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на зоопарк». | 1 | |||
25 | М. М. Пришвин «Ежик», Ю. Могутин «Убежал». Б. Заходер «Ежик». | 1 | |||
26 | Литературное слушание. Литературные сказки. Бр. Гримм «Заяц и еж». | 1 | |||
27 | М. М. Пришвин «Норка и Жулька».Русская народная песня «Котик». Загадка. | 1 | |||
28 | Проверка начитанности. | 1 | |||
29 | Э. Шим «Глухарь». Дополнительное чтение. Г. А. Скребицкий «Самые быстрые крылья». | 1 | |||
30 | Литературное чтение. Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазеры». | 1 | |||
Учимся уму-разуму. | |||||
31 | М. Пляцковский «Добрая лошадь». | 1 | |||
32 | В. А. Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица. | 1 | |||
33 | В. В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Пословица. Дополнительное чтение. Е. А. Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого». | 1 | |||
34 | Литературное слушание. Произведения о детях. Е. ильина «Шум и Шумок». | 1 | |||
35 | И. Бутмин «Трус». | 1 | |||
По плану: | 35 ч | ||||
Дано: | |||||
4 четверть (30 ч). | |||||
36 | Е. А. Пермяк «Бумажный змей». | 1 | |||
37 | В. Берестов «Сережа и гвозди». | 1 | |||
Читаем сказки, пословицы, считалки. | |||||
38 | М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. | 1 | |||
39 | Литературное слушание. Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски». | 1 | |||
40 | В. Орлов «Как малышу нашли маму». | 1 | |||
41 | А. Усачев «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке» (считалка). | 1 | |||
42 | В. Г. Сутеев «Цыпленок и Утенок». | 1 | |||
43 | Литературное слушание. Сказки о животных. В. Сутеев. «Палочка-выручалочка». | 1 | |||
44 | С. Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить». | 1 | |||
45 | Д. Биссет «Дракон и Комодо». | 1 | |||
46 | Итоговая проверка навыка чтения (способа чтения, правильности, понимания, выразительности). | 1 | |||
47 | Литературное слушание. Рассказы о детях «Пичугин мост». | 1 | |||
О наших друзьях-животных. | |||||
48 | А. Л. Барто «Жук». | 1 | |||
49 | Н. Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. | 1 | |||
50 | Е. И. Чарушин «Как Никита играл в доктора». | 1 | |||
51 | Литературное слушание. Стихи о природе. Е. Трутнева «Когда это бывает?» | 1 | |||
52 | Е. И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. | 1 | |||
53 | В. Берестов «Выводок». Дополнительное чтение. Книга Е. И. Чарушина «Большие и маленькие». | 1 | |||
54 | Литературное слушание. Рассказы для детей. В. Чаплина «Мушка». | 1 | |||
Читаем о родной природе. | |||||
55 | И. С. Соколов-Микитов «Радуга». А. Л. Барто «Весенняя гроза». | 1 | |||
56 | Е. Трутнева «Эхо». И. Шевчук «Ленивое эхо». Дополнительное чтение. К. И. Чуковский «Загадка». | 1 | |||
57 | Литературное слушание. Рассказы о детях. С. Баруздин «Человеки» (отдельные рассказы). | 1 | |||
58 | И. С. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев «Травка зеленеет». | 1 | |||
59 | Диагностика. Сформированность учебной и читательской деятельности. | 1 | |||
60 | Я. Тайц «Всё здесь». Дополнительное чтение. Я. Тайц «По ягоды». | 1 | |||
61 | Литературное слушание. Русская народная сказка «Терешечка». | 1 | |||
62 | Загадка. К. И. Чуковский «Радость». | 1 | |||
63 | Комплексная контрольная работа (тест). | 1 | |||
64 | М. Есеновский «Моя небольшая родина». В. Лунин «Я видела чудо». | 1 | |||
65 | Р. Валеева «Здравствуй, лето!» | 1 | |||
По плану: | 30 ч | ||||
Дано: | |||||
По плану за год: | 65 ч | ||||
Дано за год: |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2010.
- Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей». М.: «Вентана-Граф», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....
Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК "Школа 2100"....
Рабочие программы начальная школа 4 класс ФГОС
В данной папке собраны рабочие программы по всем предметам 4 класса с учётом требований ФГОС. Они будут полезны для учителей начальных классов....
Рабочие программы начальная школа 3 класс УМК " Планета знаний"
Рабочие программы начальная школа 3 класс УМК " Планета Знаний"...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
рабочая программа начальная школа 1 класс школа россии
рабочие прграммы по программе школа россии. математика, русский язык, литературное чтение, изо, кубановедение. музыка., технология....